0
709
Газета Интернет-версия

26.04.2002 00:00:00

Ирак накануне войны

Тэги: сша, ирак, война, терроризм


сша, ирак, война, терроризм

Патриотический угар в Америке достиг апогея. Волне благородной ярости не дают опасть средства массовой информации, умело нагнетающие и поддерживающие ненависть в отношении "врагов рода человеческого". В этой обстановке благонамеренными и обычно мирными обывателями все больше и больше начинает овладевать идея тотальной войны с терроризмом практически во всех регионах мира. При этом подавляющее большинство американцев убеждены в заведомо победном исходе битвы с глобальным злом, причем в победе с минимальными для их страны потерями. В этой атмосфере все более реальные очертания начинает приобретать план военной операции США и их союзников против Ирака.

Война до победного конца?

Начиная с декабря 2001 г. руководство военного ведомства США начало активно ставить в Белом доме вопрос о необходимости проведения силовой акции в отношении Ирака. По убеждению Пентагона, победа Соединенных Штатов и их союзников в очередной военной кампании против Багдада неизбежно приведет к столь желаемой для Вашингтона смене политического руководства Ирака во главе с Саддамом Хусейном. Однако в конце 2001 г. мнения в администрации США по этому вопросу разошлись. Чисто силовые подходы Пентагона к решению иракской проблемы вызвали определенное сопротивление государственного департамента и Центрального разведывательного управления.

В обстановке возникших разногласий Совет национальной безопасности запросил в ЦРУ оценку целесообразности и возможных последствий переноса центра тяжести войны с терроризмом с территории Афганистана на Ирак. Отметим, эксперты ЦРУ тогда высказались против проведения очередной военной операции в Персидском заливе, прежде всего указав на неизбежность в этом случае раскола антитеррористической коалиции и на углубление кризиса в ближневосточном урегулировании. Подобные последствия, полагали в Лэнгли, в совокупности перевесят политические выгоды от ликвидации неугодного США режима Саддама Хусейна.

Судя по всему, в настоящее время разногласия в администрации преодолены, и силовой вариант разрешения иракской проблемы стал единственным. Следует отметить, что оптимистические сроки начала операции, увязываемые ранее с завершением операции в Афганистане, претерпели значительные корректировки. Военно-политическая обстановка в этой средневосточной стране пока не имеет стойкой тенденции к улучшению, поэтому необходимость усиления действующего контингента вооруженных сил США для Пентагона очевидна. В этой связи есть основания предполагать, что сроки начала очередной "Бури в пустыне" будут последовательно переноситься на более позднее время.

В то же время не исключено, что не останутся без внимания и аргументы специалистов ЦРУ, которые изначально не были учтены администрацией Джорджа Буша, поскольку успешный ход военных действий в Афганистане значительно усилил позиции Пентагона и лично Дональда Рамсфелда при принятии Белым домом важных внешнеполитических решений. Но, несмотря на фактически уже сделанный выбор, колебания в администрации США по вопросу о характере дальнейших действий в отношении Ирака, похоже, возникли вновь. Этому в значительной степени способствует развитие обстановки на Ближнем Востоке, вызванное проведением Израилем операции "Защитная стена", которая породила мощный всплеск антиамериканских настроений в странах Арабского Востока.

Тем не менее проработка разнообразных вариантов отстранения от власти Саддама Хусейна ведется в Вашингтоне полным ходом. В плане поиска причин для нападения США, очевидно, пойдут по отработанной схеме выдвижения иракскому лидеру все более жестких и фактически неприемлемых условий. Отказ Багдада от их реализации будет считаться Белым домом достаточным основанием для перехода к силовому воздействию.

Союзники

В марте состоялся вояж вице-президента США Ричарда Чейни по соседним с Ираком странам, включая Саудовскую Аравию, Иорданию, Турцию, а также ряд других государств, на поддержку которых американцы рассчитывают в случае проведения антииракской операции. В этой шеренге потенциальных союзников следует выделить Великобританию, Германию, Египет, Израиль, ОАЭ, Бахрейн, Катар и Оман. Традиционно подобная серия визитов организуется военно-политическим руководством США для оценки ситуации перед принятием окончательного выбора способа действий или же для информирования своих сторонников об уже принятом решении и для разъяснения американской позиции.

Помимо этого в начале апреля в США завершилась встреча британского премьер-министра Тони Блэра и президента Джорджа Буша. Одним из основных вопросов для обсуждения руководителей двух стран стала иракская проблема. В ходе переговоров оба лидера однозначно высказались за необходимость смены власти в Багдаде, отметили, что будут рассмотрены любые возможности для достижения данной цели, хотя публично воздержались от прямого упоминания об силовой акции. При этом, подчеркнем, не предпринималось попыток увязать намерения по устранению Саддама Хусейна с его связями с международным терроризмом или поддержкой им террористических организаций. Тони Блэр подчеркнул, что нужно ликвидировать угрозу появления у Ирака оружия массового уничтожения и не допустить его распространения. В связи с этим было заявлено также о необходимости продолжения дипломатических усилий для возвращения в Ирак инспекторов ООН по разоружению. Премьер-министр Великобритании Тони Блэр считает, что не может быть каких-либо ограничений по составу инспекции, времени и месту ее деятельности.

Одновременно продолжается и традиционно предшествующий началу военных действий ВС США период дипломатических маневров по формированию коалиции против Ирака, чему в немалой степени способствует значительный объем финансовых средств, направленных США на развитие военного сотрудничества со странами Ближневосточного региона, и поиску предлога для агрессии. Стоимость программ военного сотрудничества со странами Ближнего Востока (поставка вооружений и военной техники, их обслуживание, обучение личного состава) только с 1991 по 2000 г. составила около 74 млрд. долл.

Однако позиция ряда других государств - членов НАТО в отношении расширения масштабов антитеррористической операции США и их союзников неоднозначна и во многом негативна. Многие стремятся уклониться от непосредственного участия в боевых действиях, считая перенос войны боевых действий на территорию Ирака не борьбой с терроризмом, а очередной попыткой свергнуть неугодный США режим Саддама Хусейна. Поэтому решение по оказанию силового давления на Ирак, полагают даже сторонники Вашингтона, должно приниматься только под эгидой ООН. Тем не менее некоторые военные приготовления стран НАТО к акции против Ирака все-таки ведутся. Опасения европейских союзников в связи с тем, что США могут предпринять против Ирака односторонние действия, в том числе опять без каких-либо санкций ООН, вполне оправданны, полагают многие аналитики.

Даже один из самых верных сторонников США на Среднем и Ближнем Востоке - Турция выразила определенное беспокойство по поводу возможного проведения США военных действий в Ираке с целью свержения режима Саддама Хусейна. По оценкам Анкары, это может привести к дестабилизации обстановки в регионе и к усилению курдских сепаратистских движений не только в Ираке, но и в самой Турции, что обернется большими потрясениями для нее. В свою очередь, в Белом доме отметили, что Америка не нуждается в посреднических услугах Турции, а подобный подход Анкары лишь укрепляет позицию стран, выступающих против переноса контртеррористической кампании на Ирак.

Хотя в США было давно известно, что к числу "защитников режима Хусейна" относится ряд европейских союзников Америки по НАТО, факт подключения к ним Турции, которая рассматривается Вашингтоном как "самый надежный друг на Среднем Востоке", не мог не вызвать негативной реакции Белого дома. Там прямо дали понять, что "проиракская позиция" Анкары негативно скажется на турецко-израильском военном и военно-техническом сотрудничестве, которое успешно развивается исключительно благодаря соответствующим усилиям США. Таким образом, позиция государств - членов НАТО по отношению к расширению масштабов антитеррористической операции США неоднозначна и скорее оценивается как негативная.


Карта-схема района возможных военных действий и расположения группировок войск.

И все же, по имеющимся данным, Пентагон приступил к воплощению антииракских замыслов в жизнь. В штабе Объединенного центрального командования вооруженных сил США создана группа оперативно-стратегического планирования по разработке плана военной операции против Ирака. Силовую акцию планируется начать традиционно с воздушной кампании - тотальной бомбардировки практически всех военных объектов. На базах ВС США в Кувейте проводятся активные мероприятия по размещению подразделений штаба сухопутных войск объединенного командования. Еще в декабре 2001 г. в эмират прибыли несколько десятков высокопоставленных американских военных. Однако прогнозировать конкретные сроки и масштабы силовых действий Вашингтона пока достаточно трудно.

Ирак и Иран готовятся к войне

В сложившейся обстановке Иран и Ирак ускоренными темпами начали подготовку к войне с США и их союзниками. В связи с последними заявлениями американской администрации в обеих странах отмечены интенсивные мероприятия по повышению боевой готовности национальных вооруженных сил и по обеспечению их современными видами боевой техники. Серьезную тревогу в Багдаде и Тегеране в первую очередь вызывает состояние средств противовоздушной обороны обеих стран.

В частности, в начале февраля в Иране прошло совещание руководящего состава вооруженных сил, посвященное непосредственно проблеме готовности системы ПВО к отражению воздушного нападения противника. Председателем совещания был министр обороны и поддержки ВС вице-адмирал Али Шамхани. По мнению иранских военных, противовоздушная оборона страны в настоящее не в состоянии эффективно выполнить задачи по защите группировок войск и объектов. Считается, что основной причиной такого удручающего для иранской стороны положения дел является длительная эксплуатация зенитных ракетных систем российского и американского производства без проведения соответствующего текущего обслуживания и ремонта.

Однако определяющим фактором низкой боеспособности национальных систем ПВО следует считать отсутствие на вооружении Ирана и Ирака современных и перспективных зенитных ракетных комплексов и автоматизированных систем управления огневыми средствами, способных функционировать в условиях мощного радиопротиводействия. Есть основания полагать, что в этой обстановке Тегеран пожелает приобрести в России С-300ПМУ-2, "Бук" и "Тор-М1" для восстановления и создания эффективно действующей современной системы ПВО.

Военно-политическое руководство Ирака в условиях ожидания нападения со стороны США наращивает усилия по укреплению обороноспособности национальных вооруженных сил. С целью повышения устойчивости управления и укрепления позиций центральных властей на местах перераспределены зоны ответственности между высшими должностными лицами: центр страны и столица закреплены за Саддамом Хусейном, север Ирака - за заместителем председателя совета революционного командования И.Ибрагимом, юг - за А.Маджидом. Обязанности по контролю за западной частью и долиной реки Евфрат возложены на члена регионального руководства, заместителя заведующего военным бюро Партии арабского социалистического возрождения - младшего сына президента К.С. Хусейна. Эти государственные деятели без дополнительных согласований имеют полномочия на применение силы в случае угрозы правящему режиму.

Наряду с этим на всей территории страны активизировано проведение мероприятий по маскировке объектов и дезинформации противника. С этой целью осуществляется передислокация отдельных частей и подразделений. Возобновлены строительство ложных сооружений и маскировка реальных военных объектов, в первую очередь средств ПВО. На аэродромах размещаются выработавшие ресурс старые самолеты для введения в заблуждение относительно численности и дислокации реального самолетного парка. Нельзя исключать, что при крайних для Ирака вариантах развития обстановки (в том числе в случае наземной операции ВС США) Багдадом будут применены отравляющие вещества.

Руководство Ирака усиленно пытается привлечь иностранных специалистов для работы на объектах Минобороны и военно-промышленного комплекса страны с целью обслуживания, ремонта и производства оружия и боевой техники. Иракским бизнесменам, находящимся за границей, сотрудникам иракских посольств поставлена задача по поиску специалистов из числа бывших офицеров-отставников, сотрудников оборонных предприятий, способных выехать в Багдад в краткосрочную командировку. Наиболее целенаправленно ведется такая работа в странах СНГ, особенно на Украине и в Белоруссии. Кроме того, по сведениям информированных источников, в настоящее время специалисты из Пакистана занимаются компьютеризацией управления сухопутными войсками Ирака. Очевидно, что в условиях острого дефицита квалифицированных кадров Багдад будет и в дальнейшем делать все возможное для найма иностранных специалистов из сферы ВПК, в том числе в обход действующих санкций.

Проводимые Багдадом мероприятия свидетельствуют о готовности властей использовать все силы и средства для защиты правящего режима в случае проведения военной акции против Ирака. Между тем, реально оценивая боеготовность его армии, военно-воздушных сил и средств ПВО, можно с большой долей уверенности полагать, что противодействие противнику Багдад окажет лишь в незначительных масштабах - и только на первых фазах операции. Надо прямо сказать - шансов у Ирака выстоять против мощной военной машины США, обладающей абсолютным как военным, так и технологическим превосходством, практически нет. Очередная силовая акция Америки выльется в безнаказанное избиение иракских вооруженных сил с воздуха (с высот не менее 5-6 тыс. м) и приведет к слому всей военной организации Саддама Хусейна за достаточно короткий срок (две-три недели максимум), и в Багдаде это, видимо, осознают.

Маневры Ирака

Надо полагать, именно слабость национальных вооруженных сил заставила иракского лидера Саддама Хусейна не так давно сделать заявление о том, что он не стремится к обладанию оружием массового поражения. Более того, Багдад согласился на допуск инспекторов не только на промышленные (как было ранее), но и на военные объекты по предварительным запросам с соответствующим их обоснованием. Однако Белый дом отреагировал на этот демарш почти сразу, подчеркнув, что не верит подобного рода заверениям, которые слышатся из Багдада уже на протяжении 10 лет. В Вашингтоне считают, что правдивость Саддама Хусейна можно было вы легко проверить с помощью инспекционной команды ООН. Одним из главных условий ее деятельности, считают в государственном департаменте, должно быть отсутствие каких-либо ограничений и условий со стороны Ирака, который должен обеспечить беспрепятственный доступ к любым своим объектам и программам.

Причем в администрации США достаточно скептически относятся к очередной попытке под патронажем ООН инспекции деятельности Ирака и объектов на его территории, направленной на выявление возможных фактов разработки оружия массового уничтожения. Результатом подобной деятельности, полагают в Вашингтоне, вновь могут стать лишь неопределенные выводы и заключения, не дающие однозначного понимания состояния дел по указанному вопросу и не позволяющие обоснованно планировать адекватные меры. Более того, по оценкам ряда высокопоставленных представителей Пентагона, инспекторская деятельность под эгидой ООН в Ираке затруднит решение фактически поставленной перед военным ведомством задачи по силовому отстранению от власти Саддама Хусейна в ближайшей перспективе. Вот почему американские генералы с плохо скрываемым раздражением относятся даже к данной идее.

В этом плане позиция руководства Министерства обороны США явно противоречит общему курсу и практической деятельности, осуществляемой американским госдепартаментом, который активно поддерживает и стимулирует усилия ООН по вопросу об организации инспекции в Ираке. Представитель государственного департамента, в частности, заявил, что его ведомство будет всячески поддерживать деятельность инспекции в Ираке, которая, со своей стороны, должна обеспечить нормальные условия для ее работы, обеспечив доступ на соответствующие объекты. Как полагают информированные источники, несмотря на существующие разногласия, американская администрация официально все же поддерживает направление в Ирак группы инспекторов ООН и их деятельность. Правда, вряд ли это повлияет на реализацию долгосрочных планов в отношении иракского руководства и скорее всего не будет препятствием для силовых действий в отношении Ирака в случае принятия политического решения на их проведение.

Российские альтернативы

За последнее время давление Соединенных Штатов на Россию с целью дальнейшего ужесточения санкций ООН в отношении Багдада значительно усилилось. Помимо этого однозначная российская поддержка Ирака может привести к определенной изоляции Кремля от Запада, что вовсе не согласуется с общим курсом администрации президента Путина. Что касается гипотетического одобрения Москвой силовых акций США, то они будут явно свидетельствовать о дальнейшей утрате самостоятельности в проводимой Российской Федерацией линии на мировой арене. И то и другое, по всей видимости, одинаково плохо для Москвы. Тем не менее сделать некоторые предположения сегодня можно.

Перспективы создания единого фронта исламских государств против США и их союзников выглядят сегодня достаточно малореальными, даже несмотря на то что значительная часть стран Арабского Востока неодобрительно относится к маневрам США вокруг Ирака. Возможность выработки единой с европейскими странами (или же отдельными государствами) позиции России в отношении Ирака выглядит тоже достаточно туманно. Далее неодобрения на словах (и то в самых осторожных выражениях) самые решительные европейские критики американской позиции по Ближнему и Среднему Востоку не пойдут. Таким образом, поиск Россией гипотетических союзников для противодействия проводимой США политике в регионе достаточно проблематичен. Самое главное - пока не удается понятным образом сформулировать долговременные политические цели очередной конфронтации с США, к чему так подталкивают сегодня официальный Кремль определенные политические силы в России.

Группировки ВС США, их союзников и Ирака

Всего

В т.ч. США

На декабрь 1998 г.

Ирак

Всего

В т.ч. США

Численность личного состава (тыс. чел.), в т.ч.

Около 65

Более 55

Более 45

Около 38

292

СВ

Около 9

7

Более 10

Около 9

200

ВВС

Более 22

Более 20

Около 9

Около 8

15

ВМС

Около 33

Около 28

Более 26

Более 21

2

Войска РГ

60

Войска ПВО

15

Танков

180

180

360

Более 2400

Орудий полевой артиллерии и минометов

Более 50

Более 50

Около 150

Около 150

Около 4450

Боевых вертолетов

35

25

70

35

Около 120

Боевых самолетов

470

390

390

Более 300

Более 220

F-117

12

12

B-52/B-1B

15/6

15/6

14/3

14/3

Боевых кораблей,в т.ч.

64

24

52

23

6

авианосцев

3

2

4

2

десантных

12

6

4

4

1

Носителей КРМБ

12

11

8

8

КРМБ "Томахок"

Около 290

КРВБ

Более 60

Всего КР

Более 350

Удары США и Великобритании по объектам на территории Ирака
(по состоянию на конец апреля 2002 г.)

Всего ударов

Севернее 36 градуса с.ш.

Южнее 33 градуса с.ш.

Всего

С конца декабря 1998 г.

165

134

299

С начала 2002 г.

3

4

7

За апрель с.г.

1

1

2


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


В электоральный онлайн смогут войти более 30 регионов

В электоральный онлайн смогут войти более 30 регионов

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Дистанционное голосование массированно протестируют на низовых выборах

0
789
Судебная система России легко заглотила большого генерала

Судебная система России легко заглотила большого генерала

Иван Родин

По версии следствия, замглавы Минобороны Иванов смешал личные интересы с государственными

0
1337
Фемида продолжает хитрить с уведомлениями

Фемида продолжает хитрить с уведомлениями

Екатерина Трифонова

Принимать решения без присутствия всех сторон процесса получается не всегда

0
974
Turkish Airlines перестала продавать билеты из России в Мексику

Turkish Airlines перестала продавать билеты из России в Мексику

0
513

Другие новости