0
906
Газета Печатная версия

07.03.2018 00:01:00

Римская весна

Как вслед за окружающим миром преображалась Католическая церковь

Тэги: католицизм, пост, март, весна, львов, собор, грекокатолики, речь посполитая, российская империя, православие, диссиденты, ватикан, холодная война, богослужение, месса, реформы, язык


католицизм, пост, март, весна, львов, собор, греко-католики, речь посполитая, российская империя, православие, диссиденты, ватикан, холодная война, богослужение, месса, реформы, язык Священники Антоний Пельвецкий, Георгий Костельник и Михаил Мельник на Львовском соборе 1946 года, ликвидировавшем унию. Фото 1946 года

Начало весны и Великого поста для Католической церкви не раз становилось временем глубоких и важных перемен на рубеже эпох, в которые она входила вместе с народами и государствами.

Государственный католицизм Речи Посполитой, унаследовавшей его от польской короны вместе с религиозной пестротой Великого княжества Литовского, не мог не беспокоить ее восточного соседа – Россию. К религиозным диссидентам – «несогласным», не имевшим права открывать новые храмы, избираться в Сейм и занимать государственные должности гражданам – в ее границах принадлежали протестанты разных направлений и православные христиане. Особенно тяжелым положение православных подданных стало после подписания Брестской унии в 1596 году: из диссидентов они превратились в дизунитов – «отвергнувших унию» и оказавшихся таким образом вне закона.

Результатом этой несправедливости стали бунты в Могилеве в 1617-м и в Витебске в 1623 году (в ходе последнего был убит униатский епископ Иосафат Кунцевич) и восстание Богдана Хмельницкого в 1648 году, закончившееся 

Политика Речи Посполитой превратила диссидентов в бунтовщиков.	Йозеф Зимлер. Мученическая смерть Иосафата Кунцевича. 	1861. Национальный музей в Варшаве
Политика Речи Посполитой превратила диссидентов в бунтовщиков. Йозеф Зимлер. Мученическая смерть Иосафата Кунцевича. 1861. Национальный музей в Варшаве

переходом запорожцев в подданство московского царя и новой российско-польской войной. Одним из пунктов заключенного по ее итогам «Вечного мира» было обязательство Речи Посполитой предоставить своим православным подданным свободу вероисповедания. Но окончательно диссиденты сравнялись в правах с католиками только в XVIII веке, когда при поддержке Екатерины II 6 марта 1768 года Сейм утвердил установивший это договор. Усиление влияния православной России внутри Польши привело к формированию по призыву епископа Каетана Солтыка «Барской конфедерации», выступившей против договора, и гражданской войне, закончившейся разделом Польши.

Впоследствии на землях разделенной Речи Посполитой жертвой несправедливой политики стали и сами католики. После того как в 1945 году закончилась Вторая мировая война, холодное противостояние между бывшими союзниками развернулось на всех фронтах – в том числе и на религиозном. Антикоммунистические выступления папы Римского Пия XII сделали Ватикан участником идеологической войны. На новой религиозной карте Советского Союза для 4 млн грекокатоликов Западной Украины, ставших после войны гражданами СССР, места не оказалось.

В марте 1945 года председатель Совета по делам РПЦ Георгий Карпов писал Сталину о своих планах использовать Церковь в борьбе против римско-католического влияния, и вождь народов благосклонно отнесся к этой идее. Сторонник воссоединения с православием, униатский критик папства Георгий Костельник, еще до войны писавший, что «Римская церковь… не та, какой была в первом тысячелетии», стал лицом советской кампании против римского влияния. «Нами 30.5.45 г. была создана «Центральная Инициативная группа по воссоединению Греко-католической церкви с Русской православной церковью», в которую вошли авторитетные священники», – докладывал заместитель наркома – министра государственной безопасности Украинской ССР Павел Дроздецкий начальству в феврале 1946 года.

Прошедший во львовском храме святого Юра с 8 по 10 марта 1946 года под председательством Котельника собор клириков и мирян Греко-католической церкви постановил воссоединиться с Русской православной церковью. 273 из 1270 священников этого решения не поддержали, после чего сами стали «диссидентами», а Украинская греко-католическая церковь в СССР была ликвидирована. Запрет на создание греко-католических общин был снят только в 1990 году, после встречи Михаила Горбачева и папы Иоанна Павла II.

Наконец, одно из самых значительных изменений в жизни Римской церкви произошло значительно позже того, как папы утратили светскую власть. Трехлетний Второй Ватиканский собор, созванный папой Иоанном ХХIII, завершился в 1965 году фундаментальной реформой богослужения. Конституция Sacrosanctum Concilium признала допустимым использование в мессе национальных языков. В первое воскресенье поста, 7 марта 1965 года, папа Джованни Монтини впервые совершил мессу на своем родном итальянском языке.


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Право руля

Право руля

Ирина Мохова

Женская эмансипация как инструмент улучшения имиджа Саудовской Аравии

0
1606
Лукашенко выбрал не Россию

Лукашенко выбрал не Россию

Антон Ходасевич

Белоруссия готова быть транзитной страной для ЕС, но ей мешают

1
14490
Грузинский митрополит поддержал украинскую автокефалию

Грузинский митрополит поддержал украинскую автокефалию

Андрей Мельников

В Тбилиси состоялся Синод Грузинской православной церкви

0
1481
Киев готовится к саммиту НАТО

Киев готовится к саммиту НАТО

Татьяна Ивженко

Верховная рада пытается реформировать силовые структуры по образцу западных стран

0
2123

Другие новости

Загрузка...
24smi.org