0
3229
Газета Печатная версия

21.05.2014 00:01:00

Племя благое, незнакомое

Молодежная массовка сменяет малочисленных, но агрессивных «правослактов»

Тэги: правослакты, православие, рпц, патриарх кирилл, энтео, фролов, мищенко, георгиевцы


правослакты, православие, рпц, патриарх кирилл, энтео, фролов, мищенко, георгиевцы Каждый здесь четко знает свое место перед взглядом начальства. Фото с сайта www.pervosvyatitel.ru

На Пасху, 20 апреля, молодежь устроила флэшмоб перед Патриархом Московским и всея Руси Кириллом. Около 300 (судя по фотографиям, появившимся затем в соцсетях и блогах) представителей православного юношества, следуя указаниям организаторов (что, в общем-то, идеям флэшмобов – стихийных акций – противоречит), выстроились рядом с кафедральным храмом Христа Спасителя в форме букв «Х» и «В» («Христос Воскресе!»), а затем запустили в небо гирлянды из красных шаров. После чего все собрались на ступенях восточного стилобата собора для коллективного фото с Патриархом. «Очень рад вас всех видеть, дорогие мои, – обратился к молодым людям растроганный глава РПЦ. – Может быть, имело бы смысл нам каждый год вместе встречаться, и не только на Пасху, с тем чтобы мы могли помолиться, подумать и побеседовать вместе». «Мне это нужно для понимания того, что сегодня происходит в церковной молодежной среде», – добавил Патриарх.

Что же происходит сегодня в церковной молодежной среде? Если учитывать не всех прихожан храмов студенческого возраста, а существующие там организационные массовые структуры, обеспечившие в том числе описанную выше пасхальную акцию.

Все предыдущие годы роль «мотора» по приведению молодежи в действие на благо Церкви выполнял ставший уже хорошо известным журналистам набор организаций. Во-первых, созданная в 2004 году «Корпорация православного действия», объединение скорее виртуальное, чем реальное, обычно представленное на акциях лишь несколькими активистами. Во-вторых, это хорошо известная «Божья Воля» Дмитрия Цорионова (Энтео), действующая начиная с 2012 года, но успевшая привлечь к своим вызывающим и агрессивным акциям большое внимание. В-третьих, это возникшие еще в 2007 году «Георгиевцы!». Активисты движения под флагами в цветах георгиевской ленточки отметились как на акциях чисто церковных – «молебне в защиту веры, поруганных святынь и Церкви» у храма Христа Спасителя 22 апреля 2012 года, шествии в поддержку православных школ 13 декабря 2012 года и митинге против абортов и пропаганды гомосексуализма 1 июня 2013 года, так и на вполне политических мероприятиях – митинге на Поклонной горе 4 февраля 2012 года и шествии в поддержку «закона Димы Яковлева» 2 марта 2013 года. Один из сопредседателей движения Вадим Квятковский заведует кафедрой организации работы с молодежью и миссионерского служения Российского православного университета (РПУ), другой, Степан Медведко, – руководитель аппарата комитета Госдумы РФ по делам общественных организаций и религиозных объединений.

Многочисленностью все вышеперечисленные объединения похвастать не могут. Как иронично заметила на митинге 1 июня 2013 года журналистка одного из православных СМИ: «Флагов «Божьей воли» и «Георгиевцев» было много. Некоторые (активисты организаций. – «НГР») держали по два».

Еще одна организация – оформившееся осенью 2013 года движение «Сорок сороков». Правда, его актив (судя по коллективным фото – несколько десятков человек) составляют вполне возрастные спортсмены, но работать оно старается с молодежью. В основном деятельность организации ограничивается сбором людей в поддержку строительства православных храмов в различных московских районах.

1 февраля с.г. усилиями этих движений был организован флэшмоб «Клубок веры» для поздравления Патриарха Кирилла с пятилетней годовщиной интронизации. Несмотря на массированное распространение в соцсетях утверждений о том, что РПЦ является «последним оплотом перед наступающими на нашу Родину силами вселенского зла», и поэтому «всем» необходимо собраться для демонстрации поддержки ее Предстоятеля, судя по выложенным потом организаторами в Интернет фото- и видеоматериалам, собралось лишь около сотни человек.

Результаты оказались столь скромными, несмотря на поддержку прокремлевского молодежного движения «Россия молодая». Его лидер Максим Мищенко выступал 1 февраля перед собравшимися как один из координаторов акции, а руководитель астраханского филиала «России Молодой» Алиса Шабаева была указана контактным лицом в группе «Клубка веры» ВКонтакте. Не помогло и присоединение к «Клубку веры» национал-консервативных движений – Партии «Великое Отечество» (ПВО) депутата Госдумы от «Единой России» Евгения Федорова и Национально-освободительного движения (НОД) писателя Николая Старикова. Активисты ПВО отмечены на фото- и видеокадрах с акции со своими знаменами, а члены НОД - в особых накидках. Но церковность для подобных движений скорее синоним антилиберализма и средство от повторения майдана в России (как ее подает, например, блогер Кирилл Фролов). ПВО ранее уже участвовала в помощи строительству новых храмов в Москве, предоставив одному из них большую армейскую палатку для проживания активистов на выделенном участке.

Для выражения поддержки снизу главе Церкви, считающему большую часть населения России своими «духовными чадами», сотня собравшихся (организаторы потом отчитались о пятикратно большем числе людей) выглядела весьма неудовлетворительно. Особенно на фоне, скажем, результатов сторонников Алексея Навального, собиравших в его поддержку многотысячные флэшмобы.

Очевидно, в верхах РПЦ были сделаны соответствующие выводы. Символика вышеуказанных молодежных православных и иных движений не присутствовала на акции 20 апреля, отсутствовали и анонсы в соцсетях с призывом непременно «быть всем». Проведение акции явно перепоручили другим организациям, которые смогли обеспечить более высокую явку молодежи.

В блоге alikhanov в Живом Журнале, где размещен фотоотчет с пасхального флэшмоба, упомянута «председатель клуба «Петра и Февронии» Екатерина Громова – организатор… молодежной акции». Клуб действует при храме Успения Богородицы в Путинках (Тверской район Москвы, ЦАО). «Каждое воскресенье… проводится чаепитие, на котором присутствует обычно около 300 человек, – говорится в группах клуба в соцсетях. – После чаепития – прогулки по Москве, спортивные мероприятия, мастер-классы по историческим бальным танцам в Страстном сквере». При объединении действуют курсы иностранных языков, кулинарный клуб, кружок рукоделия, «клуб шахмат и гитары», команды по мини-футболу, волейболу и борьбе. Одним словом, целый спорткомплекс и группы по интересам, охватывающие, как уверяет информация в профиле группы, 2500 человек. В реальности, правда, для сбора 300 человек на пасхальный флэшмоб им пришлось сотрудничать с другими похожими объединениями.

«У нас есть прекрасная возможность поучаствовать в масштабной акции! – такая информация была размещена, например, на сайте храма Покрова Богородицы в Братцеве (район Северное Тушино, СЗАО). – Эта новость адресована всем участникам нашего молодежного клуба и всем, кто… хочет… принять непосредственное личное участие в поздравлении Святейшего Патриарха с Пасхой». Как было сказано далее, «20 апреля мы вместе едем в храм Христа Спасителя к торжественному богослужению – великой пасхальной вечерне, на которое мы проходим по пригласительным билетам и занимаем первые ряды (с учетом молодежи других храмов Москвы, конечно) за патриаршей кафедрой». На фотографиях в блоге alikhanov на пасхальном флэшмобе видны таблички «Северо-восточное викариатство» и «Юго-западное викариатство», очевидно, для сбора прибывавших из местных храмов активистов. Позже в Интернете об участии во флэшмобе сообщили активисты молодежной организации «Покров» при храме в честь этого праздника в Ясеневе (ЮЗАО) и молодежного объединения при храме Живоначальной Троицы на Пятницком кладбище (Алексеевский район, СВАО), а также студенты РПУ.

Были подключены и иные организующие центры. Контактным лицом в группе «Поздравление Патриарха на Пасху» ВКонтакте указан Андрей Головин, как следует из его профиля, работающий в Центре молодежных программ и проектов имени святого Спиридона Тримифунтского. Данный центр в октябре 2013 года выступал одним из организатором Покровского бала для православной молодежи.

Основной функцией молодежных движений при храмах является, как уже указывалось выше, не столько публичная общественная активность, сколько приходская жизнь – организация мероприятий, кружков и спортсекций для молодежи. Все это, конечно, позволило «наработать» за прошедшие годы определенный актив, который и был задействован вместо известных, шумных и политизированных, но весьма малочисленных православных молодежных движений.


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Режиссера Богомолова просят отлучить от церкви

Режиссера Богомолова просят отлучить от церкви

Редакция НГ-Религии

Театральные и телепостановки мешают "белым народам" возрождать "свой потерянный мир"

0
1618
Фигурантами "московского дела" займутся правозащитники из РПЦ

Фигурантами "московского дела" займутся правозащитники из РПЦ

Редакция НГ-Религии

0
645
Удалось ли РПЦ «закрыть драму революции и Гражданской войны»

Удалось ли РПЦ «закрыть драму революции и Гражданской войны»

Милена Фаустова

Русская архиепископия в Европе воссоединилась с Московским патриархатом, но далеко не в полном составе

0
1213
Требования антитеррористической защиты храмов озаботили верующих

Требования антитеррористической защиты храмов озаботили верующих

Милена Фаустова

Документ обязывает религиозные организации устанавливать необходимое оборудование за свой счет

0
478

Другие новости

Загрузка...
24smi.org