0
2348
Газета Печатная версия

04.04.2018 00:01:00

"Чистый ислам" хотят объявить вне закона

Запретительную резолюцию Межрелигиозного совета о ваххабизме беспощадно раскритиковали в Совете муфтиев России

Тэги: межрелигиозный совет россии, совет муфтиев россии, ваххабизм, салафизм, камиль самигуллин, рустам батров, равиль гайнутдин, дамир мухетдинов, марат ашимов, ахмед кахаев, мухаммед бин салман, реджеп эрдоган, саудовская аравия, турция


межрелигиозный совет россии, совет муфтиев россии, ваххабизм, салафизм, камиль самигуллин, рустам батров, равиль гайнутдин, дамир мухетдинов, марат ашимов, ахмед кахаев, мухаммед бин салман, реджеп эрдоган, саудовская аравия, турция Идея полного запрета ваххабизма на сей раз исходит от Камиля Самигуллина. Фото с сайта www.interreligious.ru

Межрелигиозный совет России (МСР) поддержал предложение муфтия Татарстана Камиля Самигуллина о запрете в России ваххабитской идеологии (см. «НГ» от 30.03.18). В МСР приняли резолюцию, где предлагается «обратиться в органы государственной власти с предложением о признании ваххабизма экстремистской идеологией, а ваххабитских организаций – экстремистскими организациями». Формулируя антиваххабитскую платформу, консультативный межрелигиозный орган напомнил о расстреле «Исламского государства» (ИГ, запрещено в России) прихожанок православного храма в Кизляре. Террористу Халилу Халилову удалось совершить свое злодеяние, поскольку храму и его прихожанам не была обеспечена соответствующая охрана. «Считать важным взаимодействие Межрелигиозного совета России с соответствующими государственными структурами для выработки рекомендаций, направленных на повышение антитеррористической защищенности культовых зданий, – говорится в резолюции МСР. – Обратиться к председателю Государственной думы с просьбой приостановить принятие федерального закона «О внесении изменений в Кодекс РФ об административных правонарушениях» в части установления ответственности за невыполнение религиозными организациями требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) на срок до 1 июля 2018 года в целях выработки методических рекомендаций по данному вопросу».

Предложение муфтия Татарстана и положительная реакция на него президиума МСР вызвали всплеск интереса в мусульманском медиапространстве. «Именно ваххабизм является идеологией, порождающей смуту и терроризм, – высказался от имени Духовного управления мусульман Дагестана заместитель муфтия республики Ахмед Кахаев. – Признание такого религиозного течения, как ваххабизм, экстремистской идеологией позволит облегчить обеспечение духовной безопасности нашего государства. Мы, дагестанцы, испытали на себе все последствия ваххабизма. В суровый 1999 год (вторжение в Дагестан из Чечни ваххабитов под руководством Шамиля Басаева и Хаттаба. – «НГР») все начиналось с этой идеологии, которая стандартно, как и везде до этого, перетекла в сплошной террор и насилие. По сей день идеология, заложенная в те печальные для истории Дагестана и России в целом годы, продолжает калечить людей. Есть множество фильмов, снятых на эту злободневную тему, в том числе и дагестанцами. К сожалению, многих из них нет в живых. Они пали истинными шахидами (мучениками – «НГР») от рук тех, кто не хочет порядка в нашей стране. Среди работ на эту тему можно назвать документальный фильм Абдуллы Алишаева «Обыкновенный ваххабизм». Вспомните тысячи ребят, которые погибли от рук бандитов, их семьи, оставшиеся без опеки сына, отца и мужа».

Однако в Татарстане, на родине Камиля Самигуллина, у инициативы муфтия республики нашлись критики. Бывший заместитель Самигуллина Рустам Батров опубликовал на татарстанском ресурсе «Бизнес-Онлайн» статью «Запрет ваххабизма может ударить по самому Духовному управлению мусульман Республики Татарстан». «Лично я полностью поддерживаю неприятие Камилем хазратом ваххабизма и его стремление очистить муфтият от деятелей, нарушающих его устав», – высказался бывший заммуфтия Татарстана. Но, по словам Батрова, Самигуллин в данном случае «выходит далеко за рамки своих полномочий» и хочет распространить запрет на ваххабизм не только на своих подчиненных, но и вообще на всех россиян. «А это прямое нарушение и принципа свободы совести, и Конституции РФ, которая его защищает.  Приводить в соответствие с уставом кадровый состав своей организации, вести с ваххабитами богословскую дискуссию – одно, а распространять свои желания на всех российских граждан – уже совсем другое. Формально ваххабиты – последователи Мухаммеда ибн Абд аль-Ваххаба, который, вооружившись идеями Ибн Таймии и его ученика Ибн Кайима, вместе с политиком Мухаммедом ибн Саудом сыграл одну из ключевых ролей в создании Саудовской Аравии. Однако никто из тех, кого называют ваххабитами, таковыми себя не считают. Они называют себя мусульманами, суннитами, в крайнем случае салафитами. Соответственно юридически нет и никаких собственно ваххабитских организаций. Стало быть, Камилю хазрату, чтобы добиться своих целей, надо выступать за запрет салафизма, а не ваххабизма. Но резолюция-то с его предложением о запрете именно ваххабизма уже принята», – пишет мусульманский деятель.

Упомянутые Батровым Ибн Таймийя и Ибн Кайим – арабские богословы XIII–XIV веков, духовные учителя «отца» ваххабизма Абд аль-Ваххаба, жившего на рубеже XVIII–XIX веков. «Можно запретить труды Ибн Таймии. Тогда возникает другой вопрос: что в таком случае делать с татарскими богословами – Галимжаном Баруди, Ризаэтдином Фахретдином, Хади Атласи и другими, которые выступали его апологетами? Их тоже под запрет? Руководство ДУМ Татарстана своим необдуманным заявлением рубит сук, на котором само же сидит», – пишет Батров. В своей статье он обращает внимание еще на один важный момент: в мусульманской и научной среде до сих пор не определено, что такое ваххабизм и почему его надо считать деструктивной идеологией. Об этом же говорили «НГР» эксперты в 2016 году – когда запретить ваххабизм в России потребовали муфтий Чечни Салах Межиев и муфтий Карачаево-Черкесии Исмаил Бердиев (см. «НГ» от 05.10.16).

Критикуя антиваххабитскую позицию своего бывшего начальника, Батров обращает внимание на следующее. В начале июля прошлого года Самигуллин назначил своим заместителем Юсуфа Давлетшина – бывшего мухтасиба (главного имама города или района. – «НГР») Нижнекамска. Богословскую позицию Давлетшина эксперты считают проваххабитской. По мнению Батрова, нельзя «одной рукой» назначать ваххабита в руководство муфтията Татарстана, а «другой рукой» запрещать ваххабизм в России. Показывая алогизм такого поведения Самигуллина, Батров цитирует мусульманского адвоката из Саранска Марата Ашимова. Ашимов, когда описывал ситуацию в Казани, высказался в своем Facebook: «Идет тотальная пропаганда ханафизма (традиционная для татар религиозно-правовая школа Абу Ханифы. – «НГР»), а мечети Казани полны ваххабитов». Адвокат из Мордовии ранее поблагодарил Самигуллина за то, что он свернул антиваххабитский курс своего предшественника Илдуса Файзова и предпочел общаться со всеми мусульманами «за чашкой чая». Как написал Ашимов в соцсетях, «чайная дипломатия» Самигуллина начиная с 2013 года способствовала «уменьшению напряженности в мусульманском обществе как Татарстана, так и Российской Федерации». 

«Стоит ли этот успех менять на сомнительные результаты и потерянный авторитет? Вряд ли», – высказался Ашимов. Адвокат считает, что запрет ваххабизма в России «откроет охоту на ведьм».

Совет муфтиев России (СМР) во главе с муфтием Равилем Гайнутдином традиционно воспринимает антиваххабитские инициативы критически. Напоминаем, осенью 2016 года СМР не принял «Грозненскую фетву», где ваххабизм назван «заблудшей сектой». 2 апреля с.г. СМР опроверг участие своего представителя – муфтия Дамира Мухетдинова – в антиваххабитском заседании Межрелигиозного совета. Согласно заявлению СМР, Мухетдинов покинул заседание за несколько минут до его начала. Как заявили в юрисдикции Равиля Гайнутдина, проект текста антиваххабитской резолюции «не был заранее разослан, и с ним не были ознакомлены все члены президиума Межрелигиозного совета». Соответственно не было достигнуто консенсуса. Совет муфтиев и связанное с ним Духовное собрание мусульман Российской Федерации (ДУМ РФ) выступают против пункта 2 резолюции (признание ваххабизма экстремистской идеологией, а ваххабитских организаций – экстремистскими организациями) «ввиду его очевидной правовой неопределенности, нарушения конституционного принципа отделения религиозных объединений от государства». «Введение принципа преследования верующих за убеждения, а не за конкретные противоправные действия самым пагубным образом скажется и на мусульманском сообществе России, и на межнациональном согласии, и на правовой культуре Российского государства», – говорится в заявлении СМР и ДУМ РФ.

Профессор МГЛУ исламовед Роман Силантьев в беседе с «НГР» сказал, что в СМР и ДУМ РФ, когда только ознакомились с резолюцией МСР о запрете ваххабизма, поначалу не стали возражать. По словам Силантьева, проблема ваххабизма сегодня наиболее остро стоит для входящих в Межрелигиозный совет немусульманских организаций. «В конце прошлого года был предотвращен подрыв Казанского собора Санкт-Петербурга, а в этом году на Прощеное воскресенье террорист убил четверых прихожанок кизлярского храма. Обе эти акции прошли по линии ИГ, самой известной и запрещенной в России террористической организации ваххабитов-салафитов. На фоне ИГ давно померкли запрещенные в России «Хизб ут-Тахрир», «Братья-мусульмане» и «Таблиги джамаат», а почти все покушения на теракты за последние три года связывают именно с ней. Террористы из ИГ стараются придать своим атакам максимальный резонанс и будут атаковать не только православные храмы, но и синагоги с дацанами», – сказал Силантьев.

По словам эксперта, «судьбоносные изменения прошли в некогда главном оплоте ваххабизма – Саудовской Аравии». «Наследный принц этого королевства Мухаммед бин Салман взял курс на либерализацию ислама. Его соответствующие заявления вызывают смятение в рядах радикалов по всему миру. Видимо, именно так коммунисты Кубы, КНДР, Афганистана и Вьетнама слушали когда-то выступления Михаила Горбачева, объявившего о конце холодной войны и сближении с Западом. Ведь, как совершенно верно заметил принц в интервью газете Washington Post, вложение Саудовской Аравии в ваххабизм осуществлялось по просьбе союзников во времена холодной войны для того, чтобы предотвратить распространение влияния Советского Союза в исламских странах. Реакция КСА на антиваххабитский закон в России ранее служила ключевым аргументом против его запрета – мол, обиженные саудиты разорвут с нами дипломатические отношения, закроют доступ на хадж и обрушат цены на нефть. Теперь нам в КСА за запрет ваххабизма еще спасибо скажут. Ведь были прецеденты. В России организацию Фетхуллаха Гюлена признали экстремистской задолго до июльского путча 2016 года в Турции. В 2016 году практика признания в России религиозных течений экстремистскими пополнилась опытом ликвидации «Свидетелей Иеговы» (запрещены в России. – «НГР»). Вне закона оказалась крупнейшая организация, с чьими миссионерами столкнулись большинство россиян. Как видим, небо не обрушилось на землю, Третья мировая война не началась, невиновные люди не пострадали. Силовики и эксперты смогли отличить иеговистов-экстремистов от законопослушных адвентистов седьмого дня и других протестантов. А современные ваххабиты-салафиты видны невооруженным взглядом». «Читаешь характерные книжки, лайкаешь характерные видео и посты, характерно травишь суфиев и шиитов, испытываешь характерную ненависть к местам суфийских захоронений и любишь отлучать от ислама? С тобой все ясно», – резюмирует эксперт.


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Ударят ли "Кинжалы" по Ирану?

Ударят ли "Кинжалы" по Ирану?

Владимир Щербаков

0
5578
Нефтяными ценами будет управлять тройственный союз

Нефтяными ценами будет управлять тройственный союз

Михаил Сергеев

Над рядовыми участниками картеля ОПЕК сгущаются юридические тучи

0
2184
В Турции завершается введенный два года назад режим чрезвычайного положения

В Турции завершается введенный два года назад режим чрезвычайного положения

0
731
"Талибан" остался без саудовской фетвы на джихад в Афганистане

"Талибан" остался без саудовской фетвы на джихад в Афганистане

Артур Приймак

Арабские "учителя" принуждают "студентов" к миру с Кабулом и американцами

0
481

Другие новости

Загрузка...
24smi.org