0
3692
Газета Печатная версия

01.03.2017 00:01:00

«Нормандский формат» для православных и униатов

Кардинал Кох предложил РПЦ и грекокатоликам сесть за стол переговоров

Тэги: ватикан, католики, грекокатолики, рпц, курт кох, митрополит иларион алфеев, святослав шевчук, любомир гузар, уния, униаты


Кардинала Курта Коха считают недостаточно искушенным в политике.	Фото Reuters
Кардинала Курта Коха считают недостаточно искушенным в политике. Фото Reuters

Глава Папского совета по содействию христианскому единству кардинал Курт Кох предложил создать специальную комиссию, которая помогла бы уладить разногласия между Русской православной (РПЦ) и Украинской греко-католической (УГКЦ) церквами . «На историческом уровне, – сказал Кох, – кажется необходимым сотрудничество, переход к которому, без сомнения, будет долгим и трудным. Это сотрудничество должно быть направлено на исцеление ран прошлого – как с одной, так и с другой стороны – и очищение памяти. Без излечения памяти сложно представить себе общее будущее». Кардинал добавил, что разговор должен касаться в первую очередь национальных и политических, а не богословских вопросов.

Никаких конкретных контуров специальной комиссии ни Курт Кох, ни кто-либо из Римской курии не очертил. Предложение, таким образом, повисло в воздухе, не встретив энтузиазма ни со стороны Московского патриархата, ни со стороны украинских униатов. Речь идет о политике и национальных проблемах, следовательно, и создавать нужно не православно-униатский аналог Смешанной комиссии по богословскому диалогу между Римско-католической и Православной церквами, а скорее межцерковный «нормандский формат», причем с участием лидеров – и патриарха Московского и всея Руси Кирилла, и предстоятеля УГКЦ архиепископа Святослава Шевчука, которого униаты также называют патриархом, к явному неудовольствию Москвы.

Кардинал Кох выступил 12 февраля с.г. в университете швейцарского города Фрибура на конференции, приуроченной к первой годовщине гаванской встречи патриарха Кирилла и папы Римского Франциска. По итогам той встречи была принята Совместная декларация, в тексте которой говорилось и об униатах: «Надеемся, что наша встреча внесет вклад в примирение там, где существуют трения между грекокатоликами и православными. Сегодня очевидно, что метод «униатизма» прежних веков, предполагающий приведение одной общины в единство с другой путем ее отрыва от своей Церкви, не является путем к восстановлению единства. В то же время церковные общины, которые появились в результате исторических обстоятельств, имеют право существовать и предпринимать все необходимое для удовлетворения духовных нужд своих верующих, стремясь к миру с соседями. Православные и грекокатолики нуждаются в примирении и нахождении взаимоприемлемых форм сосуществования».

Эти формулировки не были новыми, они уже так или иначе присутствовали в Баламандской декларации – проекте заявления относительно унии, подготовленного Смешанной комиссией по богословскому диалогу в начале 90-х годов XX века, но так и не принятого Церквами. Уже тогда, в 1993 году, когда комиссия заседала в ливанском Баламандском университете, грекокатолики заявляли, что такого рода декларации ставят под вопрос само существование их Церквей (уния с Римом провозглашалась не только в Украине, но и на Ближнем Востоке). В РПЦ, в свою очередь, утверждали, что экспансия католицизма на Восток продолжается и униаты – ее передовой отряд. На любой вопрос о возможности встречи папы Римского и патриарха Московского в Отделе внешних церковных связей Московского патриархата (ОВЦС МП) отвечали, что для начала Риму необходимо решить униатский вопрос. В 1997 году, когда планировалась встреча патриарха Алексия II и папы Иоанна Павла II в австрийском Граце, был подготовлен проект совместного заявления, включавший пункт об отказе католиков от униатства и прозелитизма на территории бывшего СССР. В последний момент этот пункт, как говорят, был вычеркнут католиками, и встречи предстоятелей Церквей пришлось ждать еще почти 20 лет.

Московский патриархат продолжает настаивать на осуждении Римом унии как метода. Во Фрибуре, где прозвучала инициатива Курта Коха, выступал и председатель ОВЦС МП митрополит Волоколамский Иларион (Алфеев). Он заявил, что «уния напоминает о себе как силе, сеющей вражду и ненависть, систематически и последовательно препятствующей примирению между Востоком и Западом». Поэтому, как считает митрополит Иларион, «обсуждение темы унии, начатое, но не завершенное в ходе богословского диалога между Римско-католической церковью и Православной церковью, должно быть продолжено и доведено до своего логического завершения».

Глава ОВЦС МП говорит об этом уже не в первый раз за последние полгода. В сентябре прошлого года он возглавлял делегацию РПЦ на очередном пленарном заседании Смешанной комиссии по богословскому диалогу в итальянском городе Кьети. Обсуждались вопросы соборности и первенства в Церкви, был принят общий документ, против которого делегация Московского патриархата не возражала. При этом митрополит Иларион заявил, что тема унии остается «камнем преткновения» в православно-католических отношениях и нужно скорее сдвинуть этот камень с места.

Ранее, а точнее – летом 2016 года, ОВЦС осудил высказывания лидеров УГКЦ о Всеукраинском крестном ходе, организованном Украинской православной церковью Московского патриархата (УПЦ МП). Как утверждалось, и Святослав Шевчук, и бывший глава УГКЦ кардинал Любомир Гузар назвали УПЦ МП политическим оружием Москвы. Украинские журналисты впоследствии утверждали, что в Московском патриархате слова грекокатолических иерархов исказили – те якобы говорили лишь об угрозе политизации крестного хода. Как бы то ни было, в официальном заявлении говорилось следующее: «В действиях грекокатоликов со всей очевидностью проявляет себя природа унии, возникшей в XVI веке по политическим мотивам». Там же предлагалось обсудить тему унии уже на встрече в Кьети, однако этого не произошло.

Позиция РПЦ проста и понятна: Рим должен однозначно отказаться от унии. Грекокатолические общины сложились исторически, и ничего с ними не поделаешь, но о перспективах распространения унии речи идти не должно. Вероятно, если эти условия будут приняты, станет возможен и разговор о каких-то смешанных комиссиях и лечении ран прошлого, как предлагает кардинал Кох.

Но что же сами украинские грекокатолики? Архиепископ Святослав Шевчук год назад очень резко отреагировал на Гаванскую декларацию, заявив, что положения о грекокатоликах приняли, не спросив мнения самих грекокатоликов. Шевчук также подчеркивал, что документ, одобренный папой Франциском и патриархом Кириллом, готовили кардинал Кох и митрополит Иларион, и «для документа, который должен был бы быть не богословским, а фактически общественно-политическим, более слабой команды трудно себе представить». По мнению предстоятеля УГКЦ, высказанному год назад, Кох возглавляет совет, компетентный в вопросах богословия, но никак не международной политики, а нынешний конфликт грекокатоликов и Московского патриархата – именно политический. Сейчас Шевчук признает, что выступил излишне резко, а с Кохом у них нормальные, конструктивные отношения.

Ныне Святослав Шевчук Гаванский документ скорее хвалит, хотя и не за пункт об унии. По его словам, Совместное заявление напомнило миру о войне в Украине. Для лидера украинских грекокатоликов важно, что совсем недавно в Киев приезжал госсекретарь Ватикана кардинал Пьетро Паролин и почтил память Небесной сотни. Москва же, по мнению Шевчука, «активно навязывает себя Святому престолу и пытается его инструментализировать и использовать в своих интересах», соответствующим образом интерпретируя и Гаванский документ. Ватиканские же чиновники, как считает предстоятель УГКЦ, не всегда хорошо представляют себе, как выглядят проблемы «на местах».

К позиции Ватикана в Украине относятся в целом настороженно. В прессе высказываются суждения, что Святому престолу важно улучшить положение католиков в самой России, поэтому он готов пожертвовать униатами. Понтифик – «левак», а левые традиционно симпатизируют Москве. К тому же польский епископат, весьма влиятельный в Католической церкви, скептически относится и к униатам, и к «украинскому национализму». Поэтому митрополит Иларион выдвигает требования, а Рим лишь формулирует аморфные проекты – вроде идеи православно-униатской комиссии.


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Фигурантами "московского дела" займутся правозащитники из РПЦ

Фигурантами "московского дела" займутся правозащитники из РПЦ

Редакция НГ-Религии

0
553
Папа Франциск создает свое лобби

Папа Франциск создает свое лобби

Станислав Минин

Понтифик ослабляет традиционные группы влияния в коллегии кардиналов

0
1087
Удалось ли РПЦ «закрыть драму революции и Гражданской войны»

Удалось ли РПЦ «закрыть драму революции и Гражданской войны»

Милена Фаустова

Русская архиепископия в Европе воссоединилась с Московским патриархатом, но далеко не в полном составе

0
1068
Требования антитеррористической защиты храмов озаботили верующих

Требования антитеррористической защиты храмов озаботили верующих

Милена Фаустова

Документ обязывает религиозные организации устанавливать необходимое оборудование за свой счет

0
379

Другие новости

Загрузка...
24smi.org