0
2954
Газета НГ-Регионы Интернет-версия

07.04.2008 00:00:00

Греческий профиль в казачьем краю

Тэги: ростовнадону, свадьба, обряд


ростов-на-дону, свадьба, обряд Зажигательный танец сиртаки стал неизменным атрибутом народных гуляний в Ростове-на-Дону.
Фото автора.

Первые греческие поселения на Нижнем Дону появились задолго до нашей эры. Крупнейшим из них был город-крепость Танаис, расположенный в устье Дона (в 35 км от Ростова). Город был основан в начале III в. до н.э. греками, выходцами из Боспорского государства.

Пропавший посад

В центре Ростова затерялся один из самых маленьких переулков города – Греческий. Сегодня здесь несколько старинных зданий, в основном двухэтажных. До советской власти раскинувшийся вокруг район называли греческим посадом. Здесь жили многие греки, прибывшие в Россию в разное время, в том числе в эпоху Екатерины II. Здесь же была греческая Благовещенская церковь. Рядом с храмом находилось училище Эллинского благотворительного общества, построенное на деньги известного мецената грека Феофани. В застойные годы церковь была разрушена, теперь на ее фундаменте стоит театр кукол. Да и вообще греческий посад сегодня прекратил свое существование.

С распадом Советского Союза на Дону начали возрождаться греческие национальные сообщества. В Ростове появилась общественная организация «Танаис», которая считает, что одним из главных направлений работы должна быть поддержка каждого грека, будь то в изучении языка, или в оказании медицинской помощи, или в организации обучения в Греции одаренных детей. «Танаис» размещается в Греческом переулке, в одном из старых домов. По словам и.о. директора культурно-просветительского общества Эллады Мавроматис, здесь учат не только греческому. Например, Эльвина Кулакова дает уроки домоводства – учит молодых девушек вязать, чесать шерсть, прясть нити, а также готовить национальные блюда. Здесь стараются сберечь традиционные греческие обряды, одним из которых является празднование свадьбы.

Когда нельзя жениться грекам

Греческие свадьбы всегда гуляют с большим размахом. Считается нормой, если гостей не меньше 500 человек. Церемония непременно сопровождается национальной музыкой. Перед свадьбой обязательно проходит сватовство, когда родители и родственники жениха приходят в дом невесты и преподносят символические подарки. Все расходы на свадебное одеяние невесты вплоть до нижнего белья берет на себя свекровь. Невестка же, в свою очередь, старается прийти в дом жениха с приданым. Но даже если у нее ничего нет, никто не осудит. Да и жениху не ставится в упрек, если у него отсутствует крыша над головой.

По словам студента Георгия Триандафилова, в их роду женятся и выходят замуж только за «своих». Вот и старший брат, когда решил жениться, то выбрал себе гречанку. За невестой пришлось ехать на Кубань. Дело было зимой, но, несмотря на лютый мороз, дом невесты, по всем правилам свадьбы, приходилось брать штурмом: сторона молодой требовала выкуп. Когда наконец пробились к невесте, начался торг, и лишь после того как дружок жениха нашел общий язык с «продавцами», все дружно выпили.

Как рассказывают греки, в Элладе у ворот невестиного дома свиту жениха поджидает наряженная жареная курица на блюде, которую необходимо купить, естественно, расплатившись за нее как можно щедрее. А потом начинается все тот же торг за невесту. После все дружно выпивают, и свадьба отправляется в церковь.

Что же касается свадебного стола, то как у российских греков, так и у их соплеменников за рубежом, на нем непременно есть национальные блюда, которые готовятся только в особо торжественных случаях. Среди блюд – «кешкек» (дробленая крупа с разварившейся курицей) и кофтадес (мясные голубцы с рисом в капустных или виноградных листьях). В греческой кухне на Дону распространены практически все те блюда, которые употребляют в Элладе. Это шашлык в лаваше – соувлаки, запеченный баклажан с фаршем и соусом – бешамель, а также фаршированные помидоры. Ну а главное, чтобы было побольше сладостей, в том числе курабье с миндалем и смирнские крендельки.

Из горячительных напитков донские греки предпочтение отдают дорогим коньякам, водке и вину. Ну, а что касается Греции, то, по словам Христофора, здесь главное, чтобы на столе было цыпуро – самогон из винограда. И еще: ростовские греки стараются не гулять свадьбы в августе или сентябре. Хотя, казалось бы, куда уж лучше: дешевые овощи и фрукты, да и зелень тоже. Но считается, что в это время свадьбы справляют лишь скупые в целях экономии.

Греческую свадьбу справляют два, а то и три дня. Начинается, как правило, в субботу днем у невесты, а с вечера – у жениха – с песнями, танцами и гуляньями. На следующий день гости собираются на хаш.

На приготовление хаша идут говяжьи ноги и рубцы. Их опаливают, скоблят, сутки вымачивают в воде. Затем варят не менее 20 минут, выливают навар, вновь моют рубцы в горячей и холодной воде, скоблят, нарезают маленькими кусочками и снова ставят на огонь. Варят хаш без соли не меньше 6 часов на медленном огне, снимая пену до тех пор, пока мясо не начнет отделяться от костей и рубцы станут совершенно мягкими. Готовое блюдо солят и посыпают чесноком (можно толченый чеснок развести в бульоне и подать отдельно).

Салют из каши в честь первого зуба

Почти на протяжении восьми веков Танаис был центром торговли между греками Боспора и кочевниками приазовских и донских степей. Обнаруженный археологами в древнем городе храм с престолом, светильниками и печатями для просфор с крестами говорит о том, что христианство в Танаисе, а значит, на Дону исповедовалось уже в I веке. Неудивительно, что до сих пор греческие и русские пасхальные традиции имеют много общего.

К Пасхе греческие хозяйки также красят яйца и пекут сладкие фигурные печенья – кулуракья. Нужно заметить, что греки яйца красят преимущественно в красный цвет, который олицетворяет собой жизнь и символизирует кровь Иисуса. Символом Пасхи также являются куличи, называемые чуреки. Пасхальным утром греки едят кушанье под названием «магирица» из бараньих потрохов и риса. Днем же прямо на улице жарят на вертелах барашка.

Греки на Дону очень трепетно относятся к обрядам. Даже прорезавшийся у ребенка первый зубик для них – это уже важное событие, в честь которого они устраивают целое пиршество. Непременно приглашаются дети, для которых накрывают обильный сладкий стол. Ну, а самого виновника торжества усаживают в центре, повязывают головку косынкой. Затем бабушка, приговаривая, чтобы ребенок был счастливым и сладким, высыпает на его голову кутью, приготовленную из риса или пшеницы с изюмом, медом. Кстати, всех пришедших детей щедро одаривают конфетами, крендельками, поскольку деньги в виде подарка детям давать не принято.

Ростов-на-Дону


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Павел Бажов сочинил в одиночку целую мифологию

Павел Бажов сочинил в одиночку целую мифологию

Юрий Юдин

85 лет тому назад отдельным сборником вышла книга «Малахитовая шкатулка»

0
1042
Нелюбовь к букве «р»

Нелюбовь к букве «р»

Александр Хорт

Пародия на произведения Евгения Водолазкина и Леонида Юзефовича

0
738
Стихотворец и статс-секретарь

Стихотворец и статс-секретарь

Виктор Леонидов

Сергей Некрасов не только воссоздал образ и труды Гавриила Державина, но и реконструировал сам дух литературы того времени

0
358
Хочу истлеть в земле родимой…

Хочу истлеть в земле родимой…

Виктор Леонидов

Русский поэт, павший в 1944 году недалеко от Белграда, герой Сербии Алексей Дураков

0
494

Другие новости