- Виталий Егорович, не кажется ли вам, что американцы пока планируют решить поставленные задачи в Афганистане, как говорится, не выходя из кабин самолетов и вертолетов?
- Хотя число поклонников доктрины Дуэ за последнее время существенно выросло, я был и остаюсь сторонником гармоничного использования видов вооруженных сил и родов войск в ходе военных действий и при выполнении различного рода других задач. Ни в одном военном конфликте одной авиацией и ракетно-бомбовыми ударами поставленных целей добиться не удастся. Могут возразить: а как же агрессия против Югославии? Отвечу: тут, что называется, особый случай, исключение, которое все равно подтверждает правило. Применение оружия массового поражения я не беру в расчет.
- В настоящее время американские вертолетчики взлетают с авианосца "Китти Хок" в Аравийском море и, по некоторым данным, с авиабазы "Кветта" в Пакистане. Это чуть более 200 километров от Кандагара. В общем-то, для винтокрылых машин далековато. Окажутся ли их действия результативными?
- Да нет, конечно. При таких условиях действия результативными не будут никогда по двум причинам. Во-первых, вынужденно уменьшается боевая нагрузка вертолета как по вооружению, так и по десанту. А иначе нельзя увеличить запасы топлива на обратный путь. Этот аспект уже играет немаловажную роль. Во-вторых, после высадки десанта вертолетчики располагают очень ограниченным временем для поддержки его на поле боя и обеспечения операции. Будут, в частности, ограничены возможности по ведению разведки в районе высадки.
- А какое расстояние представляется вам оптимальным от аэродрома вылета до объектов нанесения удара или в целях оказания эффективной авиационной поддержки?
- Что касается тяжелого транспортного вертолета, то, когда на его борту находится вооружение и десант, общее время в воздухе не должно превышать двух-трех часов. Для боевого, ударного вертолета этот показатель гораздо меньше. С учетом личного опыта могу сказать, что ведение боевых действий в районах, где нет ясно обозначенной линии фронта и плотного соприкосновения войск с противником, мы, как правило, создавали временную базу на удалении 20-30 км от места "работы". В частности, в ходе Панджшерской операции мы сначала подтягивали вертолеты из Кандагара, Файзабада, Кундуза в район Баграма, а затем на площадки вокруг ущелья, поближе к местам выполнения боевых задач. Расчет был такой - чтобы с одной заправкой выполнять, как мы говорили тогда, по три-четыре "ходки".
- То есть у вас и в мыслях не было выполнять боевую задачу таким образом - подниматься за несколько сот километров и несколько часов лететь, да еще с дозаправками в воздухе?
- Это крайне тяжело. Сидеть в кабине вертолета продолжительное время непросто. Появляется усталость, в результате не исключены ошибочные действия. Устает и десант от многочасового сидения. Хотя у американцев десант сразу в бой после высадки не вступает. А иногда бывает так: вертолетам дали оперативные данные, они поднимаются в воздух, прилетели - а никого нет. Потому что за время полета обстановка может измениться. Однако, если центр обработки информации находится на площадке максимум в тридцати минутах лета от района проведения операции, вероятность накрытия любого объекта значительно возрастает.
- С какими неожиданностями американские вертолетчики могут встретиться в горах?
- Для действий в горах летчиков нужно специально тренировать. Неподготовленных пилотов в горы посылать нельзя. Я на 100% убежден, что американское командование так и поступит. Это однозначно. Сужу по Югославии. Там у них люди, не натасканные на действия ночью с применением спецоборудования, не летали. Самый высокоподготовленный летчик, настоящий профессионал в горах встречается с очень большими трудностями. Да и специально натренированный для действий в горах может столкнуться с неожиданностями. Бывает, резко меняется направление ветра, происходит внезапное изменение восходящих и нисходящих потоков воздуха. Подчас машина даже трещит, и летчик это слышит, что, конечно, не способствует поднятию настроения. Вертолет может бросить вниз на 300-400 метров.
- Вы встречались с американскими вертолетчиками. Как вы оцениваете их подготовку?
- Начну с того, что это очень порядочные, хорошие люди, отличные офицеры. Нормально работают, однозначно умеют воевать. Может быть, конечно, они гораздо больше внимания уделяют всестороннему, полному обеспечению боевых действий.