0
8179
Газета Печатная версия

17.09.2019 17:48:00

Папа Франциск создает свое лобби

Понтифик ослабляет традиционные группы влияния в коллегии кардиналов

Тэги: католики, ватикан, святой престол, папа фанциск, иоанн павел ii, римская курия, лгбт, консерваторы, синод, кардиналы


католики, ватикан, святой престол, папа фанциск, иоанн павел ii, римская курия, лгбт, консерваторы, синод, кардиналы Многие видят в новом кардинале Маттео Дзуппи претендента на Святой престол. Фото Франческо Пьерантони

Журналисты из ватиканского пула спросили папу Франциска на пути из Мадагаскара в Рим, как он реагирует на критику со стороны ультраконсерваторов, особенно американских, и не боится ли нового раскола в церкви. Понтифик ответил, что на социальные темы он говорит то же самое, что и Иоанн Павел II. «Конструктивную критику» папа приветствует, а на тех, кто «в лицо улыбается и бьет в спину», у него нет времени. Такие люди, по словам понтифика, «не желают добра церкви, они просто хотят менять стили пап и стили управления». «Я не боюсь расколов, – сказал он. – Я молюсь о том, чтобы их не было, от этого зависит духовное здоровье многих людей».

Ультраконсерваторы озабочены тем, что папа, как им кажется, недостаточно часто обрушивается на аборты с высокой ватиканской кафедры, избыточно толерантен к геям и разведенным парам, слишком заигрывает с мусульманами. Кардинал Рэймонд Лео Бёрк, которого Франциск убрал со всех значимых постов, считает, что понтифик – плохой менеджер и не в состоянии урегулировать кризис, связанный с насилием над несовершеннолетними со стороны духовенства. Бёрк уверен, что корень насилия – в гомосексуальности. Папа не поддерживает эту точку зрения. В тех консервативных кругах, где мнение кардинала Бёрка – луч света в царстве сгущающейся тьмы, поведение Франциска воспринимают с подозрительностью: раз Франциск не говорит, что во всем виновата гомосексуальность, значит, выгораживает гей‑лобби, которое якобы существует в Ватикане.

С самого начала своего понтификата Франциск старался показать миру лицо доброго пастыря, скромного епископа Рима, защитника бедных. Эта мягкость – внешняя. Во внутренних церковных делах папа Бергольо проявляет себя как жесткий и довольно последовательный менеджер, понимающий правила политической игры. Его слова про раскол – сигнал ультраконсерваторам. Папа, по всей видимости, хочет сказать, что на шантаж не поддастся, со своего пути не свернет, проведет реформы, которые считает нужными, и постарается обеспечить преемственность курса.

Ключ к преемственности – коллегия кардиналов‑выборщиков. В сентябре Франциск объявил имена 13 новых князей церкви. Десятерым из них возраст позволяет голосовать на конклаве, выбирающем папу. Они получат свои шапки на консистории 6 октября. Этой осенью четверым из коллегии кардиналов исполнится 80 лет, таким образом, выборщиков будет 124. Франциск превысит лимит 120 кардиналов, неформально установленный папой Павлом VI, но тот же Иоанн Павел II поступал так неоднократно.

Выйдет так, что 53% выборщиков получили шапки от самого Франциска. Для того чтобы выбрать папу, нужны голоса двух третей. Однако нынешний папа вовсе не растерял сторонников среди тех, кого сделали кардиналами Иоанн Павел II и Бенедикт XVI. Те же Луис Тагле, Кристоф Шёнборн, Оскар Родригес Марадьяга, Шон Патрик О’Малли или Райнхард Маркс, влиятельные фигуры, не разочаровались в курсе и идеях Франциска и могут организовать «правильное» голосование на конклаве. К тому же нынешний папа ослабил несколько серьезных групп влияния в коллегии.

Когда в 2013 году кардиналы выбрали понтификом Хорхе Марио Бергольо, 35% голосовавших были членами Римской курии. Франциск сократил эту долю до 26%. Куриальное начальство больше не получает шапки автоматически. Папа раздает их идейно близким «аппаратчикам». Например, канадскому иезуиту Майклу Черны, заместителю секретаря, то есть только третьему лицу в Дикастерии по содействию целостному человеческому развитию. Или испанцу Мигелю Анхелю Айюсо Гишоту, главе Папского совета по межрелигиозному диалогу и специалисту по отношениям с исламским миром.

Сразу несколько глав куриальных структур уже достигли или скоро достигнут возраста 75, когда формально нужно подавать прошение об отставке. Если Франциск не продлит их полномочия, то новые назначенцы быстро получат кардинальские шапки только в одном случае: они идейно близки папе Бергольо и за ними срочно нужно застолбить место на конклаве.

Постепенно ослабевает и американское лобби в коллегии кардиналов. Папа не давал шапки иерархам из США с 2016 года. Архиепископ Филадельфии Чарльз Шапю и архиепископ Лос‑Анджелеса Хосе Гомес по‑прежнему не кардиналы. Это вполне вписывается в давно обозначенную логику Франциска: он не хочет, чтобы епископская кафедра давала иерарху дополнительные привилегии, не любит карьеристов. К тому же Шапю – один из лидеров консервативного лагеря. Гомес – член Opus Dei. Эту организацию очень любил Иоанн Павел II. Для Франциска она избыточно консервативна, он предпочитает иезуитов – и делает кардиналами Черны или люксембургского архиепископа Жан‑Клода Хёллериша (критика европейских правых политиков). Симпатизирует папа и Общине святого Эгидия, к которой принадлежит архиепископ Болоньи Маттео Дзуппи.

То обстоятельство, что Дзуппи получит кардинальскую шапку, вызвало больше всего шума в консервативной среде. Франциск нечасто в сравнении с прежними папами делает кардиналами итальянцев. В результате итальянское лобби в коллегии тоже теряет вес: четверть кардиналов, голосовавших на конклаве в 2013 году, составляли итальянцы, сейчас их лишь 18%. Без шапок остаются архиепископы Милана, Венеции и Палермо – дело неслыханное! Но для Дзуппи папа сделал исключение. Болонский архиепископ относительно молод – ему всего 63 года. Он либерален, если сравнивать с его предшественником, покойным Карло Каффаррой, консервативным «танком», который в последние годы жизни успел проехаться и по Франциску. Многие видят в Дзуппи лоббиста идей папы Бергольо в Конференции католических епископов Италии, а некоторые – даже папабиля, претендента на престол, преемника.

Консервативные круги особенно взволновались из‑за того, что архиепископ Болоньи некоторое время назад написал предисловие к итальянскому изданию книги американского иезуита Джеймса Мартина «Строя мост». Она посвящена так называемым ЛГБТ‑католикам, то есть геям, лесбиянкам и трансгендерам, которые не хотят разрывать свои отношения с церковью. Консерваторы видят в назначении такого иерарха кардиналом подтверждение своим страхам: Франциск ведет церковь «не туда», скоро она признает гей‑браки и т.п. Опасения усиливает и другая номинация папы Бергольо. Кардиналом в октябре станет ватиканский библиотекарь – португальский архиепископ Жозе Толентину де Мендонса. Он тоже прославился предисловием к книге – монахини Марии Терезы Форкады, представительницы «феминистской теологии». Жозе Толентину написал, что подход сестры Марии Терезы может служить примером открытого христианства, свободного от догматических оков прошлого и настоящего.

Видеть в папе Франциске апостола геев и феминисток, разрушителя традиционной морали было бы слишком поверхностно. Хорхе Марио Бергольо – человек старой формации, а не либеральный активист. Он церковный политик и будущее церкви видит в относительной открытости. Он дорожит затеянной реформой Курии и не хочет, чтобы традиционные лобби ее свернули. Его выбор доверенных людей и кардиналов продиктован именно этим.


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Синод выстраивает оборону РПЦ на трех направлениях

Синод выстраивает оборону РПЦ на трех направлениях

Милена Фаустова

Быстрые взлеты и падения епископов лишают церковную администрацию устойчивости

0
2795
Белый флаг папы Франциска запятнали подозрениями

Белый флаг папы Франциска запятнали подозрениями

Милена Фаустова

Ватикану пришлось объяснять слова понтифика о "капитуляции" Киева

0
2175
Ватиканская «дорога в ад»

Ватиканская «дорога в ад»

Леонид Макшанов

Для чего в граде-государстве служат вокзал и поезд

0
8130
Зачем Румынский синод посягнул на территорию Украины

Зачем Румынский синод посягнул на территорию Украины

Милена Фаустова

Бухарестское решение расценивают как защиту верующих от киевского режима

0
6891

Другие новости