0
1501
Газета Non-fiction Интернет-версия

06.04.2017 00:01:00

Рельсами и штыком

Тэги: лев толстой, англия, поезда, железные дороги, царская россия, прогресс


лев толстой, англия, поезда, железные дороги, царская россия, прогресс От железной дороги – вредный дух иноземный... Клод Моне. Вокзал Сен-Лазар. Прибывающий поезд. 1877. Гарвардский художественный музей, Кембридж, США

Четверть века назад немецкий историк Фритьоф Беньямин Шенк впервые приехал в Россию – поездом Берлин–Санкт-Петербург. Потом он еще немало поколесил по России в железнодорожных вагонах, повидал множество станций, пил чай с попутчиками, общался с проводниками. И, сидя в купе (или в зале ожидания вокзала), задумал написать о российских железных дорогах книгу. Колеса стучали по стыкам рельсов, а Шенк создавал исследование на стыке истории, географии, социологии, культурологии. Получилась научная работа, удачно совместившая познавательность с увлекательностью. Благо тема книги близка и понятна в России всякому. Этот томик можно даже взять с собой в железнодорожную поездку, не слишком рискуя утяжелить багаж.

Железная дорога в России – больше, чем просто вид транспорта. Это неразрывная нить, связывающая страну. Это средство коммуникации людей из разных регионов и социальных групп. Это источник неиссякаемого вдохновения для писателей… В нынешнем году, кстати, исполняется 180 лет со дня открытия первой в России пассажирской железнодорожной линии – от Петербурга до Царского Села. Пушкин немного не дожил до этого события. А вот Белинский радостно приветствовал появление «чугунки» как факт приобщения России к европейскому прогрессу. Впоследствии многие русские литераторы писали о железной дороге – от Николая Некрасова до Льва Толстого, от Андрея Платонова до Дмитрия Быкова.

11-15-11.jpg
Фритьоф Беньямин Шенк.
Поезд в современность.
Мобильность и социальное
пространство России в век
железных дорог / Пер. с нем.
М. Лавринович. – М.:
Новое литературное
обозрение, 2016. – 586 с.
(Studia Europaea).

С Толстого Шенк и начинает свою книгу. Писатель активно не любил железную дорогу, критиковал ее от своего имени и устами персонажей, «убил Анну Каренину» поездом – а сам умер не где-нибудь, а в доме начальника маленькой железнодорожной станции. Такой вот парадокс. Но именно в купе поездов Толстой подслушал многие диалоги, пригодившиеся ему для сюжетов. Ведь железная дорога соединила не только территории, но и людей.

Для этого она и строилась. Первые паровозы, курсирующие по дорогам Англии, произвели впечатление в том числе и на русских. Развернулись дебаты, нужно ли Российской империи железнодорожное сообщение. Не все видели пользу от нового вида транспорта. Скептики из числа высокопоставленных чиновников полагали, что новая дорога испортит нравы, перемешает сословия и облегчит распространение вредных демократических идей. Да и дорогое это удовольствие, настаивал министр финансов граф Канкрин. Железная дорога принесет в сердце России «вредный дух иноземный», писал один консервативный публицист. Точку в споре поставил император Николай I. Вопреки мнению большинства министров и экспертов он одобрил проект строительства Царскосельской дороги. Ее открыли в 1837 году. Спустя три года поезда пошли из Варшавы к западной границе (причем ширина колеи здесь была европейская). А в 1851 году началось движение на трассе Санкт-Петербург–Москва. К началу действия романа «Анна Каренина» эта магистраль действовала уже четверть века и, как мы помним из книги, имела успех у аристократии обеих столиц.

В то время, по словам Шенка, в России царил настоящий железнодорожный бум. На строительстве дорог и подрядах делались многомиллионные состояния. Министр финансов Витте, начинавший карьеру управляющим на частных железных дорогах, всячески лоббировал развитие нового прогрессивного транспорта. Возникла «идея превратить Россию в транзитный пункт мировой торговли с помощью железной дороги». Князь Барятинский еще в 1857 году призывал построить железную дорогу в Закавказье – этот замысел реализовали три десятилетия спустя. Важную в военном отношении линию протянули от Петербурга до Варшавы. В конце 70-х годов ХIХ века построили дороги в Донбасс и на Урал. Поезда пошли и в Туркестан, как того добивался генерал-губернатор этого края, покоритель Самарканда и Хивы Константин Кауфман.

Железная дорога – это «мотор цивилизации», стимул развития искусств, залог «чистоты, порядка и благонравия», – писал полтора века назад петербургский журналист. Шенк напоминает, что и Достоевский в «Дневнике писателя» упоминает новый вид транспорта – правда, чаще скептически. Однако факт есть факт: железнодорожная тема постепенно стала проникать в русскую литературу. Создатели первых железных дорог тоже были по-своему художники.

Тем временем империя рвалась на восток. В самом конце ХIХ века началась рекламная кампания строительства Транссибирского пути. Для Всемирной выставки в Париже российское правительство напечатало огромным тиражом брошюру о будущей дороге, где расхваливались ее туристическая привлекательность, быстрота и дешевизна. Политические и экономические цели этой «стройки века» до поры до времени власти не афишировали, отмечает Шенк. Даже журналисты дружественной в ту пору Франции агитировали за Транссиб: один из газетчиков сравнил запуск этой трассы с открытием Америки и прокладкой Суэцкого канала. Парижские журналы писали о крупном техническом и культурном проекте, который оживит «бывший край ссылки и лагерей». Российские же политики надеялись «сплотить империю рельсами и штыком». Путь на Дальний Восток сулил крупные геополитические дивиденды. Однако Англия и Япония интриговали против этого строительства, считая, что оно ущемит их интересы. Боксерское восстание в Китае, напоминает Шенк, было во многом направлено против строительства трассы КВЖД через территорию Маньчжурии…

К началу ХХ века российская система железных дорог окончательно оформилась как особая национальная скрепа. Даже архитектурное и художественное оформление вокзалов Москвы (особенно Ярославского и Казанского) призвано было напомнить о масштабах государства, о дальних регионах страны, «покоренных железной дорогой».             


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Власти КНР призвали госслужащих пересесть на велосипеды

Власти КНР призвали госслужащих пересесть на велосипеды

Владимир Скосырев

Коммунистическая партия начала борьбу за экономию и скромность

0
293
Власти не обязаны учитывать личные обстоятельства мигрантов

Власти не обязаны учитывать личные обстоятельства мигрантов

Екатерина Трифонова

Конституционный суд подтвердил, что депортировать из РФ можно любого иностранца

0
379
Партию любителей пива назовут народной

Партию любителей пива назовут народной

Дарья Гармоненко

Воссоздание политпроекта из 90-х годов запланировано на праздничный день 18 мая

0
301
Вместо заброшенных промзон и недостроев в Москве создают современные кварталы

Вместо заброшенных промзон и недостроев в Москве создают современные кварталы

Татьяна Астафьева

Проект комплексного развития территорий поможет ускорить выполнение программы реновации

0
264

Другие новости