0
2777
Газета Интернет-версия

02.11.2009 00:00:00

Главный штаб ВМФ гоняется за призраками

Тэги: вмф, вооружения


вмф, вооружения Ракетный крейсер «Петр Великий». Корабль такого типа в России в строю только один.
Фото автора

Россия купит французский вертолетоносец «Мистраль», а другие подобные корабли будет производить на своих заводах. Разместит на них свои винтокрылые машины. Модернизирует базу в сирийском Тартусе и вернет в строй два атомных ракетных крейсера – «Адмирал Нахимов» и «Адмирал Ушаков». Продолжит строить базу в Новороссийске, а судьбу Севастополя станет решать с новым руководством Украины┘ Все это и многое другое пообещал слушателям в эфире «Эха Москвы» первый заместитель начальника Главного штаба ВМФ вице-адмирал Олег Бурцев.

Интересно, что его визит на популярную среди московской интеллигенции радиостанцию пришелся на те дни, когда в столичных СМИ рассказывалось об очередных сорванных испытаниях новой межконтинентальной морской ракеты «Булава».

Но о перспективной стратегической ядерной ракете адмирал не сказал ни слова. Впрочем, его об этом ведущие почему-то (можно догадываться, почему) и не спрашивали. Но информации из уст первого заместителя начальника Главного штаба ВМФ и так прозвучало для людей, отслеживающих ситуацию на родном военном флоте, вполне достаточно.

Первое и важное – адмирал сообщил, что переезд Главного штаба ВМФ в Санкт-Петербург, в здание Адмиралтейства, где до этого размещался Военно-морской институт, приостановлен. Хотя там и создан запасной пункт управления, из которого главком может руководить флотами. В ближайшее время в морскую столицу страны – в город на Неве – должен прибыть с ознакомительным деловым визитом французский вертолетоносец «Мистраль». Переговоры о приобретении его Россией уже идут, сам адмирал недавно вернулся из Парижа, где принимал участие в этих дискуссиях. Теперь ждут прибытия этого корабля в Россию, чтобы его более внимательно осмотрели отечественные специалисты и было принято окончательное решение о его покупке.

Правда, не только о покупке самого корабля, но и технологии его постройки. Военные моряки хотят, чтобы такие плавсредства, точнее – платформы, строились в России, заводы для этого есть, в том числе и в Санкт-Петербурге, в Северодвинске, но нет соответствующего опыта, квалифицированных специалистов и необходимых технологий. Все это необходимо покупать, а инженерно-технический персонал обучать и воспитывать по методикам французских корабелов. Как, впрочем, обучать и моряков, которые станут эксплуатировать вертолетоносец. Винтокрылые машины к нему приобретать, как можно было понять адмирала Бурцева, не планируется. У нас есть свои – Ка-27 и Ка-29.

Для чего нам нужны такие корабли, вопрос для адмирала Бурцева не стоит. Для ведения боевых действий по высадке десантов на побережье противника, считает он. Для проведения миротворческих и спасательных операций, в том числе и в случае стихийных бедствий, а также (модная тема) – для борьбы с пиратами. Вертолет, по мнению первого заместителя начальника Главного штаба ВМФ, – одно из самых активных средств антипиратской войны. Конечно, соглашается он, подобный вертолетоносец потребует для себя еще и корабли сопровождения и обеспечения. Надо обеспечить его противолодочную оборону – раз. Противовоздушную – два. Снабжение топливом, пресной водой, а экипаж, хоть и небольшой – всего 183 офицера и контрактника, – продуктами питания и прочим – три. Значит, необходимы базы. На своей территории и за рубежом – в регионе, где их предполагают использовать. В частности, модернизировать сирийский Тартус.

Сколько это будет стоить, собеседники не обсуждали. В прессе звучала такая цифра – сам «Мистраль» обойдется примерно в 500 млн. евро. Во что выльется постройка трех его собратьев на отечественных судостроительных предприятиях, даже подумать страшно. У нас легко начать строительство, заканчивается оно, по опыту, лет через десять–пятнадцать. И все время требует денег и денег. И береговых баз, как не раз случалось, как не было, так и нет. Как, впрочем, и жилья для контрактников и их семей. И потом эти корабли, отработав свой ресурс на рейде, идут на иголки. Как ушли на них пятнадцать лет назад отечественные вертолетоносцы «Москва», «Ленинград», «Минск» и «Новороссийск». Где гарантия, что история не повторится? Ее, к сожалению, нет. Но зато военные моряки всегда смогут сказать: мы не выполнили свою боевую задачу потому, что у нас не было для этого соответствующих средств.

Их сегодня и нет. И когда появятся, неизвестно. Кризис сокращает аппетиты. Но жить по средствам не получается. Вот и грандиозные прожекты по переводу Главного штаба в Питер, по созданию в Кронштадте единого Научно-учебного центра ВМФ, по переводу всех экипажей надводных и подводных кораблей на контрактный принцип комплектования приходится притормаживать. Как и авианосные проекты. Мечтать не вредно, но нельзя забывать, что корабли швартуются возле земли. От нее уходят в океан, к ней возвращаются. Совсем отрываться от нее негоже.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Власти КНР призвали госслужащих пересесть на велосипеды

Власти КНР призвали госслужащих пересесть на велосипеды

Владимир Скосырев

Коммунистическая партия начала борьбу за экономию и скромность

0
1011
Власти не обязаны учитывать личные обстоятельства мигрантов

Власти не обязаны учитывать личные обстоятельства мигрантов

Екатерина Трифонова

Конституционный суд подтвердил, что депортировать из РФ можно любого иностранца

0
1367
Партию любителей пива назовут народной

Партию любителей пива назовут народной

Дарья Гармоненко

Воссоздание политпроекта из 90-х годов запланировано на праздничный день 18 мая

0
1041
Вместо заброшенных промзон и недостроев в Москве создают современные кварталы

Вместо заброшенных промзон и недостроев в Москве создают современные кварталы

Татьяна Астафьева

Проект комплексного развития территорий поможет ускорить выполнение программы реновации

0
866

Другие новости