0
3924
Газета Печатная версия

04.10.2017 00:01:00

Черкесская вера в Сочи до суда довела

Последователь традиционного адыгского культа объявил бессрочную голодовку

Тэги: руслан гвашев, айдамир басто, черкесы, шапсуги, кавказская война, абхазия, молебен, тюльпановое дерево, голодовка


В международном черкесском сообществе достигла пика кампания в поддержку жителя Сочи Руслана Гвашева – черкесского старейшины, участника войны за независимость Абхазии, кавалера абхазских военных наград. Кампания вызвана бессрочной протестной голодовкой 67-летнего Гвашева. На смертельно опасную акцию протеста старейшину подвигло решение Лазаревского районного суда города Сочи насчет адыгехабзэ – традиционной монотеистической религиозно-философской системы.

Обстоятельства дела относятся к 21 мая с.г. – дате, когда черкесы-адыги и родственные им абхазы вспоминают о Кавказской войне 1817–1864 годов. В этот день совершаются традиционные черкесские траурные молебны по погибшим в тот период. В этом году, как и в прошлые годы, моление прошло в поселке Головинка под Сочи, у священного для черкесов Тюльпанового дерева. Это 30-метровый лиодендрон, по одной версии, посаженный царем Николаем I в знак покорения Кавказа, по другой, росший задолго до того. Гвашев был на молебне жрецом. На церемонии присутствовали сотрудники полиции, все прошло мирно и без происшествий.

Однако 2 июня Гвашева доставили в сопровождении приставов в Лазаревский суд. Согласно полицейскому рапорту, составленному 23 мая с.г., Гвашев совершил молебен, прочитал речь, после чего всем присутствующим были розданы ленточки с надписью «День памяти и скорби». Рапорт был санкционирован руководством сочинского ОВД, специально для присутствовавших полицейских  переводили на русский траурную речь Гвашева, которую общественник произнес на черкесском. Ознакомившись с рапортом, суд счел действия Гвашева составом преступного деяния по ч. 5 ст. 20.2 КоАП РФ (нарушение участником публичного мероприятия установленного порядка  проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования). По решению суда, происшедшее 21 мая считается не молебном, а акцией, требовавшей согласования с властями. Инстанцией был учтен факт принудительного привода Гвашева на заседание. Помимо штрафа, Гвашеву должны были назначить 8 дней административного ареста. Но поскольку обвиняемый инвалид, в силе оставили только штраф.

Организатора мероприятия Айдамира Басто приговорили к штрафу в 30 тыс. руб., Руслана Гвашева – 10 тыс. руб. Гвашев счел приговор суда произволом. По мнению Гвашева и его защитников, формулировка суда, что молебен надо было согласовывать, незаконна, так как религиозные церемонии по закону согласовывать не нужно. На этот пункт ФЗ «О религиозных организациях» 2 августа сослался Краснодарский краевой суд, куда Гвашев подал апелляцию. К примеру, православный молебен, проводимый 21 мая каждого года по инициативе кубанского казачества, не согласовывается. Дело о черкесской церемонии краевая инстанция передала на новое рассмотрение в Лазаревский суд, где 30 августа приговор оставили в силе. Повторная апелляция результата не дала.

11 сентября Гвашев начал бессрочную голодовку, продолжающуюся по сей день. «Я не прекращу голодовку, пока не получу документа, где будет сказано: в наших с Айдамиром Басто действиях не было состава правонарушения изначально, у суда не было основания возбуждать дело, и что суд нарушил закон, давая распоряжение о принудительном моем приводе на заседание суда», – заявил Руслан Гвашев «НГР».

Абхазский политолог Давид Дасаниа сказал «НГР», что 67-летний Гвашев прекрасно понимает, что может умереть: «Когда мы, абхазские общественники, были у него в конце сентября дома в ауле Большой Кичмай, Руслан был высохший, как мумия». Дасаниа сказал, что Абхазия, за свободу которой воевал Гвашев, просто бурлит от негодования из-за того, что сочинский суд подвел под суд черкесский молебен. «При этом мы наблюдаем среди черкесской общественности России паралич воли. В защиту Гвашева в России высказались только экс-президент Кабардино-Балкарии Арсен Каноков, лидер всех абхазов мира Тарас Шамба – и все. Я вижу, что на Северном Кавказе люди даже боятся высказаться по Гвашеву, не то что принять участие в каком-либо митинге или иной акции. В Нальчике на днях митинговали за права народа рохинджа, а не за Гвашева».

Гвашев принадлежит к этносу черкесов-шапсугов, автохтонов Туапсинского и Лазаревского районов Кубани. Он добивается, чтобы в Краснодарском крае, который именуется в краевом уставе «исторической территорией кубанского казачества», шапсуги и другие черкесы были официально признаны коренным народом.

Повторная апелляция по «делу Гвашева» назначена на 5 октября. В случае неудачи защитники активиста намерены обращаться в ЕСПЧ. 1 октября состоялся митинг в поддержку Гвашева в Нью-Йорке, организованный черкесской общиной США.


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.

Читайте также


Что плохо для России, то хорошо для Грузии

Что плохо для России, то хорошо для Грузии

Юрий Рокс

Многосторонние консультации в Женеве оказались на грани отмены

1
3006
Абхазия грозит выйти из женевских переговоров

Абхазия грозит выйти из женевских переговоров

Юрий Рокс

Правительство Грузии обнародовало аналог "списка Магнитского"

0
2580
Ушел из жизни Наум Коржавин, Олег Сенцов продолжает голодовку

Ушел из жизни Наум Коржавин, Олег Сенцов продолжает голодовку

Елизавета Авдошина

0
1693
ФСИН опровергает слухи о принудительном кормлении в колонии Олега Сенцова, который держит голодовку

ФСИН опровергает слухи о принудительном кормлении в колонии Олега Сенцова, который держит голодовку

0
1633

Другие новости

Загрузка...
24smi.org