0
3100
Газета Non-fiction Интернет-версия

03.04.2014 00:01:00

Сила и нежность духа

Тэги: петкевич, мемуары


Всю человеческую культуру, в том числе экономику, политику и т.д., творит человеческий дух, и потому можно утверждать – состояние страны таково, каково состояние духа населяющих ее граждан. Дух – мужского рода и в российском сознании традиционно ассоциируется с силой и твердостью, при этом недооцениваются такие традиционно относимые к женским добродетелям его составляющие, как терпимость и доброта. Представляется, что в России созидающей деятельности духа не достает женского начала. Воспитание духа в значительной мере происходит на примерах. Образцов силы и твердости духа в нашей истории хоть отбавляй, а вот примеров сочетания душевной стойкости с нежностью, милосердием, любовью не так уж и много. И в этой связи ценна, интересна и волнительна история духа, описанная в воспоминаниях Тамары Петкевич «Жизнь – сапожок непарный». Хотя первая книга издана в 1993 году, а написана гораздо раньше, произведение это актуально не только по сей день, а и будет оставаться таковым столько, сколько душа человеческая будет иметь способность бороться, метаться, любить и страдать. И очень бы хотелось, чтобы с этим замечательным свидетельством духа ознакомилось как можно больше людей, потому как соприкосновение с чужим внутренним миром, до предела наполненным переживаниями и осмыслениями, обогащает твой собственный внутренний мир.

Для чего нужна высокая литература? Видимо, для того, чтобы один человек мог высказать себя другому, а тот выслушать автора. Не всякому есть что высказать. Не всякий умеет сделать это хотя бы для самого себя. И уж подавно не всякий умеет написать так, чтобы было интересно постороннему. Тамаре Петкевич дано и первое, и второе, и третье. Прежде всего за счет самого труднодостижимого вида честности – абсолютной честности перед самим собой, – того, без чего невозможен никакой личностный рост, и того, чего так не хватает современной российской интеллектуальной действительности. Порой кажется, что мы вообще перестали отличать настоящее от подделки под настоящее. Вся наша реальность до такой степени наполнена имитацией, мы настолько привыкли жить в категориях «как бы любовь», «как бы дружба», «как бы свобода», «как бы демократия», «как бы наука», что даже не замечаем этого.

Мемуары Тамары Петкевич – это и триллер, и мелодрама, и детектив, наполненные невероятными поворотами сюжета, накалом чувств, верностью, предательством, работой мысли, счастьем творчества. Но произведение это выше любого из перечисленных жанров, потому что как во всякой настоящей литературе, говоря словами Бориса Пастернака, «и тут кончается искусство, и дышат почва и судьба». Здесь бьется нерв настоящей любви, настоящей тоски, настоящего постижения мира. Язык не поворачивается отнести эту книгу к лагерной тематике, хотя тема ГУЛАГа ключевая. Казалось, после произведений Солженицына, Шаламова, Гинзбург предмет исчерпан. Но нет, у Тамары Петкевич ярко и всесторонне высветилась женская сторона несвободы и подавления личности. Во все времена красота самодостаточна и идет своим собственным путем, часто далеким от трудного и прекрасного, именуемого человеческим духом. Но тут пленительное сочетание женского мира любви, неуверенности в себе, желания быть защищенной, желания семьи с гордостью и неискоренимой потребностью быть собой. Красивая, желанная женщина не пользуется своим правом на слабость, если за это придется расплачиваться внутренней свободой.

Так и хочется протянуть ниточку от сугубо личной истории к общему, связывающему нас чувству под названием Родина. Книги Тамары Петкевич говорят о многом, в том числе о том, что, чтобы быть великой державой, одной силы мало. Чтобы быть великой державой необходимо иметь силу духа и нежность духа одновременно. А потому нужно читать таких авторов, как Тамара Петкевич, а уж потом решать, как обходиться со своей жизнью и с жизнью своей страны. 


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Надежды на лучшее достигли в России исторического максимума

Надежды на лучшее достигли в России исторического максимума

Ольга Соловьева

Более 50% россиян ждут повышения качества жизни через несколько лет

0
256
Зюганов требует не заколачивать Мавзолей фанерками

Зюганов требует не заколачивать Мавзолей фанерками

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Стилистика традиционного обращения КПРФ к президенту в этом году ужесточилась

0
245
Доллар стал средством политического шантажа

Доллар стал средством политического шантажа

Анастасия Башкатова

Китайским банкам пригрозили финансовой изоляцией за сотрудничество с Москвой

0
364
Общественная опасность преступлений – дело субъективное

Общественная опасность преступлений – дело субъективное

Екатерина Трифонова

Конституционный суд подтвердил исключительность служителей Фемиды

0
257

Другие новости