0
1876
Газета Печатная версия

06.08.2014 00:01:00

Монаха обидеть легко

Под проектом положения РПЦ о монастырях еще рано подводить черту

Макарий Маркиш

Об авторе: Иеромонах Макарий (Маркиш) – священнослужитель Русской Православной Церкви, церковный публицист.

Тэги: монахи, целибат, РПЦ


У нас вошло в моду критиковать монашество. Заслуженно и впустую, всерьез и по мелочам, со знанием дела и без такового. И мне, по совести, надоело каждый раз заново убеждать собеседников и корреспондентов, что, дескать, они не совсем правы или совсем не правы. Поэтому теперь на подобные претензии я отвечаю всем единообразно: да, монашество, к сожалению, у нас во многом нездорово… А что, по-вашему, семья здоровее?

И я ведь не ищу никакой полемики, обмена колкостями и нападками – но нередко такой мой ответ воспринимается как «удар ниже пояса». С чего бы это? Ответ ведь самый прямолинейный и честный: христианская жизнь – это всегда борьба, и как на семейном фронте, так и на монашеском идут тяжелые бои.

Но если все же кто-то захочет поспорить со мной, ответить контраргументом на мой аргумент в защиту монашества, то «у меня секретов нет»: готов дать подсказку здесь же. А именно: семья – это естественный институт человеческого общества; устраните вредоносные, разрушительные воздействия на семью – и она восстановится, как прорастает трава на потревоженной почве. Монашество же – явление сверхъестественное; если семью мы уподобили свободно растущей зелени, то монашество будет уникальным цветком, который требует тщательной заботы садоводов.

Интерес Церкви к состоянию монашества не нуждается в дальнейших пояснениях. Пространный документ – «Проект положения о монастырях и монашествующих» – рассматривается Межсоборным присутствием Русской Православной Церкви. Первая его редакция была представлена для всеобщего обсуждения два года тому назад. Вторая, на 45 страницах, исправленная и дополненная в результате обширнейшей и многосторонней дискуссии, опубликована совсем недавно. Как то и предусмотрено Межсоборным присутствием, она также ожидает дальнейшей корректировки.

В сегодняшних попытках критиковать Церковь немалое внимание уделяется монашеству, в том числе и нашей текущей работе над «Проектом положения о монастырях и монашествующих». Вот, к примеру, заметка Михаила Бабкина под заголовком «Монахам позволят жениться?», опубликованная в «НГР» от 16.07.14.

Есть ли объективные причины для сегодняшней тревоги о монашестве? Да, есть. «Русское монашество знало как периоды подъема, так и времена упадка. Сильное притеснение монастыри испытали в XVIII веке, после упразднения патриаршества (в 1700 году). Жестокие гонения монашествующие претерпели в ХХ веке, после государственного переворота 1917 года» («Проект положения…», разд. 2.4). Эти слова говорят нам и о сопряженных факторах – о трагедии раскола XVII века, чьи последствия сказываются вплоть до настоящего дня, и о насилиях над церковной и монашеской жизнью в течение всей 200-летней синодальной эпохи в истории Церкви.

И если сегодня наш народ возвращается в Церковь, это ни в коем случае не дает нам повода сложить в умилении руки: дескать, «Господь все Сам управит». Управит – если мы управимся. «С возрождением монастырей должно быть неразрывным образом связано и возрождение монашеской жизни» (там же).

Впрочем, надо помнить, что текст проекта еще требует тщательной правки, чтобы довести его до стандарта юридической ясности и четкости: для того он и опубликован. Неудивительно поэтому, что ряд претензий Бабкина, а именно – несогласованные формулировки п.п. 7.1.2 и 7.3, не исключающие извращенного толкования, – имеют под собой основания. Как отметил источник в аппарате Межсоборного присутствия, публичное обсуждение документов позволяет в числе прочего выявлять подобные несогласованности, которые исправляются в последующем чтении документа редакционной комиссией.

Однако же, переходя от тонкостей формы к непосредственному содержанию, мы обнаруживаем поводы для изумления. В вопросе о статусе рясофорных монахов Бабкин находит возможным требовать, чтобы Церковь подчинялась указам и определениям дореволюционного Синода, принятым вразрез многовековой практике и суждениям святых отцов (о чем с полной ясностью сказано в тексте проекта, разд. 6.3.2) в ту самую эпоху, когда канонический строй церковной жизни был грубо нарушен, когда она была подчинена секулярной власти. И это пишет человек, который в целом ряде предыдущих публикаций обличал то, что казалось ему формами зависимости Церкви от государства.  


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Сюжет о протоиерее Димитрии Смирнове, "Зените" и ЦСКА

Сюжет о протоиерее Димитрии Смирнове, "Зените" и ЦСКА

Тиртей

Футбол  и мужики

0
337
РПЦ не хватает собственной армии

РПЦ не хватает собственной армии

Андрей Мельников

0
1101
В своей "новой искренности" патриарх Кирилл ратует за нормы и стандарты Средневековья

В своей "новой искренности" патриарх Кирилл ратует за нормы и стандарты Средневековья

Без либерализма русские не европейская нация

0
1909
РПЦ накажет греков поименно

РПЦ накажет греков поименно

Андрей Мельников

Синодальная "чрезвычайка" в Москве приняла половинчатое решение

0
2520

Другие новости

Загрузка...
24smi.org