0
9249
Газета Интернет-версия

19.10.2016 00:01:00

Христиане намерены сместить «халифат»

Роланд Биджамов

Об авторе: Роланд Тенгизович Биджамов – политолог, кандидат политических наук.

Тэги: ирак, сирия, иг, ассирийцы, христианство, ниневия, киркук, мосул, иракский курдистан


ирак, сирия, иг, ассирийцы, христианство, ниневия, киркук, мосул, иракский курдистан Тысячи беженцев-христиан готовы вернуться в родные места после изгнания террористов.

Утром в понедельник, 17 октября с.г, началась операция по освобождению иракского города Мосул – центра провинции Ниневия – от боевиков «Исламского государства» (ИГ, ДАИШ, запрещенная в России террористическая группировка).Вместе с частями иракской армии и курдскими пешмерга в операции принимают  участие так называемые Части защиты Ниневийской равнины, сформированные из ассирийских христиан разных конфессий, изгнанных летом 2014 года из города Мосула и трех лежащих к востоку от него округов Ниневийской равнины (Телькейф, Хамдания, Шейхан). Христиане идут освобождать свои родные дома. Предполагается, что сразу после этого они станут осуществлять функции безопасности в исторических районах своего проживаня.

Вместе с тем уже сегодня остро стоит вопрос о будущем статусе этих районов: останутся ли они в составе иракской провинции Ниневия, перейдут ли в состав соседнего Курдистанского региона или станут самостоятельной провинцией в составе Ирака. Последний вариант представляется многим в Ираке и за его пределами наилучшим решением проблемы, позволяющим обеспечить автономное существование не только ассирийцев-христиан, но и представителей таких этноконфессиональных групп, как езиды, шабаки, какаи и др.

При этом христианские политики в Ираке предпочитают вариант создания отдельной провинции «Ниневийская равнина» (фактически автономии) в сердце исторической Ассирии. Причем не на этнической или религиозной, но на географической основе, позволяющей лучшим образом удовлетворить чаяния всех групп в рамках одной административной единицы.

Духовная Ассирия

Современные ассирийцы через своих предков, сирийцев Средневековья, восходят к населению Ассирийского и Нововавилонского царств, которое за несколько веков до падения этих великих держав древности стало переходить с аккадского языка на язык родственных ему арамейских племен. Впоследствии этот народ стал известен как сирийцы в силу самоназвания «сураи – атураи – ашураи». Память об ассирийском происхождении продолжала существовать в силу того, что Ассирия сохранялась в качестве провинции Персидской державы. Позже возникло эллинистическое Сирийское царство. Провинция под названием Ассирия (Атур) также существовала в составе Иранской державы, при Аршакидах и Сасанидах. В настоящее время этот народ считает для себя наиболее приемлемым этноним «ассирийцы». Это связано в числе прочего с политическими причинами, потому что в конце XIX века стал развиваться национализм среди ассирийцев разного вероисповедания, прежде всего верующих Сиро-православной (сиро-яковитской) церкви, а также Ассирийской церкви Востока (АЦВ) и определенного числа верующих Халдейской католической церкви. Стало развиваться осознание, что все они – единый народ.

Проекты создания своего государства появились в годы Первой мировой войны, когда ассирийцы подверглись резне и геноциду в пределах Османской империи, что подвигло их выступить с оружием в руках на стороне держав Антанты, прежде всего царской России и Англии. В этот период их вооруженные формирования воевали на стороне союзников. Все это закончилось трагично, так как более двух третей народа было уничтожено, а державы Антанты так и не исполнили своего обещания в отношении ассирийцев.

В 1920–1930-х годах звучали обещания создать ассирийскую автономию (или обеспечить компактное расселение ассирийцев) в районе города Дохук на севере Ирака. Подмандатный англичанам Ирак и Турция после Первой мировой войны спорили о том, кому должен принадлежать Мосульский вилайет, и только к 1926 году специальная комиссия провела так называемую «брюссельскую линию», включив его в состав Ирака. Тогдашний основной ареал проживания горных ассирийцев (Хаккяри) остался на территории Турции и, поскольку турки объявили, что ассирийцы выступили против своей страны (хотя христиане не нападали, а защищались от геноцида), они запретили им возвращаться в Турцию.

Предполагалось, что правительство Ирака будет защищать христиан, а англичане обещали, что компактно расселят ассирийцев на севере Ирака, на пустующих землях в районе Дохука, и там они будут обладать той самостоятельностью, каковой обладали в Османской империи. Ведь османское правительство вело все дела через Ассирийского патриарха, который выполнял те же функции, что и князь-епископ в Черногории. Патриархи осуществляли функции церковного и светского правителя. Через них производился сбор налогов, они утверждали маликов(князей) и раисов (старост деревень). Предполагалось, что такая же структура сохранится и в Ираке, однако этого не произошло. В результате состоялся еще один акт геноцида, после которого ассирийцы перестали играть какую-либо политическую роль в Ираке. Ассирийский вопрос, который впоследствии долго обсуждался в Лиге Наций, после резни ассирийцев в Симеле на севере Ирака в 1933 году, когда было уничтожено более 5 тыс. человек, был снят с повестки дня. Правда, оставались еще ассирийские части в британской армии, которые затем воевали во время Второй мировой войны. Однако ассирийское национально-освободительное движение погасло.

Только в 1970-е годы произошел всплеск ассирийского национального самосознания. Это было вызвано тем, что во время переписи 1977 года в соответствии с директивами партии «Баас» в Ираке стали запрещать идентифицировать себя в качестве ассирийцев. Ранее в учебниках начали писать, что ассирийцы – это часть арабской нации и не национальное, а только религиозное меньшинство. Им предлагалось записывать себя в качестве «арабов-христиан» или «курдов-христиан». Это вызвало ответную реакцию. Возникло движение, которое требовало обеспечить национальные и культурные права ассирийцев на родине предков. Немного ранее, в конце 60-х и в начале 70-х годов, на фоне обсуждения в Ираке вопроса о предоставлении автономии курдам, возникла идея автономии на Ниневийской равнине, в местах компактного расселения ассирийцев. Когда создавалась курдская автономия, со стороны саддамовского правительства звучало предложение предоставить ассирийцам автономию, однако взамен Саддам Хусейн потребовал, чтобы ассирийцы выполняли функцию карательных отрядов по отношению к курдскому движению. Ассирийцы отказались. В итоге курды в 1972 году получили свою автономию, и в ее состав вошли районы компактного расселения ассирийцев.

16 апреля 1972 года было обнародовано решение № 251 Совета революционного командования Ирака «о предоставлении культурных прав гражданам, говорящим на сирийском языке – ассирийцам, халдеям и сирийцам». Так было обозначено деление на три группы этого народа, исходя из церковных юрисдикций. Согласно ему, предполагалось, что будет создана Академия ассирийского языка, будут издаваться журналы, осуществляться преподавание современного ассирийского и классического сирийского языков в школах, где 51% учащихся составляли ассирийцы. Некоторые вопросы были решены, в основном же практически все осталось на бумаге. Так, дети ассирийцев обычно учились в частных школах, а одновременно с этим постановлением в Ираке частные учебные заведения запретили, и в результате не оказалось классов с необходимым процентом ассирийских учеников.

В царстве террора

В очередной раз идея национальной автономии стала активно обсуждаться, когда в 2003 году произошло американское вторжение в Ирак и резко обострилась ситуация с христианами в Ираке. На самом деле то, что сейчас творит ИГ, началось задолго до того, как террористическое «государство» получило широкую известность. В 2004–2006 годах в Мосуле уже убивали священников, похищали и убивали митрополитов. Тогда же христианский пригород Дора в Багдаде, где жило более 50 тыс. ассирийцев, попал в руки террористов и оттуда началось массовое бегство. На сегодняшний день, как говорят, там осталось от 50 до 100 домов христиан.

По сути, «Исламское государство» возникло уже тогда. Сначала появились листовки, призывавшие к созданию халифата. Затем на всех жителей Мосула была наложена дань. Фактически действовало двойное налогообложение: и государству, и исламистам. Это одна из причин того, что Мосул так легко пал в 2014 году. Многие предприниматели даже вздохнули с облегчением: ведь теперь не надо было платить налоги правительству в Багдаде.

Части защиты Ниневийской равнины вступят в бой за освобождение Мосула от ИГ.	Фото Reuters
Части защиты Ниневийской равнины вступят в бой за освобождение Мосула от ИГ. Фото Reuters

В этот момент вновь стала предлагаться идея создания так называемой зоны безопасности для христиан на Ниневийской равнине. Дело даже не в том, что это ведь и есть историческая Ассирия. Главное, именно в этих районах на тот момент было компактное расселение ассирийского народа. В Ираке была перепись 1957 года, которой в наибольшей степени доверяют и опираются на нее в различных вопросах межнациональных отношений. Согласно этой переписи, христиане составляли около 75% населения Ниневийской равнины. Правда, в последнее время, до лета 2014 года, они от силы могли составлять 25–30%. После нашествия ИГ все бежали, кроме арабов-суннитов и шабаков-суннитов. На захваченных террористами территориях не только христианского населения не осталось, но и езидов, какаи, шабаков-шиитов и туркменов-шиитов.

125-я статья иракской Конституции говорит о возможности создания самоуправления ассирийцами и халдеями, которое бы обеспечило их административные, культурные, языковые и религиозные права. Кроме того, есть 35-я статья Конституции Иракского Курдистана, которая так и не была ратифицирована, в частности потому, что Багдад не признает право курдов на отдельную конституцию. Она также гласит, что ассирийцы могут в районах, где они составляют большинство населения, создавать автономные районы – но это уже в составе Курдистана.

А границы Курдистана курдами трактуются по-своему, в отличие от Багдада, и поэтому на Ниневийскую равнину претендуют и курды, и центральное правительство. Де-юре равнина является частью так называемой провинции Ниневия. Ранее это была провинция Мосул, но в свое время Саддам Хусейн пытался доказать, что он потомок древних ассирийцев и вавилонян, и две провинции переименовал: провинцию Хилла – в Бабиль, то есть Вавилон, а провинция Мосул, куда раньше входила также территория нынешнего Иракского Курдистана, была разделена. Одна из ее частей названа провинцией Ниневия со столицей в Мосуле. Хотя, если следовать логике, провинцию следовало назвать Ассирией, как это было в древности. А сам город Мосул переименовать в Ниневию, как его до сих пор называют ассирийцы. Ведь именно Мосул расположен поблизости от развалин древней Ниневии и является ее географическим и историческим продолжением. Так вот, зона безопасности для христиан так и не была создана из-за опасений политиков курдской и арабской сторон, а также из-за позиции Халдейской церкви, которая играет важную роль, поскольку 50% христиан в стране принадлежат к ней.

Один народ, разные Церкви

Ныне ассирийский народ разделен конфессиями. Издревле существовала Церковь Востока, так называемая Сиро-персидская церковь. Впоследствии в этой Церкви, которая некогда отличалась большим миссионерским рвением, произошли расколы, которые были связаны прежде всего с деятельностью римско-католических миссионеров, а также с внутренними проблемами и вмешательством иностранных правительств. В 1445 году несториане острова Кипр во главе со своим митрополитом вступили в унию с Римом, затем уния распространилась на Северный Ирак. В 1551 году произошел раскол в Церкви Востока, в результате которого был избран альтернативный патриарх – монах Юханна Сулака Баллу из древнего монастыря Раббан Хурмизд на севере Ирака. Баллу вступил в союз с Римом. В результате этих расколов к 1830 году сформировалась Церковь под названием Халдейский патриархат Вавилона, которая сейчас известна как Халдейская католическая церковь.

Кроме того, существует так называемая Сирийская православная церковь, объединяющая ассирийцев, которые жили в древности к западу от реки Евфрат, а также на юго-востоке современной Турции и частично на севере нынешнего Ирака. Конфессионально это монофизиты, в отличие от несториан Ассирийской церкви Востока, которые представляют собой строго диофизитское течение. Среди сиро-православных также произошли расколы. В конце XVIII века у них появляется патриарх так называемых сиро-католиков.

Во второй половине XIX века среди ассирийцев Персии под влиянием американских миссионеров появляются протестантские деноминации. Последнее по времени разделение произошло, когда в связи с календарной реформой в середине 1960-х годов появилась старостильная иерархия Древней церкви Востока.

Ассирийская церковь Востока распространена на всей территории Ирака. Изначально патриарший престол находился в Селевкии-Ктесифоне, где была одна из столиц Персии. Впоследствии при патриархе Тимофее престол был перенесен в Багдад, где арабы построили столицу своего халифата, и оставался там до нашествия монголов, когда Багдад был разрушен. С тех пор патриарший престол кочует. То он находился в Эрбиле, нынешний Иракский Курдистан, то в монастыре Раббан Хормизд вблизи от Мосула, который сейчас захвачен ИГ. Последние два века резиденция патриархов находилась в селении Кочанис в Хаккяри, на крайнем юго-востоке нынешней Турции. Уже оттуда в 1915 году случился последний исход патриаршего престола – сначала в Иран, навстречу русским войскам, а затем, в 1918 году, патриарх, духовенство и весь народ вынуждены были бежать из Персии в Ирак. Здесь события разворачиваются вплоть до резни 1933 года, когда происходит депортация семьи патриарха иракскими властями. Англичане на своих самолетах перевозят ее на Кипр. К 1945 году патриарх поселяется в США, престол переходит сначала в Сан-Франциско, потом в Чикаго. Только в прошлом году с избранием нового патриарха Гиваргиса III Слывы исполнилась мечта всех ассирийцев – вернуть патриарший престол на родину. В данный момент патриаршими резиденциями определены Эрбиль и Багдад.

Христиане в Ираке – это на 90% этнические ассирийцы. Есть небольшие общины арабов-маронитов, православных и греко-католиков, в основном переселенцев из Палестины и Сирии. Также христианство представлено верующими Армянской апостольской церкви и армянами-католиками. Есть и несколько протестантских деноминаций. Все христианское население проживает в разных частях страны.

Разрешение проблем ассирийского населения происходит в четырех плоскостях. Каждое направление предполагает свои методы решения проблемы. Естественно, христиане в Багдаде и Басре не собираются требовать какую-то автономию, они требуют обычных гражданских прав. Другая ситуация на Ниневийской равнине, о чем мы говорили. Особое положение в Киркуке. Сейчас город поделен, существуют квоты в городском совете, и христиане имеют здесь свое представительство. Город управляется совместно курдами, арабами, туркменами и христианами. Наконец, отличная от других мест ситуация в христианских районах непосредственно Курдистана. Здесь, несмотря на относительное спокойствие по сравнению с другими регионами страны, происходят неприятные события. С момента получения независимости этим регионом не разрешается проблема захвата земель ассирийцев. Несколько лет назад доходило до погромов христиан и езидов, учиненных исламистами. В последнее время исламское движение в Курдистане, особенно группировка, возглавляемая муллой Карикаром, играет возрастающую роль в регионе, оно даже представлено в парламенте. Кроме того, в самом Курдистане очень много скрытых сторонников ИГ. Хотя здесь относительно безопасно, многие говорят, что положение христиан в Багдаде сейчас лучше, чем в Курдистане.

Когда с «Исламским государством» будет покончено, население вернется в свои дома. Многие находятся еще в лагерях беженцев, не все уехали на Запад. Люди хотят вернуться. Это минимум 170 тыс. человек. А все население трех округов Ниневийской равнины примерно 400 тыс. человек. Христиане мечтают, чтобы проблема ИГ поскорее разрешилась, потому что с каждым годом все больше людей уезжает на Запад. Ниневийская равнина – один из очагов сохранения христианства на Ближнем Востоке.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Власти КНР призвали госслужащих пересесть на велосипеды

Власти КНР призвали госслужащих пересесть на велосипеды

Владимир Скосырев

Коммунистическая партия начала борьбу за экономию и скромность

0
287
Власти не обязаны учитывать личные обстоятельства мигрантов

Власти не обязаны учитывать личные обстоятельства мигрантов

Екатерина Трифонова

Конституционный суд подтвердил, что депортировать из РФ можно любого иностранца

0
369
Партию любителей пива назовут народной

Партию любителей пива назовут народной

Дарья Гармоненко

Воссоздание политпроекта из 90-х годов запланировано на праздничный день 18 мая

0
296
Вместо заброшенных промзон и недостроев в Москве создают современные кварталы

Вместо заброшенных промзон и недостроев в Москве создают современные кварталы

Татьяна Астафьева

Проект комплексного развития территорий поможет ускорить выполнение программы реновации

0
259

Другие новости