0
1101
Газета Интернет-версия

02.11.2001 00:00:00

Без пехоты не обойтись

Тэги: сша, афганистан, авиация


- Виталий Егорович, не кажется ли вам, что американцы пока планируют решить поставленные задачи в Афганистане, как говорится, не выходя из кабин самолетов и вертолетов?

- Хотя число поклонников доктрины Дуэ за последнее время существенно выросло, я был и остаюсь сторонником гармоничного использования видов вооруженных сил и родов войск в ходе военных действий и при выполнении различного рода других задач. Ни в одном военном конфликте одной авиацией и ракетно-бомбовыми ударами поставленных целей добиться не удастся. Могут возразить: а как же агрессия против Югославии? Отвечу: тут, что называется, особый случай, исключение, которое все равно подтверждает правило. Применение оружия массового поражения я не беру в расчет.

- В настоящее время американские вертолетчики взлетают с авианосца "Китти Хок" в Аравийском море и, по некоторым данным, с авиабазы "Кветта" в Пакистане. Это чуть более 200 километров от Кандагара. В общем-то, для винтокрылых машин далековато. Окажутся ли их действия результативными?

- Да нет, конечно. При таких условиях действия результативными не будут никогда по двум причинам. Во-первых, вынужденно уменьшается боевая нагрузка вертолета как по вооружению, так и по десанту. А иначе нельзя увеличить запасы топлива на обратный путь. Этот аспект уже играет немаловажную роль. Во-вторых, после высадки десанта вертолетчики располагают очень ограниченным временем для поддержки его на поле боя и обеспечения операции. Будут, в частности, ограничены возможности по ведению разведки в районе высадки.

- А какое расстояние представляется вам оптимальным от аэродрома вылета до объектов нанесения удара или в целях оказания эффективной авиационной поддержки?

- Что касается тяжелого транспортного вертолета, то, когда на его борту находится вооружение и десант, общее время в воздухе не должно превышать двух-трех часов. Для боевого, ударного вертолета этот показатель гораздо меньше. С учетом личного опыта могу сказать, что ведение боевых действий в районах, где нет ясно обозначенной линии фронта и плотного соприкосновения войск с противником, мы, как правило, создавали временную базу на удалении 20-30 км от места "работы". В частности, в ходе Панджшерской операции мы сначала подтягивали вертолеты из Кандагара, Файзабада, Кундуза в район Баграма, а затем на площадки вокруг ущелья, поближе к местам выполнения боевых задач. Расчет был такой - чтобы с одной заправкой выполнять, как мы говорили тогда, по три-четыре "ходки".

- То есть у вас и в мыслях не было выполнять боевую задачу таким образом - подниматься за несколько сот километров и несколько часов лететь, да еще с дозаправками в воздухе?

- Это крайне тяжело. Сидеть в кабине вертолета продолжительное время непросто. Появляется усталость, в результате не исключены ошибочные действия. Устает и десант от многочасового сидения. Хотя у американцев десант сразу в бой после высадки не вступает. А иногда бывает так: вертолетам дали оперативные данные, они поднимаются в воздух, прилетели - а никого нет. Потому что за время полета обстановка может измениться. Однако, если центр обработки информации находится на площадке максимум в тридцати минутах лета от района проведения операции, вероятность накрытия любого объекта значительно возрастает.

- С какими неожиданностями американские вертолетчики могут встретиться в горах?

- Для действий в горах летчиков нужно специально тренировать. Неподготовленных пилотов в горы посылать нельзя. Я на 100% убежден, что американское командование так и поступит. Это однозначно. Сужу по Югославии. Там у них люди, не натасканные на действия ночью с применением спецоборудования, не летали. Самый высокоподготовленный летчик, настоящий профессионал в горах встречается с очень большими трудностями. Да и специально натренированный для действий в горах может столкнуться с неожиданностями. Бывает, резко меняется направление ветра, происходит внезапное изменение восходящих и нисходящих потоков воздуха. Подчас машина даже трещит, и летчик это слышит, что, конечно, не способствует поднятию настроения. Вертолет может бросить вниз на 300-400 метров.

- Вы встречались с американскими вертолетчиками. Как вы оцениваете их подготовку?

- Начну с того, что это очень порядочные, хорошие люди, отличные офицеры. Нормально работают, однозначно умеют воевать. Может быть, конечно, они гораздо больше внимания уделяют всестороннему, полному обеспечению боевых действий.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Госдума маневрирует в соответствии с поправками к Конституции

Госдума маневрирует в соответствии с поправками к Конституции

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Утверждение премьера 10 мая позволит депутатам полноценно проверить новые процедуры

0
759
Кампанию Надеждина и "протестный полдень" власть заметила

Кампанию Надеждина и "протестный полдень" власть заметила

Иван Родин

Вместе с иноагентами из выборного закона удалены донаты и испорченные бюллетени

0
864
Новым лидером Шотландской национальной партии стал Джон Суинни

Новым лидером Шотландской национальной партии стал Джон Суинни

0
352
Еврокомиссия подготовила проект 14-го пакета антироссийских санкций

Еврокомиссия подготовила проект 14-го пакета антироссийских санкций

0
451

Другие новости