0
788
Газета Интернет-версия

27.12.2012 00:00:00

"Юрия Долгорукого" положат под елочку

Тэги: вмф, крейсер


вмф, крейсер Первый вице-премьер Сергей Иванов на спуске «Юрия Долгорукого» на воду. 2007 год.
Фото РИА Новости

30 декабря, перед самым Новым годом, в Северодвинске Архангельской области, на расположенном здесь градообразующем «Северном машиностроительном предприятии» и в отечественном Военно-морском флоте будет большой праздник. Не исключено, с присутствием президента и Верховного главнокомандующего Владимира Путина, обязательно с вице-премьером и председателем Военно-промышленной комиссии Дмитрием Рогозиным, министром обороны Сергеем Шойгу, его заместителем Юрием Борисовым, с главнокомандующим ВМФ адмиралом Виктором Чирковым и другими флотскими руководителями и руководителями оборонной промышленности. В этот день в боевой состав российского военного флота будет принят ракетный подводный крейсер стратегического назначения (РПКСН) четвертого поколения проекта 955, класс «Борей» «Юрий Долгорукий», несущий на борту 16 морских стратегических ракет «Булава-30» (SS-NM-30 по западной классификации).

О принятии крейсера сообщил вчера на брифинге для военных журналистов заместитель министра обороны по вооружению Юрий Борисов. Сказал, что он сам обязательно будет в этот день в Северодвинске и что «Юрия Долгорукого» положат буквально под елочку».

Брифинг заместителя министра был посвящен подведению итогов выполнения гособоронзаказа на 2012 год и планам на будущий, 2013-й. Чиновник рассказал много интересного, называл конкретные цифры, в том числе и то, что ВВС страны получили в этом году 40 летательных аппаратов, среди них многофункциональные истребители Су-30МС, МиГ-29К, фронтовые бомбардировщики Су-34, учебно-боевые Як-130, а также 127 вертолетов (Ми-28Н, Ка-52, модернизированные Ми-24, прошедшие глубокий апгрейд Ми-8 и другие). Сказано было о тех предприятиях, которые не выполнили своих обязательств и будут вынуждены выплатить военному ведомству штраф в размере 14,5 млрд. руб. Пообещал, что контракт на сборку итальянских «Ивеко», которых Министерство обороны заказало 358 штук и получило уже 57, пересматриваться не будет. Единственное, сборка их переедет из Воронежа в Набережные Челны, на КамАЗ. А дальнейшую судьбу этой машины решат испытательные состязания между нею и российскими «Тиграми» и «Волками»…

Много интересного услышали от Юрия Борисова журналисты, но сообщение о принятии в боевой строй «Юрия Долгорукого», словно нарочно приготовленное к концу беседы, перекрыло все новости. И вот почему.

Подводный ракетный крейсер стратегического назначения четвертого поколения проекта 955, класс «Борей» под названием «Юрий Долгорукий» (разработанный в питерском ЦКБ «Рубин» под руководством главного конструктора Владимира Здорнова) начали строить в далеком сегодня 1996 году. Закладную доску в его корпус заложили тогда мэр Москвы Юрий Лужков и руководитель администрации президента России Анатолий Чубайс. Глава столичного правительства даже выделил достаточно приличную сумму на создание РПКСН и взял шефство над кораблем. Но оно вскоре сошло на нет.

Причин было несколько – отсутствие денег после дефолта 1998 года и проблемы со стратегической ракетой для этой субмарины. Сначала планировалось, что она будет вооружена новой твердотопливной ракетой «Барк», разработанной в ГРЦ имени Макеева. Но три испытания этой ракеты закончились неудачей. Более того, вопреки техническому заданию сделать ракету весом не более 40 т уральцы предложили ее весом в 90 т (потом они скажут, что хотели использовать ее на тяжелом подводном ракетном крейсере стратегического назначения проекта 941 класс «Акула» вместо снятой с вооружения ракеты Р-39). Разработку боевого стратегического ракетного комплекса для «Борея» правительственная комиссия передала Московскому институту теплотехники и генеральному конструктору Юрию Соломонову, чья новая твердотопливная ракета РТ-2ПМ2 «Тополь-М» (SS-27), несмотря на проблемы с финансами, начала поступать на вооружение Ракетных войск стратегического назначения (РВСН). Под испытания «Булавы» даже перестроили один из оставшихся без ракет РПКСН проекта 941 класс «Акула» с бортовым номером К-208 «Дмитрий Донской».

Но ситуация осложнялась тем, что Московский институт теплотехники, ведущая отечественная организация по созданию твердотопливных стратегических ракет, никогда не занимался морской тематикой. Тем не менее Соломонов и его команда взяли на себя обязательство сделать такую ракету, и они ее сделали. Ракета, как знают многие, называется «Булава-30» (есть варианты «Булава-47» и «Булава-М»). Ее становление тоже было непростым. Если первые бросковые пуски прошли достаточно удачно, то потом наступила череда неудач. Из 19 испытательных пусков ракеты только одиннадцать были удачными, два – частично удачными. И когда неудачи шли одна за другой (а без них никогда не обходятся любые испытания, в СССР таких неудач у самых знаменитых потом ракетных комплексов были десятки, но об этом никто не знал), в отечественной печати раздавалось очень много критики и в адрес МИТа, и в адрес его руководителя. Особенно старались поддеть митовцев те, кто лишился перспективного заказа. Хотя участие в создании ракетного комплекса, кроме МИТа, принимал и ГРЦ имени Макеева.


Анатолий Чубайс и Юрий Лужков на церемонии закладки «Юрия Долгорукого».
Фото ИТАР-ТАСС

Дошло до того, что Юрия Соломонова сняли с должности директора института, хотя и оставили в должности генерального конструктора. Не только потому, что заменить его было некем (что в принципе так и есть), но и потому, что в ракетной промышленности принято: кто начинал дело, тот и должен его закончить.

Неудачи с «Булавой», которая весит 36,8 т и может нести 6–10 разделяющихся головных частей индивидуального наведения (РГЧ ИН), все время имели разные причины. Что свидетельствовало не о слабости конструкции, а о небрежности работы некоторых специалистов, поставляющих комплектующие и собирающих ракету на конвейере (производством «Булавы» занимается Воткинский завод в Удмуртии). Но после того как над каждым рабочим местом установили видеокамеры, которые записывали пошагово процесс сборки ракеты и давали возможность тщательно контролировать ход работ, дело пошло на лад. Последний пуск в декабре 2011 года, как и несколько перед ним, был признан успешным, – ракету приняли в боевой состав ВМФ.

Но ракета без корабля – нонсенс. И пошел процесс «женитьбы» «Юрия Долгорукого» и «Булавы». Он протекал тоже непросто. Первый «Борей» должны были принять в боевой состав ВМФ еще в прошлом году, потом эту дату перенесли на День ВМФ нынешнего уходящего года, но тоже не случилось, затем стали говорить, что сделают это весной 2013-го… И вот наконец окончательная дата, озвученная заместителем министра обороны Юрием Борисовым.

Остается добавить, что после «Долгорукого» в боевой строй должен войти следующий РПКСН «Александр Невский», акт о его приемке в ВМФ должен быть подписан весной будущего года. Затем на флоте ждут третий корпус «Владимир Мономах», где в отличие от «Долгорукого» и «Невского» будет уже не 16 ракет «Булава», а 20. К 2020 году в боевой строй должно войти восемь РПКСН проекта 955/955А класса «Борей». Все остальные крейсеры этого класса с литерой «А» тоже будут с 20 ракетными комплексами стратегического назначения. Это даст нашей стране возможность чувствовать себя полностью защищенной. И угроза американского противоракетного щита, какой бы серьезной она ни казалась, станет выглядеть не очень серьезно.

Вот почему принятие в боевой строй «Юрия Долгорукого» имеет такое большое военно-политическое и геополитическое значение. И вот почему предположение, что 30 декабря в Северодвинск прилетит президент Владимир Путин, не кажется очень большой фантазией.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Правящая коалиция в Польше укрепила позиции в крупных городах

Правящая коалиция в Польше укрепила позиции в крупных городах

Валерий Мастеров

Премьер заочно поспорил с президентом о размещении в стране ядерного оружия

0
1078
Асад не теряет надежды на сближение с Западом

Асад не теряет надежды на сближение с Западом

Игорь Субботин

Дамаск сообщил о сохранении переговорного канала с Вашингтоном

0
1300
ЕС нацелился на "теневой флот" России

ЕС нацелился на "теневой флот" России

Геннадий Петров

В Евросоюзе решили помогать Украине без оглядки на Венгрию

0
1652
Инвестиционные квартиры нужно покупать не в столице, а в Таганроге

Инвестиционные квартиры нужно покупать не в столице, а в Таганроге

Михаил Сергеев

Реальные шансы на возврат денег от приобретения новостроек снижаются

0
1198

Другие новости