0
717
Газета Печатная версия

04.12.2018 16:41:00

Новый законопроект может разделить Израиль и евреев

Вопрос об обращении в иудаизм важнее правительственных кризисов

Хаим Бен-Яаков

Об авторе: Хаим Бен-Яаков – генеральный директор Евро-Азиатского еврейского конгресса.

Тэги: израиль, гиюр, раввины, евреи, идентичность


На фоне бурных политических событий, разворачивающихся сегодня в Израиле, которые пресса уже назвала «правительственным кризисом», многие комментаторы заговорили о возможности распада правящей коалиции и назначении новых парламентских выборов. Среди всех существующих разногласий большинство касаются внутренних проблем Израиля, но есть один ключевой пункт, который может иметь большое значение для взаимоотношений Государства Израиль и еврейских общин по всему миру. Речь идет про законопроект о гиюре.

Гиюром называется обращение нееврея в иудаизм, и в отличие от других монотеистических религий (христианство, ислам) обращение в иудаизм требует от человека выполнения гораздо большего числа условий. Гиюр в рамках «признанной религиозной еврейской общины» признается государственными учреждениями Израиля, а значит, человек, прошедший его, имеет право на репатриацию и получение израильского гражданства. Поэтому изменения в существующем порядке гиюра могут коснуться как многочисленных еврейских общин по всему миру, так и многих репатриантов в самом Израиле.

Предлагаемый консерваторами закон о гиюре, или «закон о монополии на гиюр», как его характеризуют оппоненты этого правового акта, нацелен на делегитимацию перехода в иудаизм в Израиле, если процедура гиюра совершается не Главным раввинатом страны. Этот закон, имеющий большие шансы быть принятым, значит для евреев больше, чем даже возможный распад коалиции и назначение новых досрочных выборов. Ведь для многих людей, кто, например, родился в смешанных браках или по тем или иным причинам утратил связь с прошлыми поколениями своей родни, гиюр остается едва ли не единственным способом стать частью еврейской среды.

Попытки изменить и без того сложную конструкцию уникальной демократической модели еврейского государства, в которой сочетаются либеральная правовая система, равенство граждан перед светским судом, законами и глубокое вплетение сугубо религиозных институтов, раввинских судов, в ткань государственного механизма, могут оказаться чрезвычайно опасными для сохранения единства еврейского народа не только в отношении живущих в Израиле, но и по отношению к еврейским общинам за пределами государства.

Израиль стал центром еврейского мира, и потому любой закон, касающийся тех или иных аспектов еврейской идентичности, закон о гиюре в том числе, касается не только Израиля, но и влияет на жизнь еврейских общин по всему миру. Работая в организации, объединяющей общины почти трех десятков стран, я не понаслышке знаю о волнении, которое испытывают религиозные и общинные лидеры еврейства по всему миру в связи с обсуждением этой темы.

Еще в сентябре 2017 года исполком Всемирного еврейского конгресса принял резолюцию «Стена плача и закон о гиюре», призвав к продуктивному диалогу между Израилем и общинами диаспоры в целях установления взаимопонимания, а также гарантий того, что Израиль и далее будет осуществлять идеалы сионизма как национального дома всех евреев.

Еврейство в Азербайджане и Казахстане, России и Молдавии, Словении и Хорватии, Украине и Белоруссии – практически во всех странах нашего региона – пришлось фактически собирать в общины заново. Если в Иране или Йемене гонения загнали еврейскую жизнь в подполье или привели к духовному оскудению, но общины не разрушились, то в странах «социалистического мира» еврейская жизнь была выжжена доминирующей идеологией отказа от национального самосознания и культуры. Распад коммунистической идеологии сопровождался возвращением к основам, к национальным корням, стремлением восстановить общинную жизнь.

Для многих семей, живущих в диаспоре, гиюр – это возвращение к еврейскому народу после многих лет утраты связей с общиной и традициями. Потому важно действовать, исходя из принципа «не навреди», принимая во внимание особенности каждой общины, осознавая важность принципа единства еврейского народа и понимая, что Израиль и еврейские общины диаспоры – это сообщающиеся сосуды.

Еврейству не свойствен прозелитизм – стремление обратить как можно больше людей в свою веру, и это очень важно объяснить всем, кто интересуется данной темой. В отличие от других авраамических религий для евреев гиюр – не способ завлечь неофитов, а путь присоединения к еврейскому народу для тех, кто действительно глубоко и серьезно осознал необходимость такого шага.

Хотел бы отметить, что большинство авторитетных раввинов в евроазиатском регионе ответственно подходят к вопросу о гиюре, понимают важность решений, принимаемых по этому вопросу в Израиле. Будем надеяться, что позиция общин по всему миру будет услышана в Израиле, и политики воздержатся от резких шагов в этом вопросе.         


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.

Читайте также


Племянник председателя земного шара

Племянник председателя земного шара

Александр Гальпер

Рассказы о семи долларах, ограблении и всемирном заговоре

0
572
Армия обороны Израиля нашла еще один тоннель, прорытый с территории Ливана

Армия обороны Израиля нашла еще один тоннель, прорытый с территории Ливана

0
483
Израиль ждет от Путина поддержки "Северного щита"

Израиль ждет от Путина поддержки "Северного щита"

Игорь Субботин

Вместе с делегатами ЦАХАЛ в Москву едут депутаты Кнессета

0
1302
Пентагон усилил авианосную группировку в Персидском заливе

Пентагон усилил авианосную группировку в Персидском заливе

Владимир Мухин

Главным врагом Дамаска становятся не террористы, а США и их союзники

0
1448

Другие новости

Загрузка...
24smi.org