0
15238
Газета Печатная версия

01.08.2018 00:01:00

Урарту становится союзником чеченцев в борьбе с терроризмом

Молодежи предлагают героическую генеалогию от древних царств и Андрея Первозванного

Тэги: чечня, грузия, сасаниды, христианство, зороастризм, урарту, армения, рамзан кадыров, джамбулат умаров, сталинские репрессии, история, политика


чечня, грузия, сасаниды, христианство, зороастризм, урарту, армения, рамзан кадыров, джамбулат умаров, сталинские репрессии, история, политика Существует версия, что древние храмы, такие как Тхаба-Ерды, свидетельствуют о христианском исповедании некоторых предков вайнахов. Фото Александра Свиркина

В 2016 году в Чечне были запрещены книги авторства Ризвана Ибрагимова и Абубакара Дидиева – работы по «альтернативной истории» чеченского народа. Ибрагимов и Дидиев, в частности, считали, что пророки Ветхого Завета и сподвижники пророка Мухаммеда были чеченцами. Однако в республике продолжаются исторические изыскания. Республиканскую комиссию по истории и культуре чеченского народа возглавляет руководитель региона Рамзан Кадыров. Ближе к осени с.г. под патронажем госкомиссии выйдет монография, где будут отображены неизвестные страницы прошлого чеченцев. «На протяжении веков царскими властями и идеологами Советского Союза проводилась целенаправленная работа, чтобы придать забвению наше славное прошлое. И, к великому сожалению, многие страницы из летописи оказались стертыми», – написал Кадыров на своей странице в «ВКонтакте».

Ислам Сайдаев – автор научно-публицистических работ по проникновению в Средневековье христианства в Чечню и другие регионы Северного Кавказа. «По поручению главы Чечни Рамзана Кадырова министр национальной политики Чечни Джамбулат Умаров приезжал в Грузию, где им были обнаружены некоторые утерянные ранее артефакты. В частности, в Национальном музее Грузии имени Симона Джанашия хранятся воинские доспехи чеченцев и ингушей», – сказал «НГР» Ислам Сайдаев.

Общим местом стало мнение о том, что взаимоотношения вайнахов и грузин в древности исчерпывались военными стычками, происходившими в результате набегов чеченцев на Грузию. Первый историк Чечни из числа чеченцев – офицер царской армии Умалат Лаудаев (1829–1904) связывал вылазки вайнахов с периодами, когда в чеченских общинах возникала социально-экономическая напряженность. «Благоразумные мероприятия любивших свою родину не имели между чеченцами успеха; сильные фамилии буйствовали, не исполняли приговоров адата (свода народных обычаев. – «НГР»). Воровство вошло у них в славу и доблесть», – писал Лаудаев в своей работе «Чеченское племя». Вайнахская верхушка канализировала напряженность среди горцев в набеги на соседей – в частности на более зажиточные грузинские княжества. Естественно, что исторические контакты чеченцев и грузин военными стычками не исчерпывались.

Согласно вышедшей в 2016 году «Истории Грузии» авторства Зазы Чапичадзе, начиная с IV в. – царствования основателя города Тбилиси Вахтанга Горгасали – чеченцы, а также древние ингуши и осетины стали наниматься на службу к грузинским правителям. В данный период принявшая христианство Грузия воевала с персидской династией Сасанидов, исповедовавшей зороастризм. Интересно, что некоторые источники того периода обозначают чеченцев словом «сасан». Можно предположить: речь шла о вайнахах на службе у Сасанидов, которые принимали зороастризм. Перейдя на службу к грузинам, вайнахи – зороастрийцы могли принять христианство. Начиная с X–XII веков в Чечне и Ингушетии действуют христианские миссионеры из Грузии. Свидетельства тому – храмы Тхаба-Ерды и Алби-Ерды, построенные древними грузинскими зодчими в ущелье реки Асса между Чечней и Ингушетией.

В грузинской историографии чеченцев называют хевсурами (буквально: стражи гор, пограничники), а вплоть до XVIII века – более древним этнонимом «дзурдзук». По грузинской летописи «Картлис цховреба» («История грузин»), примерно на заре I тыс. н.э. правитель древней Грузии Фарнаваз заключил союз с вождем древнекавказских племен по имени Дзурдзук. Интересно, что в «Армянской географии» (VII в.) авторства Анании Ширакаци фигурирует древняя крепость Дурдукка возле озера Урмия на северо-западе Ирана. Согласно версии современного чеченского историка Саида-Хусейна Нунуева, жители Дурдукки говорили на языке хурритской группы, а в VIII веке до н.э. ассирийский царь Саргон II разгромил Дурдукку и выселил ее жителей – хурритов – в западные области своей империи. В чеченских легендах говорится, что первые вайнахи пришли на Кавказ из «страны Шем» – вероятнее всего, областей Месопотамии, куда Саргон II депортировал дурдуккийцев. Интересно еще, что мифический Шем находится в границах известного всем по школьному курсу истории ближневосточного государства Урарту.

Среди чеченских и ингушских историков, на волне роста национального самосознания, к концу 1980-х годов сложилась «теория Урарту», по которой древняя империя – прародина вайнахов. Среди академических востоковедов принято считать, что из Урарту вышли предки нынешних армян, но данная версия урартийскому этногенезу вайнахов, что называется, не помеха. Около десяти лет назад публицист из Петербурга Араик Степанян объединил чеченцев и армян в границах Урарту в своей статье «Чеченцы и Урарту». По словам Степаняна, самоназвание армян «хай» происходит от имени урартийского божества Аи или Ваи, а этноним «вайнах» означает «поклоняющиеся Ваи». Степанян также указывает: чеченское слово «хой» (село) – «тезка» города в Иране, на месте которого когда-то был древнеармянский город Гер. Как утверждает автор, Гер упоминается в священной книге зороастризма «Авеста» как город ариев Вер, посвященный богине Вере, сестре бога Митры. Из слов автора можно сделать вывод: религия Заратуштры и верования государства Уратру в какой-то мере сохранились в вайнахских адатах.

Ислам Сайдаев сказал, что большая работа по данному направлению ведется в архивах Армении и внутри Чечни: «Древние армянские историки упоминают воинов-чеченцев. А под руководством главы Чечни проводятся археологические и этнографические экспедиции в горной Чечне. Выводы свидетельствуют, что чеченцы – автохтоны этой территории, с древнейшей и высокоразвитой культурой, с глубокой религиозной верой, которые были в авангарде культурного развития народов Кавказа. Доподлинно известно, что крестившая Грузию равноапостольная Нина, а до нее – святой Андрей Первозванный до своей проповеди на Южном Кавказе и в Крыму были в горной Чечне. Христианство от этих великих святых приняли жители нынешнего Галанчожского района Чечни, пограничного с Грузией. Многие чеченцы, не говоря уж о других россиянах, об этом и не подозревают. В сталинский период, когда чеченцы были объявлены врагами народа и высланы в Казахстан, говорить о древней культуре чеченцев было невыгодно, поэтому наша история была предана забвению».

В середине июля с.г. Чечню посетила делегация из Турции в рамках предстоящего открытия в Грозном представительств компаний, задействованных в исламском банкинге. «Из этого факта делаю вывод, что, возможно, изыскания по нашей истории будут проводиться и в Турции, – говорит чеченский собеседник «НГР». – Изучение и популяризация истории чеченцев ведутся в рамках программ руководства республики и частных инициатив». Рамзан Кадыров в беседе с главой Министерства по делам национальной политики Чечни Джамбулатом Умаровым подчеркнул: индоктринация молодых чеченцев идеологией запрещенного в России «Исламского государства» (ИГ) происходит, потому что еще в царское время и в советские годы целые поколения чеченцев утеряли свою идентичность.

Чеченцы, как и другие народы, проходят через стадию, когда народные легенды и мифы становятся подобием исторической правды, сказал «НГР» профессор Российского экономического университета им. Плеханова Руслан Хасбулатов: «Какая-то доля истины в народных легендах есть. Армянские ученые еще в советские годы нашли следы влияния чеченцев на историю Древнего Востока: много общих армянских и чеченских слов, материальные артефакты... Но на мой взгляд, историей должны заниматься историки. А сейчас политики стараются придавать любому историческому событию современное звучание, как будто это все было вчера. Так история превращается в политику и идеологию. Кроме вреда, это ничего не приносит.  Стремление Кадырова противопоставить древнюю чеченскую историю идеям ИГ – еще одна попытка отвлечения молодежи от терроризма и привлечения ее к традиционному исламу. Такой арсенал на какой-то стадии убедителен. Другое дело, что практического значения такие методы могут и не иметь. Куда важнее делать акцент на социально-экономическом развитии Чечни, чтоб дать молодежи хорошее образование, хорошую работу, показать путь в лучшее будущее».

«НГР» не удалось получить комментарии в администрации Рамзана Кадырова и Миннаце Чечни.   


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Павел Бажов сочинил в одиночку целую мифологию

Павел Бажов сочинил в одиночку целую мифологию

Юрий Юдин

85 лет тому назад отдельным сборником вышла книга «Малахитовая шкатулка»

0
836
Стихотворец и статс-секретарь

Стихотворец и статс-секретарь

Виктор Леонидов

Сергей Некрасов не только воссоздал образ и труды Гавриила Державина, но и реконструировал сам дух литературы того времени

0
303
Хочу истлеть в земле родимой…

Хочу истлеть в земле родимой…

Виктор Леонидов

Русский поэт, павший в 1944 году недалеко от Белграда, герой Сербии Алексей Дураков

0
405
Дышит упоением роскоши, юности и наслаждения

Дышит упоением роскоши, юности и наслаждения

Виктор Леонидов

Фигура Константина Батюшкова оказалась в тени. И не только для специалистов, но и для миллионов читателей

0
269

Другие новости