0
1694
Газета Печатная версия

02.10.2018 17:45:00

Говорил ли Франциск про Россию в Прибалтике

Слова папы об угрозах каждый понял в меру собственной политической испорченности

Тэги: папа франциск, католики, ватикан, латвия, литва, эстония, расизм, российская угроза


папа франциск, католики, ватикан, латвия, литва, эстония, расизм, российская угроза Папа Франциск в знак почтения поцеловал панагию митрополита Виленского Иннокентия. Фото Reuters

17-11-1_a.jpg
Папа Франциск в знак почтения поцеловал
панагию митрополита Виленского Иннокентия.
 Фото Reuters

«Папа Франциск еще никогда не подъезжал так близко к России».   Подобным образом журналисты писали о поездке понтифика в Литву, Латвию и Эстонию 22–25 сентября, намекая на старые споры о католическом прозелитизме и на то, что Московский патриархат, быть может, проявит какую-то озабоченность по этому поводу. Действительно, 24 сентября папа совершил богослужение в Аглонской базилике в Латвии, а там до России уже просто подать рукой.

Никакой озабоченности, впрочем, высказано не было. Между Ватиканом и Русской православной церковью в последние годы, особенно после встречи папы Франциска и патриарха Кирилла в гаванском аэропорту, установились мир и братское общение. На встречи с понтификом в странах Балтии приглашалось и православное духовенство. Папа даже в знак почтения поцеловал панагию митрополита Виленского и Литовского Иннокентия (Васильева). К тому же (впрочем, это самое главное) РПЦ сейчас слишком занята конфликтом с Константинополем, чтобы ее «радары» успевали реагировать еще и на приближение католиков к православным рубежам.

Тем не менее Россия незримо присутствовала во время балтийского вояжа папы. Визит был приурочен к 100-летию провозглашения странами Балтии независимости. В 1991 году, когда распадался СССР, эта независимость была восстановлена. Согласно официальной истории Литвы, Латвии и Эстонии, за последние 100 лет балтийские страны подверглись двум оккупациям – нацистской и советской. Папа Римский в Каунасе почтил память не только жертв Холокоста, но и литовцев, погибших в советских лагерях.

Власти балтийских стран считают нынешнюю Россию концептуальной преемницей СССР. Они с тревогой смотрят на присоединение к РФ Крыма и конфликт в Донбассе и, мягко говоря, нервно реагируют на учения российского ВМФ в Балтийском море. Политики ждали от папы, что он поддержит независимость трех государств и выскажется по поводу российской угрозы.

Папа Франциск действительно заговорил об угрозах – с журналистами в самолете, возвращаясь домой. «Я прекрасно осознаю, что три государства Балтии всегда в опасности. Всегда. Страх вторжения, вся история вам напоминают об этом, и вы правильно говорите, что непросто быть мостом,  однако эти матчи играются ежедневно с привлечением культуры, диалога, но это непросто. Обязанность нас всех вам помочь. Даже не помочь, а быть рядом с вами, быть близкими своим сердцем», – сказал понтифик. В балтийской прессе это интерпретировали вполне однозначно: папа разделяет опасения Литвы, Латвии и Эстонии и обещает поддержку.

Однако смысл высказывания понтифика был несколько шире. Папа Франциск подчеркнул, что исторически и политически страны Балтии связаны с Западом, и именно поэтому они приложили столько сил для вступления в Европейский союз и НАТО. В то же время, отметил понтифик, Восток – это также часть истории балтийских стран. И трагедиями литовцы, латыши и эстонцы обязаны как Западу, так и Востоку, как немцам и полякам, так и Российской империи.

Некоторые российские СМИ и новостные интернет-порталы также подали высказывания Франциска вполне тенденциозно, выпустив тексты под заголовками вроде: «Папа предостерег Прибалтику от опасности с Запада». В очередной раз, таким образом, оказался прав средневековый богослов Алан Лилльский, утверждавший, что у авторитета нос из воска и конец его можно повернуть в любую сторону. В странах Балтии и России слова папы Франциска трактуют так, как им удобно, и получается, что поддержал он всех сразу и в то же время никого в частности.

«Необходима твердость – твердость не только в принадлежности Западу, но и в отношении своей идентичности», – добавил понтифик. Это высказывание каждый при желании тоже может употребить в свою пользу. В Литве, к примеру, именно по случаю визита папы возник спор об идентичности. В аэропорту Вильнюса понтифика в числе прочих встречала темнокожая девочка в национальной одежде. Она говорила и по-литовски, и по-итальянски. Это обстоятельство возмутило местную певицу Эурику Масите. Она заявила, что «уж лучше инопланетяне в литовской национальной одежде, чем чернокожая».

Разгорелся скандал, к дискуссии подключился известный (в том числе и в России) литовский поэт и публицист Томас Венцлова. В интервью агентству Delfi он назвал реакцию Масите проявлением «темноты, отсталости и примитивности». «Неважно, какой цвет кожи у человека, национальность, неважно, где он родился. Если он живет в Литве, говорит по-литовски, если он гражданин Литвы, то он может, он должен пользоваться всеми правами гражданина Литвы, и очень хорошо, что это подчеркивают, что ему предлагают участвовать во встрече папы, а то, что он был в литовской национальной одежде, – это очень красиво. Мы говорим о том, что литовский народ исчезает, а тут он расширяется: вовлекает инородцев, потомки которых будут литовцами. И это очень хорошо, к этому надо привыкать, мир становится пестрым», – сказал Венцлова.

Другими словами, защита идентичности может пониматься по-разному. Папа Франциск, вероятно, имел в виду язык и христианскую культуру, причем только в случае Литвы это культура преимущественно католическая (в Латвии и Эстонии католики не составляют большинства). Но идентичность может интерпретироваться и в духе националистическом, даже расистском, и обтекаемые слова понтифика опять может использовать кто угодно и как угодно.

В Таллине папа Франциск заявил: «Кто-то делает громкие заявления, кто-то, крича, прибегает к угрозам применения оружия, развертыванию войск, различным стратегиям… Это кажется наиболее надежным способом. Такое отношение скрывает в себе неприятие этики, а вместе с ней – и Бога». Одни политологи посчитали, что тем самым папа осудил Москву. Другие –  что он вовсе не имел в виду Россию. В Аглонской базилике папа призывал латвийцев «строить единство, сохраняя разнообразие». Многие СМИ, как в самой Латвии, так и на Западе, интерпретировали это как призыв не дискриминировать русскоязычное население. Однако напрямую понтифик и этого не говорил.

Видимо, этот папский визит в Ватикане сочтут успешным. В странах Балтии папу не донимали расспросами о секс-скандалах в среде духовенства. Он произнес много слов, в которых каждый услышал что-то для себя, но никто не смог манипулировать папой. Дипломатическая удача, не иначе?


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.

Читайте также


"Сегодняшний Ватикан мало отличается от сталинского Кремля"

"Сегодняшний Ватикан мало отличается от сталинского Кремля"

Павел Скрыльников

Изгнанный мальтийский рыцарь – о том, как в понтификат Франциска прижился управленческий стиль латиноамериканских диктаторов

0
2211
Обучение на русском в Латвии пока сохранится

Обучение на русском в Латвии пока сохранится

Иван Родин

Президентскому Совету по правам человека в РФ сообщили о реформе образования в интересах нацменьшинств

0
967
Сдувая пыль с кассетного плеера

Сдувая пыль с кассетного плеера

Станислав Секретов

Путешествия из пункта А в пункт Б, уральские предания и ватиканские шпионы

0
1633
Копилка горя, спермацет и дикобраз

Копилка горя, спермацет и дикобраз

Сергей Слепухин

О провожатом душ и кораблей, поющих кротах и могильщиках Солнца

0
509

Другие новости

Загрузка...
24smi.org