0
1509
Газета Печатная версия

04.02.2020 15:53:00

Империя выше священства

Как Петр I заменил патриарха Духовной коллегией

Тэги: рпц, патриаршество, синод, петр первый, указ, церковь, православие


2-16-3350.jpg
Реформа церкви последовала за тотальной
вестернизацией. Николай Неврев. Петр I
в иноземном наряде перед матерью своей
царицей Натальей, патриархом Андрианом
и учителем Зотовым. 1903
Сегодня нелегко это осознать, но до XVIII века в России не существовало Синода. Его учредил император Петр I своим указом от 5 февраля 1721 года о создании так называемой Духовной коллегии. Образование государственного органа церковного управления было призвано упразднить институт патриаршества, введенный на Руси в 1589 году.

У молодого Петра с патриаршеством и духовенством были не самые простые отношения. Историки полагают, что они связаны с детскими воспоминаниями императора. «Страшные сцены встретили Петра у колыбели и тревожили всю его жизнь. Он видел окровавленные бердыши стрельцов, называвших себя защитниками православия, и привык смешивать набожность с фанатизмом и изуверством. В толпе бунтовщиков на Красной площади являлись ему черные рясы, доходили до него странные, зажигательные проповеди, и он исполнялся неприязненного чувства к монашеству», – писал в середине XIX века русский философ-славянофил Юрий Самарин. Еще во время правления патриарха Адриана, в 1690 году, Петр категорически запретил возводить новые монастыри.

Когда в 1700 году Адриан скончался, царь воспрепятствовал избранию нового предстоятеля церкви, а позже сан патриарха и вовсе был ликвидирован. В 1711 году император вместо Боярской думы сформировал новый правительственный орган – Сенат, указы которого в обязательном порядке должны были исполнять не только мирские, но и духовные управления. Пятью годами позже Петр обязал архиереев приносить присягу на верность царю. К этому же времени относится и начало работы над документом «Духовный регламент» – законом, определившем правовое положение церкви в Российской империи. Согласно ему, Российской церковью теперь правил «духовный коллегиум», состоящий из президента, двух вице-президентов, трех советников из архимандритов и четырех асессоров из протопопов. Одним из авторов текста был архиепископ Феофан (Прокопович), ярый поборник идеи цезарепапизма – концепции, согласно которой самодержец становится и главой церкви. За свою верность государю Прокопович был назначен первым вице-президентом Святейшего правительствующего синода – именно так и стала впоследствии называться Духовная коллегия. Первым и единственным президентом Синода стал назначенный Петром блюститель патриаршего престола митрополит Стефан (Яворский), однако после кончины митрополита эта должность была упразднена.

Согласно Основным законам Российской империи, Синод определялся как «соборное, обладающее в Русской православной церкви всеми видами высшей власти и состоящее в сношениях с заграничными православными церквами правительство, чрез которое действует в церковном управлении верховная самодержавная власть, его учредившая». В ведении этого религиозно-светского органа были административные вопросы: создание новых кафедр, избрание и назначение епископов, определение дат церковных праздников и обрядов, канонизация святых, осуществление цензуры в отношении богословских и церковно-исторических книг и т.д. Синод также осуществлял функции суда первой инстанции по отношению к епископам, обвиняемым в ереси, вынесение окончательных решений по разводам (тогда они были запрещены), делам о лишении сана духовных лиц, о предании анафеме и т.д. Синодалам поручались еще и вопросы духовного развития и просвещения подданных. Все постановления Святейшего синода вплоть до 1917 года выходили со штампом «По указу его императорского величества». Таким образом, церковь превратилась в часть государственного аппарата и уже не могла конкурировать с императором за власть в государстве.

Одним из первых решений Правительствующего синода был запрет приносить в храм личные иконы и молиться перед ними. Во время богослужений указывалось собирать подаяния в два кошелька: один на церковные нужды, а второй на содержание больных и неимущих. По указу Петра богатым запрещалось приглашать духовенство к себе домой, чтобы те совершали вечерние и заутренние службы, также упразднялись все домашние церкви. В обязанность священнослужителей входила слежка за тем, чтобы верующие посещали церковь не только в праздники и по воскресеньям, но и в дни рождения, именины царя и царицы, а также в день Полтавской победы и Новый год. Для повышения духовной грамотности народа Петр также пожелал, чтобы на русский язык были переведены лютеранский и кальвинистский катехизисы. В 1723 году Синод запретил погребать умерших при храмах и велел хоронить их на кладбищах или в монастырях. А еще через год вышли новые правила о монастырях, которые должны были содержаться исключительно за свой счет.

Любопытно, что учреждение Правительствующего синода как канонической структуры признали поместные православные церкви. В сентябре 1723 года Антиохийский и Константинопольский патриархи подписали особую грамоту, согласно которой петербургский Синод объявлялся равным «во Христе братом», обладающим «равнопатриаршими правами».


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Перед саммитом в Иордании РПЦ получила "братские" удары в спину

Перед саммитом в Иордании РПЦ получила "братские" удары в спину

Милена Фаустова

Многие из ближайших союзников Московского патриархата отказались от участия в совещании

0
1047
Вещевому управлению Минобороны исполнилось 320 лет

Вещевому управлению Минобороны исполнилось 320 лет

Александр Шарковский

Врагу не устоять, когда солдат обут, одет и голод не тревожит

0
730
Выставка  «Петр Первый. Коллекционер, исследователь, художник»

Выставка «Петр Первый. Коллекционер, исследователь, художник»

0
391
Тогда я остаюсь

Тогда я остаюсь

Сергей Шулаков

Судьба новомученика на фоне ХХ века

0
604

Другие новости

Загрузка...
24smi.org