0
1539
Газета Печатная версия

16.07.2008

Старообрядческая столица Поволжья

Михаил Родин

Об авторе: Михаил Михайлович Родин - кандидат филологических наук, доцент кафедры гуманитарных дисциплин Балаковского филиала Поволжской академии государственной службы.

Тэги: город, старообрядцы, храм, община


город, старообрядцы, храм, община Митрополит Корнилий посетил Балаково в конце июня.
Фото Алексея Карпова

Во всех исторических справочниках и путеводителях о городе Балаково Саратовской области говорится, что он был основан старообрядцами, переселившимися на Волгу из Гомельского воеводства тогдашней Польши.

Датой основания города считается 1762 год. Но эта дата выбрана произвольно: в декабре 1762 года императрица Екатерина II издала манифест, дозволяющий староверам вернуться из-за границы, куда они бежали от преследований. Есть сведения, что поселение на месте нынешнего Балаково возникло раньше, однако именно дата издания манифеста традиционно является точкой отсчета истории города.

Со старообрядцами связано не только основание Балаково, но и вся дореволюционная история города. До 1917 года Балаково входило в состав Самарской губернии. Небольшое село, почти полностью населенное староверами, благодаря их усердию и трудам скоро стало вторым после Самары экономическим центром губернии. Тогда Балаково называли «хлебной столицей Поволжья»: настолько крупной была здесь торговля зерном.

Старообрядцы Балаково внесли огромный вклад в развитие промышленности не только города, но и всей России. Федор Абрамович Блинов, хозяин механического завода, основанного в 1892 году, прославился тем, что создал первый в мире гусеничный трактор. Американцы было пытались оспорить его первенство, но неопровержимо доказано, что Блинов разработал «особое устройство – вагон с бесконечными рельсами для перевозки грузов по шоссейным и проселочным дорогам» лет на 30 раньше заморских изобретателей. Хотя Блинов получил в 1879 году патент на свое изобретение, трактор так и не был пущен в серийное производство.

Другой механический завод, открытый в 1899 году братьями Мамиными, к 1914 году стал главным городским промышленным предприятием. Этот завод сегодня называется ЗАО «Волжский дизель братьев Маминых». Якова Васильевича Мамина называют «отцом отечественного тракторостроения». В 1912 году он построил первый колесный трактор с дизельным двигателем собственной конструкции.

Как и изобретение Блинова, трактор Мамина не был пущен в производство до революции. Но Советская Россия по достоинству оценила потенциал машины. В 1924 году Ленин поручил Мамину открыть производство небольших тракторов «Карлик» в соседнем городе Марксштадте. Позднее Мамин стал одним из главных организаторов первого советского тракторного завода в Челябинске.

Брат Якова, Иван Васильевич Мамин, был первым председателем Совета городских уполномоченных после того, как в 1911 году селу Балаково был присвоен статус города.

Перед революцией половина жителей 20-тысячного Балаково была староверами. Здесь было несколько старообрядческих храмов и моленных. Самый замечательный и известный – Троицкий храм, построенный по проекту прославленного архитектора Федора Осиповича Шехтеля. Храм был построен на личные средства балаковских хлеботорговцев братьев Мальцевых.

Современник писал об этом храме: «Своим внешним величием он превосходит и московские церкви: одна постройка его обошлась в миллион рублей. Стиль его особенный, напоминающий готический, кладка его из ценного камня так подогнана, что он кажется вылитым из цельного мрамора. Весьма ценен он и по внутреннему убранству. И колокольный звон его могуч, главный колокол весит 680 пудов».

Первым священником Троицкого храма стал Иоанн Поляков. Позднее здесь служили священники Константин Зверев, Михаил Зотов, диаконы Михаил Михеев и Григорий Маслов. В 1929 году церковь закрыли, ее священника арестовали.

Храм не был разрушен только потому, что больше всего подходил для народного театра имени Василия Чапаева. Но вскоре театр пришлось закрыть из-за низкой посещаемости, а здание приспособить под склады. Потом здесь располагался дом культуры имени Феликса Дзержинского, а в 1992 году Троицкий храм передали Русской Православной Церкви (РПЦ).

За годы советской власти старообрядческая община в Балаково ослабла. Не было ни церкви, ни священника, не было возможности вместе молиться. Часть староверов из-за отсутствия своего храма стала ходить в храм РПЦ – в тот самый, Троицкий. Многие отошли от веры или просто потеряли связь с общиной. Дети не получали должного христианского воспитания. Поэтому сегодня потомки старообрядцев приносят антикварам древние книги, по которым молились предки. Единственное, что порой удерживает их от продажи, – невысокая предлагаемая цена┘

Многим староверам казалось, что выхода из этой ситуации нет, ведь ближайший старообрядческий храм находится в Саратове, в двухстах километрах от Балаково. Пожилые и немощные не ездят в Саратов, а священник оттуда приезжает только несколько раз в год.

Однако старообрядческая община в Балаково не исчезла. Есть люди, желающие вместе молиться и служить Богу и ближним, хранить память о вере отцов. Община возрождается, ведь у староверов есть огромный духовный заряд, который сохранял их православную духовность и во времена жестоких гонений, и во времена безверия┘ Уже собраны документы, необходимые для регистрации общины, выбран ее председатель.

20 июня этого года, глава Русской Православной Старообрядческой Церкви митрополит Московский и всея Руси Корнилий (Титов) посетил Балаково. Он встретился с представителями городской администрации, но, к сожалению, ни глава района, ни глава города не смогли встретиться с митрополитом. Представители администрации поприветствовали архиерея и рассказали об истории и современности города. В ответном слове митрополит Корнилий высказал пожелание, чтобы жители Балаково не только строили предприятия-гиганты, но потрудились и над созиданием своих душ. Кроме того, он поведал о возрождающейся старообрядческой общине и о том, что у нее, в прошлом имевшей такой прекрасный храм, теперь нет даже помещения, которое можно указать в качестве юридического адреса. Власти города отдали Троицкий храм РПЦ. Может ли старообрядческая община рассчитывать на то, чтобы получить взамен хоть какое-нибудь помещение? Замглавы Балаковского муниципального района Вячеслав Косолапкин заверил митрополита Корнилия в том, что администрация готова приложить все усилия для решения этого вопроса.

Через четыре года будет праздноваться 250-летие Балаково. Это прекрасный повод вспомнить тех, кто его основал. Староверы готовы украсить город к празднику новым деревянным храмом в традициях древнерусского зодчества, организовать выступление хора знаменного пения и выставку древнерусского искусства, провести научный семинар, посвященный истории Балаково и края. Нужно ли это городу? Несомненно! Захотят ли этому посодействовать городские власти? Увидим┘


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Демократическое послушание в Екатеринбурге

Демократическое послушание в Екатеринбурге

Андрей Мельников

Епархия оказалась одной из сторон политического противостояния

0
498
В Петербурге хотят снести православный храм

В Петербурге хотят снести православный храм

Артур Приймак

Деревянную часовню и воскресную школу признали незаконными постройками

0
415
В Екатеринбурге провели опрос о месте строительства храма

В Екатеринбурге провели опрос о месте строительства храма

0
589
В Екатеринбурге властям удался важный эксперимент

В Екатеринбурге властям удался важный эксперимент

Иван Родин

Вместо референдумов по стране пройдут необязательные опросы граждан

0
1051

Другие новости

Загрузка...
24smi.org