0
2842
Газета Non-fiction Печатная версия

28.04.2016 00:01:00

Загадка зеркала и Бельведерский торс

Тэги: искусство, классика, античность, истина


картина
Женщина, поправляющая прическу.
50–79 гг н.э. Фреска
из Виллы Ариадны, Стабии.
Иллюстрация из книги

Сборник статей Дмитрия Молока открывает серию «Антология искусствознания XX века», задуманную фондом  IN ARTIBUS для публикации трудов российских и зарубежных ученых, записок известных художников, воспоминаний коллекционеров, повлиявших на развитие науки об искусстве и не утративших своего значения до нашего времени.

Дмитрий Юрьевич Молок (1959–2014) хорошо знаком тем, кто занимается изучением Древней Греции. Он много лет проработал научным сотрудником в ГМИИ им. А.С. Пушкина, преподавал студентам в РГГУ, публиковал статьи об античной культуре в журналах, выступая как последователь традиции Иоганна Винкельмана, называвшего свои штудии об античных памятниках «поэтическими описаниями». Да, действительно, в авторе больше чувствуется восторженный романтик, искренне восхищающийся предметом, о котором он пишет, чем сухой научный человек.

При чтении легко написанных статей Молока, которые внутренне связаны друг с другом, кажется, что просто беседуешь со старым другом, который умело вычленяет из огромного объема информации самое ценное, что с радостью и рассказывает своим друзьям. Знакомство с книгой  можно начинать фактически с любой главы – открываешь без чувства чего-то упущенного. Читатель просто присоединяется к общему разговору. Составитель сборника Николай Молок, редакторы Елена Савостина и Елена Шарнова ответственно подошли к своей работе. В конце книги публикуется список всех работ ученого и не менее внушительный указатель, но уже применительно к этой лаконично оформленной черно-белой книге.   

Статьи Дмитрия Молока – это неторопливое вдумчивое повествование,  в котором  ясно и просто  рассказывается о ключевых символах античности:  Венере Милосской, Бельведерском торсе, Колизее или же о фресках виллы Мистерий в Помпеях. Они все как персонажи некой сказки, но сказки правдивой и научной. Однако нельзя не заметить и многие неровности в решении художественных вопросов, когда автор вдруг завершает свой рассказ, не вполне удовлетворив любопытство читателя.  

книга
Дмитрий Молок.
Классика и истина.
Статьи
об античном искусстве
(Антология искусствознания
XX века).
– М.: Дефи,
Фонд In Arbitus, 2016.
– 296 с.

Дмитрий Молок много лет занимался исследованием темы метаморфоз зеркала. Иногда он уходил от нее, но некая сила подавала ему вновь знак. Прекрасный Нарцисс смотрится в воду, и вот снова возникает она – отражающая поверхность. Статья о зеркале в античной и европейской культуре одна из самых больших в сборнике. «Зеркало было хранителем света. В нем ценили не только способность отражать, но и золотое свечение, превращающее зеркало в метафору света». Особые отношения с зеркалом в древности приобретали иное звучание в эпоху Ренессанса, но оставались непосредственно связанными с античностью, без знания которой трудно догадаться, почему аллегория Фортуны иногда изображается с зеркалом, а не с колесом.  Казалось бы, что увидит она в зеркале, в которое  смотрится? Что ж, не будем раскрывать тайну, равно как и в случае с «архаической улыбкой», «метафорой порога», расшифровкой сновидений и надгробий воинов.

Другая тема, чрезвычайно интересовавшая Молока, – античные геммы и то, как менялось к ним отношение у разных народов с течением времени.  «Для варварских народов, принявших христианскую веру, в античных геммах, казалось, соединились искусство и богатство. Они были дипломатической валютой наряду с медалями и столовым серебром». Древним собирателям гемм не уступали коллекционеры Нового времени. Прославленный «живописец королей и король живописцев» Питер Пауль Рубенс однажды признался: «Ничто в жизни не восхищало меня так, как геммы». Вот она, преемственность времен. Состоятельный художник хорошо знал, о чем говорил, ведь его собрание резных камней было уникальным. 

Любить античность могут только настоящие подвижники. Как говорится в послесловии, «сегодня совсем не модно заниматься классическим искусством». Однако иметь систематическое представление о времени, послужившем своеобразной точкой отсчета для самосознания европейской культуры, лишним никогда не будет.  


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Выставка. "Эпоха женщин"

Выставка. "Эпоха женщин"

0
1193
V фестиваль искусств «Точка доступа» пройдет в Петербурге в июле

V фестиваль искусств «Точка доступа» пройдет в Петербурге в июле

НГ-Культура

0
742
Я остаюсь в печали безысходной...

Я остаюсь в печали безысходной...

Данила Давыдов

Гвидо Кавальканти и «сладостный новый стиль» как предчувствие очередного поэтического поворота

0
712
Лобстер хипстера грызет

Лобстер хипстера грызет

Ася Аксёнова

Бахыт Кенжеев читал стихи в «Стихотворном бегемоте» и не стал памятником самому себе

0
739

Другие новости

Загрузка...
24smi.org