0
5041
Газета Non-fiction Печатная версия

14.03.2019 00:01:00

Миль пардон

Василий Шукшин, покушение на Гитлера и Бронислав Пупков как собрат Штирлица

Тэги: василий шукшин, деревня, гпу, чк, шпионы, репрессии, штирлиц, сатира, пародия, история


василий шукшин, деревня, гпу, чк, шпионы, репрессии, штирлиц, сатира, пародия, история Шукшин пародировал святое, то, над чем смеяться никак нельзя. Фото Татьяны Дедюхиной

Один из самых известных (и заслуженно) рассказов Василия Шукшина – «Миль пардон, мадам!». Обычно его анализируют психологически и эстетически – образ Бронислава Пупкова, особенности его речи, типы «чудиков» и т.п. Но не менее интересно рассмотреть рассказ в историческом и социологическом контекстах.

«Миль пардон, мадам!» был опубликован в 1968 году. Как раз на вторую половину 60-х годов пришелся новый всплеск в советской культуре интереса к произведениям о советских спецслужбах. Напомним, в 1965 вышел роман Вадима Кожевникова «Щит и меч» (в 1968-м – одноименный фильм). Роман Василия Ардаматского 1963 года «Сатурн» почти не виден» был экранизирован в 1967-м – «Путь в «Сатурн» и «Конец «Сатурна». У Юлиана Семенова в 1967-м напечатан роман «Майор Вихрь», экранизированный тогда же. Помимо этих произведений о Великой Отечественной войне в 1968-м на экраны вышли «Ошибка резидента» и «Мертвый сезон» – тоже в шпионском жанре.

В этот же ряд вполне укладывается и сказ Бронислава Пупкова о своем подвиге – покушении на Гитлера. Таким образом, Василий Шукшин дважды коснулся актуальной темы – он и спародировал ее, и одновременно показал, как она может быть изложена в простом народе. Рассказ не просто зарисовка колоритного чудака, но пародия на популярный жанр. Годом ранее в «Чудике» Шукшин давал такую характеристику главному герою: «Было ему тридцать девять лет от роду. Он работал киномехаником в селе. Обожал сыщиков и собак. В детстве мечтал быть шпионом». Маленький советский человек раскрашивал свою жизнь мечтой о подвиге разведчика. Или о чем-то еще подобном, государственной важности. Брониславу Пупкову предшествовал Пашка Колокольников из «Живет такой парень»: «Меня же на Луну запускали… Долетел до половины, и горючего не хватило. Я прыгнул. И ногу вот сломал – неточно приземлился».

Шпионские фильмы убеждали, что в жизни всегда есть место подвигу, надо только дождаться своего мгновения, как пелось в «Семнадцати мгновениях весны» – апофеозе произведений о разведчиках. И простой колхозный паренек Юра Гагарин – чем не Пашка Колокольников? – полетел в космос. Разведчики тоже происходили «не из графьев», и потому Пупков мог претендовать на свою долю славы, незаконно отнятой у него судьбой. Впрочем, его фигура выглядит не столь простой и симпатичной. Он вспоминает про себя, когда отвечает на вопрос о происхождении своего имени:

«– Поп с похмелья придумал. Я его, мерина гривастого, разок стукнул за это, когда сопровождал в ГПУ в тридцать третьем году.

– Где это? Куда сопровождали?

– А в город. Мы его взяли, а вести некому. Давай, говорят, Бронька, у тебя на него зуб – веди».

Роковая дата – 1933-й. В этом же году точно так же «сопровождали» из деревни и отца Шукшина – Макара, чья жизнь оборвалась в 21 год в застенках ГПУ. Этим явно автобиографическим эпизодом писатель дает понять, что Бронька принадлежал к типу деревенских активистов времен коллективизации. Тогда для него, еще молодого парня, открывалась первая возможность пойти по карьерной лестнице. Для этого надо было вот так сдавать в ГПУ своих односельчан (Шукшин выбирает подцензурный вариант с попом).

Но что-то у Пупкова не заладилось, и карьеры он не сделал, в органы на работу не попал. Возможно, помешало отсутствие двух пальцев на руке – физический недостаток, к которому неоднократно возвращаются в этом коротком рассказике. Возможно, излишняя болтливость. И, таким образом, для Пупкова его быль о покушении на Гитлера являлась не просто личным бзиком – низовым отражением модных в 60-е годы произведений о наших разведчиках во вражеском тылу, но и компенсацией за конечную неудачу сотрудничества с ГПУ еще в начале 30-х.

Рассказ вообще настолько напичкан более чем смелыми местами, что непонятно, как его вообще пропустили. В нем пародируется святое, то, над чем смеяться никак нельзя: «Партия и правительство поручают вам, товарищ Пупков, очень ответственное задание… Ждем тебя оттуда Героем Советского Союза… Дак получай за наши страдания!.. За наши раны! За кровь советских людей!.. За разрушенные города и села! За слезы наших жен и матерей!..» Герой говорит стандартным языком пропаганды, что было типично для того времени, с его постоянной идеологической накачкой – «если я промахнусь, я буду последний предатель и враг народа!». Пародируются и романтика необычности спецслужб и всеобщая секретность:

«– Я прохожу выучку...

– Какую?

– Спецвыучку. Об этом я пока не могу распространяться, подписку давал. По истечении пятьдесят лет – можно».

Иронически обыгрывается и цензура, и самиздат, и борьба с оным:

«– Ведь тебя, дурака беспалого, засудют когда-нибудь! За искажение истории...

– Не имеют права: это не печатная работа. Понятно?»

Не поднявшийся в начале 30-х, Бронька Пупков не смог остаться обыкновенным колхозником. Ему нужна была компенсация за незадавшуюся жизнь. Официальное искусство 60-х предлагало ответ – стать разведчиком и носить в себе тайну. И лишь изредка изливать душу.            


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Павел Бажов сочинил в одиночку целую мифологию

Павел Бажов сочинил в одиночку целую мифологию

Юрий Юдин

85 лет тому назад отдельным сборником вышла книга «Малахитовая шкатулка»

0
1715
Стихотворец и статс-секретарь

Стихотворец и статс-секретарь

Виктор Леонидов

Сергей Некрасов не только воссоздал образ и труды Гавриила Державина, но и реконструировал сам дух литературы того времени

0
613
Хочу истлеть в земле родимой…

Хочу истлеть в земле родимой…

Виктор Леонидов

Русский поэт, павший в 1944 году недалеко от Белграда, герой Сербии Алексей Дураков

0
838
Дышит упоением роскоши, юности и наслаждения

Дышит упоением роскоши, юности и наслаждения

Виктор Леонидов

Фигура Константина Батюшкова оказалась в тени. И не только для специалистов, но и для миллионов читателей

0
560

Другие новости