0
1681
Газета Интернет-версия

16.03.2002 00:00:00

Альянс внутри альянса

Тэги: россия, сша, нато


Потребовалось около трех месяцев, начиная с того для, когда британский премьер Тони Блэр публично высказался за расширение сотрудничества НАТО с Россией, и до представления российским МИДом в Брюссель своего видения "Совета 20".

Москва предлагает строить отношения на основе принципа совместной ответственности за совместно принимаемые решения, стремиться к достижению консенсуса и при этом оставаться приверженными. Основополагающему акту Россия-НАТО 1997 г. Предполагается созывать "двадцатку" в Брюсселе один раз в две недели на уровне глав государств и правительств, министров иностранных дел, министров обороны или начальников генеральных штабов. Времени до саммита НАТО в мае этого года, на котором планируется рассмотреть вопрос о "Совете 20", остается довольно мало, а в плане подготовки предстоит проделать огромнейшую работу. Закономерен вопрос: успеют ли чиновники?

Новаторство

Сегодня в схеме подготовки документов по узловым проблемам России и Запада появился новый аспект. Впервые наряду с изысканиями госчиновников над той же проблемой напряженно работает инициативная международная группа экспертов. С американской стороны авторитетная корпорация "РЭНД" привлекла к этой работе бывшего посла США в НАТО Роберта Хантера, бывшего помощника вице-президента США по международным вопросам Леона Фурта, бывшего заместителя министра обороны США Франка Крамера, бывшего заместителя госсекретаря Томаса Пикеринга, бывшего посла США в РФ Джеймса Коллинза и других бывших, но по-прежнему активных на политическом поприще в США.

С российской стороны инициативу взял на себя Институт США и Канады РАН во главе с его директором Сергеем Роговым. В прошлом году при институте был создан Центр трансатлантической безопасности, которым руководит Валерий Мазинг. Вторая встреча рабочей группы "Россия-НАТО", прошедшая в начале марта в Москве, позволила привлечь широкий круг отечественных специалистов из исследовательских центров, а также представителей из МИДа и Минобороны. (О первой неформальной встрече в Вашингтоне см. "НГ" # 18, 2002 г.)

Имеется в виду, что согласованный доклад инициативной группы экспертов будет представлен правительствам двух стран. Складывается впечатление, что американская администрация заинтересована в этом больше, чем Кремль, и надеется, что через этот документ, подготовленный в неформальной, откровенной обстановке, сможет четче понять возможности "Совета 20", рациональные пути построения его механизма и диапазон решения практических задач в сфере безопасности.

Участники встречи отмечали, что предоставляется второй шанс действенного сближения НАТО и России. Совместный постоянный совет (СПС) Россия-НАТО оказался, к сожалению, не столь эффективным, как ожидалось. Американская сторона уверена, что "Совет 20" качественно сможет отличаться тем, что Москва получит возможность участвовать в обсуждениях проблем прежде, чем НАТО примет решение.

Но здесь сокрыт один из огромнейших подводных камней - политическая культура в России значительно отличается от той, которая сложилась на Западе.

По совместной оценке, это обстоятельство в немалой степени предопределило низкую эффективность работы СПС. В России остается чрезвычайно сильным давление на внешнюю политику со стороны Минобороны. Генштаб по-прежнему привержен риторике первой половины 90-х годов, НАТО также остается для него наиболее зримым вероятным противником. Надеяться, что произойдут существенные перемены, возможно не более чем лет через десять, когда командные посты в Вооруженных силах России займут представители новой демократической генерации. Конечно, и в Пентагоне немало тех, кто мыслит по-прежнему, преимущественно категориями холодной войны. Но развитая система гражданского контроля не позволяет сделать их мировоззренческие принципы концептуальными основами внешней политики. В этом корень отличия политических культур двух стран, дающий повод для сомнения в том, что не превратится ли "Совет 20" в бесплодную говорильню, как произошло это с СПС?

Эксперты, проанализировав ситуацию вокруг "Совета 20", пришли к выводу, что Россия получает ассоциированное членство в НАТО, однако оставаясь вне поля действия статьи 5 Вашингтонского договора, по которой страны блока должны нести обязанности по защите территорий других государств, входящих в Североатлантический союз, если они подвергнутся агрессии. В действительности же Россия, еще не став ассоциированным членом НАТО, уже действует в духе статьи 5 Вашингтонского договора. По сути дела, именно такой подход был продемонстрирован активным участием Москвы в международной антитеррористической коалиции с первых дней ее создания. Примечателен и другой неоспоримый факт. Взаимодействуя с НАТО в рамках антитеррористической коалиции, Россия косвенно признала и возможности выхода Североатлантического блока за пределы Европейского континента. Такие акценты расставила сама жизнь. Иначе говоря, сегодня трудно четко очертить области, где имеется взаимный интерес в сфере безопасности, а где отсутствует. Ясно одно: от сотрудничества больше взаимной пользы, чем от препирательств и самоизоляции.

Проект доклада

Доклад экспертной группы обещает быть весьма объемным и исчерпывающим по существу анализа нового этапа сближения России с НАТО. Детально проработаны цели этого - их определено около десятка, учитывается даже гармонизация отношений России и НАТО с восточноевропейскими странами.

Глубоко рассматривалась проблема активизации российского участия в программе "Партнерство ради мира" (ПРМ) и расширение возможностей российских оборонных предприятий по выходу на международный рынок. Звучало предложение учредить при "Совете 20" специальный фонд, который позволил бы финансировать мероприятия ПРМ и снять озабоченность ряда государств, в том числе и России, по изысканию средств на проведение совместных учений.

Эксперты отмечают, что функции "Совета 20", в рамках которого Россия и НАТО могут сотрудничать на равных условиях, должны быть очень четко определены. Они могут распространяться на сферы, касающиеся новых угроз и вызовов. Россия и НАТО могут прийти к согласию о сотрудничестве по вопросам, имеющим отношение к обороне, включенным в статью 5 Вашингтонского договора. Они будут проводить консультации по концептуальным, политическим, технологическим и юридическим аспектам создания и функционирования Европейской системы ПРО и ПВО. С этой целью возможны совместные командно-штабные учения, развитие военно-промышленного сотрудничества, совместный мониторинг.

На встрече отмечалось, что развитию отношений в новом формате "двадцатки" способствовало бы решение ряда конкретных вопросов, в том числе создание под эгидой Совета Россия-НАТО Центра по обмену информацией, главным образом касающейся терроризма, а также по другим военным направлениям. По мнению экспертов, стоит изучить возможности по созданию контртеррористического "КОКОМа" в таких областях, как сотрудничество спецслужб, пограничный контроль, финансовый контроль, и других сферах.

Углубленный анализ приводит к выводам о расширении сотрудничества в Центральной Азии. Россия, США и некоторые страны НАТО могли бы активней включиться в операции по поддержанию мира, урегулирования конфликтов и оказания помощи в случае стихийных бедствий. Другое геостратегическое направление - это изучение возможностей сотрудничества и взаимодействия российских воинских частей в Калининградской области и польско-германо-датского корпуса. Кроме того, существует объективная возможность совместного превращения Калининграда в экономическую "витрину" развития России и решения комплекса политических, экономических, гуманитарных, транспортных и других проблем жизнеобеспечения Калининградской области в условиях ее особого положения в пространстве Евросоюза.

Эксперты сошлись во мнении, что целесообразно использовать законопроект Байдена-Лугара, в котором содержится предложение о списании долгов параллельно с демонтажем российского оружия массового уничтожения, в качестве основы для привлечения натовских государств, таких, как Германия, для расширения подобных программ помощи России.

Внутри рабочей группы не по всем обсуждаемым вопросам удалось достичь взаимопонимания. Например, стоит ли сохранять СПС, если будет принято решение о создании "Совета 20". Одни считают, что СПС станет анахронизмом, он существовал на определенном историческом этапе и изжил себя, если речь идет о новом духе и практике в развитии отношений по оси Россия-НАТО. Другие не склонны спешить с его упразднением, пока не остается полной ясности с кругом возможностей "двадцатки". Для обдумывания этого и других вопросов эксперты России и США взяли тайм-аут до начала апреля. На следующей встрече они намерены в целом завершить работу над документом. Их объединяет уверенность, что создание Совета Россия-НАТО кардинально изменит характер взаимоотношений между Западом и Россией - это будет шагом по пути развития прочного партнерства и настоящего сотрудничества, что можно будет назвать "союзом внутри союза". Главное - не упустить второй исторический шанс.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


К поиску "русского следа" в Германии подключили ФБР

К поиску "русского следа" в Германии подключили ФБР

Олег Никифоров

В ФРГ разворачивается небывалая кампания по поиску "агентов влияния" Москвы

0
360
КПРФ отрабатывает безопасную технологию челобитных президенту

КПРФ отрабатывает безопасную технологию челобитных президенту

Дарья Гармоненко

Коммунисты нагнетают информационную повестку

0
336
Коридор Север–Юг и Севморпуть открывают новые перспективы для РФ, считают американцы

Коридор Север–Юг и Севморпуть открывают новые перспективы для РФ, считают американцы

Михаил Сергеев

Россия получает второй транзитный шанс для организации международных транспортных потоков

0
512
"Яблоко" возвращается к массовому выдвижению кандидатов на выборах

"Яблоко" возвращается к массовому выдвижению кандидатов на выборах

Дарья Гармоненко

Партия готова отступить от принципа жесткого отбора преданных ей депутатов

0
313

Другие новости