0
2391
Газета Печатная версия

06.12.2017 00:01:00

Церкви Финляндии живут по особым законам

За 100 лет независимости страны местное христианство превратилось из политического в культурный фактор

Тэги: финляндия, независимость, лютеранская церковь, ислам, скандинавия, сейм, светское государство, свобода совести


Кафедральный лютеранский собор в Хельсинки построен по велению русских императоров. 	Фото Андрея Мельникова
Кафедральный лютеранский собор в Хельсинки построен по велению русских императоров. Фото Андрея Мельникова

Сто лет назад Финляндия обрела статус независимого государства, в котором почти все население исповедовало лютеранство, небольшая часть – православие и другие религии. Какой же предстает религиозная ситуация здесь спустя век?

Согласно данным официальной статистики, большинство населения, 72% – прихожане Евангелическо-лютеранской церкви Финляндии, 1,1% населения относят себя к Православной церкви Финляндии, 1,6% – к другим конфессиям и религиям, таким как католицизм, баптизм, адвентизм, буддизм, иудаизм, ислам и т.д. 25,3% не принадлежат ни к одной из религиозных общин.

Ряд особенностей можно наблюдать в отношениях государства и Церкви. Довольно часто можно встретить утверждение, что в этой стране имеются две государственные Церкви – Евангелическо-лютеранская и Православная. Однако Финляндия не имеет государственной Церкви или религии в точном смысле этого слова, хотя обе эти религиозные конгрегации действительно обладают особым статусом, что может быть объяснено их привилегированным положением во времена существования Великого княжества Финляндского, а лютеранства – и ранее. Евангелическо-лютеранская церковь Финляндии была отделена от Церкви Швеции при присоединении Финляндии к России в 1809 году. Православная церковь Финляндии стала отдельной организацией только в 1918 году, получив автономию после того, как в 1917 году сама Финляндия обрела независимость от Российского государства, до этого на данную территорию распространялась юрисдикция одной из епархий Российской церкви. Начиная с 1923 года Православная церковь подчиняется напрямую Константинопольскому патриархату. Хотя в 1980 году было принято обращение к патриарху Константинопольскому с просьбой об автокефалии, но ответа Церковь не получила.

Еще в ранней Конституции независимой Финляндии в 1919 году были обозначены нейтралитет государства в отношении существующих религий и свобода совести, в то же время Евангелическо-лютеранской церкви Финляндии и Православной церкви Финляндии в отличие от других религиозных общин предоставили особый статус в публичном праве.

В современной Конституции Финляндии (от 1999 года) ни одна из Церквей или религий не обозначена как государственная. В статье 76 указывается лишь то, что предписания об организации Евангелическо-лютеранской церкви и управлении ею содержатся в Законе о Церкви (парламентском Акте о Церкви). Церковным актом является так называемая «Конституция» Лютеранской церкви, только Генеральная ассамблея Церкви может предложить поправки к Церковному акту, а президент и парламент могут лишь одобрить или не одобрить предложения, представленные Ассамблеей. В Финляндии действует отдельный парламентский акт о Православной церкви, а 1 января 2007 года вступил в силу Закон о Православной церкви. Однако обе Церкви являются самоуправляемыми. Закон о свободе религии 2003 года регулирует правовые рамки деятельности других религиозных общин. Таким образом, вполне справедливо, что, согласно октябрьскому докладу с.г. исследовательского центра Pew, Финляндия относится к странам, имеющим привилегированную религию – христианство.

Еще одной особенностью статуса Евангелическо-лютеранской и Православной церквей в Финляндии является наличие у них права собирать налоги со своих членов. Эти отчисления взимаются властями вместе с государственными и муниципальными налогами. Юридические лица, кроме религиозных общин, обязаны участвовать в финансировании одной из двух Церквей через подоходный налог, часть которого будет направлена этим Церквам. Для организаций, владельцы и сотрудники которых принадлежат к другим религиозным общинам, нет никакой возможности освободиться от уплаты налога. Приходы сами определяют размер церковного налога, взимаемого со своих членов, обычно он колеблется в размере 1–2% доходов, также государство оказывает финансовую поддержку обеим Церквам. Так, государство выплачивает Евангелическо-лютеранской церкви средства для поддержания кладбищ и исторических зданий. Остальные религиозные организации должны сами финансировать свою деятельность.

Обе Церкви имеют право на официальную регистрацию брака. Хотя начиная с 1 марта с.г. в Финляндии легализованы однополые браки, Церкви их не венчают. В ноябре 2014 года архиепископ Евангелическо-лютеранской церкви Финляндии Кари Мякинен одобрительно высказался о проекте закона об однополых браках, что взбудоражило финскую общественность, однако данное заявление не привело к легализации венчания однополых пар, и одобрение Синода на данный момент еще не получено. Отдельные пасторы, совершавшие венчание однополых пар, получили официальные выговоры по решению епархиального суда.

В школьной системе Финляндии, согласно законодательству об образовании, обеспечивается преподавание уроков религии, обычно это основы лютеранского вероисповедания. Впрочем, каждый имеет право на получение религиозного воспитания в соответствии со своей религиозной принадлежностью, поэтому родители могут выбрать для ребенка либо основы другой религии, общины которой зарегистрированы в Финляндии, либо занятия по этике.

Несмотря на это, если обратиться к официальной статистике Финляндии, количество верующих падает с каждым годом, в основном за счет сокращения численности членов Евангелическо-лютеранской церкви Финляндии. Многие покидают Церковь, воспользоваться этим правом можно онлайн, уведомление также отправляют по электронной почте. Основной причиной, по сообщению портала Yle, является церковный налог, второй причиной называется неверие. В марте 2016 года портал Yle провел «религия-баттл», задав вопрос «Верите ли вы в Бога?». 57% респондентов ответили «нет». В 2012 году опрос, проведенный Исследовательским центром Евангелическо-лютеранской церкви Финляндии, показал, что лишь четверть финнов верят в христианского Бога, что расходится с официальным количеством зарегистрированных членов Евангелическо-лютеранской и Православной церквей. При этом среди 15–29-летних респондентов к верующим себя отнесли только 15%. В опросе, проведенном компанией Taloustutkimus по заказу информагентства Lannen Media в этом году, лишь 6% финнов выбрали веру как одну из самых важных ценностей в жизни. Для самих Церквей расхождение между количеством верующих и членами конгрегаций не новость.

Для многих финнов Церковь представляется частью культурного наследия Финляндии, большинство населения положительно относится к христианским традициям, участвует в христианских праздниках. Это резко отличает ситуацию от того времени, когда финны сопротивлялись русским войскам, а партизанскую войну в Суоми возглавляли пасторы, о чем свидетельствовал в своих воспоминаниях писатель Фаддей Булгарин.

Вместе с тем в Финляндии растет число мусульман. Хотя еще в XIX веке в Финляндии появилась татарская община, основной рост исламского сообщества пришелся после 1990-х годов в результате иммиграции из Азии и Африки. За 2015–2016 годы в Финляндию прибыли свыше 38 тыс. беженцев. В 2015 году портал Yle сообщал, что ислам стал второй по численности религией в стране, когда число мусульман превысило 70 тыс. человек, что трудно опровергнуть или подтвердить. Сегодня, по разным данным, в стране насчитывается около 50–60 тыс. мусульман, но общее количество оценить сложно, так как не все присоединяются к зарегистрированным мусульманским общинам, действуют и незарегистрированные группы.

Таким образом, особенностью религиозной ситуации в Финляндии является наличие двух привилегированных Церквей, чья деятельность определяется особыми законами. При этом из года в год растет количество как людей, отказывающихся от регистрации в какой-либо религиозной общине, так и неверующих, однако остающихся внутри Церквей.   


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.

Читайте также


На фоне революционной эйфории

На фоне революционной эйфории

Никита Брагин

Война и некомпетентность Временного правительства привели к распаду Российской империи

0
406
Халифа Хафтар зачищает Дерну от исламистов

Халифа Хафтар зачищает Дерну от исламистов

Равиль Мустафин

Маршалу оказывают содействие Египет, ОАЭ и Франция

0
1467
Пространству свободы совести не оставляют и двух соток

Пространству свободы совести не оставляют и двух соток

Илья Шаблинский

Конституционный принцип отделения религии от государства мешает борьбе с чуждыми идейными течениями

0
2323
Имамов Ямала посадят за парты

Имамов Ямала посадят за парты

Артур Приймак

Нефтегазовый Север пытаются избавить от "джихадистского синдрома"

0
1237

Другие новости

Загрузка...
24smi.org