0
927
Газета Вера и люди Печатная версия

16.07.2008

Ливанский синдром

Тэги: ливан, рпц, отношения, уничтожение


Корреспондент «НГР» побеседовал с представителем Патриарха Великой Антиохии и всего Востока при Патриархе Московском и всея Руси епископом Нифоном (Сайкали).

– Ваше Высокопреосвященство, последние месяцы вашу родину, Ливан, раздирает жестокое гражданское противостояние. Несмотря на избрание президента, которое, как ожидалось, примирит власть и оппозицию, в середине июня вспыхнули беспорядки на севере страны, где, в частности, располагаются центры ливанского православия, например, университет Баламанд. Последнее по времени столкновение между боевиками различных исламистских группировок произошло в минувший четверг. Как междоусобица в Ливане отражается на жизни паствы Антиохийской Православной Церкви Востока и вообще ливанских христиан?

– Ливан – самое демократичное государство на Ближнем Востоке. Политические свободы при всех своих преимуществах создают благоприятный климат для споров, перерастающих порой в распри. Поэтому Ливан стал удобной ареной для столкновения интересов различных стран. США и Саудовская Аравия противостоят Ирану и Сирии, и это отражается на ливанской политике. Многие линии напряженности в мире сходятся в этой стране. При этом как таковых внутренних противоречий, в том числе между религиозными общинами, не существует. Все наши проблемы навязаны нам извне. Многие общины в Ливане связаны с внешними силами и зависят от них. Шииты пользуются покровительством Ирана, сунниты получают поддержку от Саудовской Аравии.

Православные ливанцы стараются не вмешиваться в это противостояние. Нам нечего требовать, нечего добиваться. По Конституции Ливана за православной общиной закреплены должности заместителей премьер-министра, председателя парламента, депутатские места и портфели нескольких министров. Христиане в Ливане не ищут иностранных покровителей и поэтому настроены в большей степени на поддержку национальных интересов, нежели некоторые наши соседи. Но, безусловно, простые граждане ощущают на себе все опасности, существующие в современном Ливане, и то напряжение, что царит на улицах наших городов. Кроме того, снижается уровень жизни. Ведь христиане живут бок о бок с представителями других религий.

– Ощущают ли православные ливанцы поддержку со стороны единоверцев – граждан России, самой большой православной страны мира?

– Когда ждешь поддержки извне, сразу возникают претензии со стороны иных сил, сразу появляются противники. Мы стараемся, чтобы нас не ассоциировали с какой-то внешней силой. Мы чувствуем, конечно, духовную поддержку Русской Православной Церкви, но у нас нет сейчас таких проблем, которые бы потребовали какого-то заступничества или иных ощутимых действий со стороны наших братьев из России.

– В своих выступлениях вы неоднократно говорили, что между Антиохийской и Русской Церквами существуют особые отношения. В чем причина такой близости?

– Когда Православная Церковь на Востоке находилась под турецким игом, Русская Церковь защищала нас. Во времена страданий единственной опорой для христиан Ливана была Россия. Консул России шел к султану и просил, чтобы не трогали православных. В 1848 году было открыто подворье Антиохийской Православной Церкви в Москве (настоятелем которого я являюсь уже больше 30 лет). В то время нам просто необходима была политическая и материальная поддержка. Сейчас у нас прекрасные отношения с РПЦ, но в защите мы больше не нуждаемся. Только в любви, и эту любовь мы постоянно ощущаем, начиная с Предстоятеля Русской Церкви Святейшего Патриарха Алексия и заканчивая любовью простого православного человека в России. Наша Церковь достаточно надежно защищена законами Ливана и Сирии.

– В последнее время растет влияние Российской Федерации, а в связи с этим и Русской Православной Церкви. Этот процесс не всеми воспринимается позитивно, даже в православном мире. К примеру, активность Московского Патриархата вызывает нечто вроде ревности у клира Церквей, священноначалие которых – этнические греки. Возможно, многие вспоминают прецедент с Антиохийской Церковью, когда не без подачи российской дипломатии Патриархами с 1898 года становятся этнические арабы?

– Это очень чувствительный вопрос. Я бы хотел обратиться к нему с позиций не враждебности, а любви. Иерархи в Константинополе и Иерусалиме должны понять, что необходимо расширять клир за счет священнослужителей из арабов. Надо как-то менять менталитет. Я слышал, что у Иерусалимского и Константинопольского Патриархатов есть какие-то возражения против расширения русского присутствия на Ближнем Востоке. Это зря. Надо понимать, что российское государство – это одно, а Русская Православная Церковь – совершенно другое. Конечно, РПЦ играет огромную роль как в православном мире, так и в межрелигиозных отношениях. Но она не претендует на какое-то политическое влияние на международной арене, стремясь лишь к братским отношеням с другими Поместными Церквами. Я хочу призвать наших греческих братьев вместе с русскими расширять влияние православия в мире. Русская Церковь – великая Церковь, и Церквам-сестрам надо брать от нее силу для проповеди нашей веры.

В любом случае Московский Патриархат поддерживает Иерусалимский Патриархат как единое целое, не различая греков и арабов. А вот среди паствы Антиохийской Православной Церкви Востока сейчас остались только арабы. 2,5 миллиона в Сирии, Ливане, Ираке и 5,5 миллиона в диаспоре (Бразилия, Аргентина, США, Европа) – все арабы. Часть паствы Антиохийской Церкви проживает в Греции, эти приходы находятся на канонической территории Элладской Православной Церкви. Но прихожане все арабы: палестинцы, эмигрировавшие с Ближнего Востока в 1948 году, а также сирийцы и ливанцы.

– Какая судьба, на ваш взгляд, ожидает православных палестинцев в случае создания палестинского государства, учитывая происходящее сегодня в Газе, где радикальное исламистское движение ХАМАС узурпировало власть?

– Конечно, палестинские христиане разделяют устремления своих соплеменников-мусульман, хотя христиан уже очень мало осталось в Палестине. В секторе Газа их вообще больше нет, все эмигрировали. Я не думаю, что в Палестине с христианами случится то же, что случилось в Ираке, где происходило и происходит нечто страшное. Уничтожаются христиане, как миряне, так и священство, и даже епископат. Ирак и Кувейт ведь тоже каноническая территория Антиохийской Православной Церкви. Но православный митрополит сейчас в Ираке не бывает, он живет в Кувейте, несмотря на то что по титулу он митрополит Багдадский. Большая часть христиан бежала из Ирака в Сирию.

Вселяет надежду то, что сами мусульмане озабочены ростом экстремизма среди своих единоверцев. Недавно проходила исламская конференция в Джидде (Саудовская Аравия), где саудовский король назвал христиан и иудеев «сыновьями Священного Писания». Готовится межрелигиозная конференция в Мадриде под эгидой монархов Испании и Саудовской Аравии. Там будут как мусульмане, так и христиане. Представители Русской Православной Церкви тоже приглашены на эту встречу. Когда простые мусульмане видят миролюбивые усилия своих руководителей, у них тоже меняются представления. Важно, что власти предержащие мусульманских стран боятся религиозного радикализма.

Мне думается, главное, чтобы мусульмане и христиане жили в соответствии с их учениями. Христианам следует жить в соответствии с тем, что они проповедуют, и тогда мусульмане увидят в них братьев, о чем сказано в Коране. В свою очередь, настоящий христианин видит в каждом человеке Христа. Ни в коем случае нельзя навязывать исключительность своего вероучения. Вот посмотрите: в России нет главенствующей религии, и все живут мирно, во взаимном уважении! Причем в условиях возрождения религиозной жизни. Хотя религия здесь отделена от государства, но народ ведь не может быть отделен от религии!


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Америка – разлучница патриархатов, папа – против крестных отцов

Америка – разлучница патриархатов, папа – против крестных отцов

Андрей Мельников

0
921
РПЦ разрывает отношения с Константинопольским патриархом

РПЦ разрывает отношения с Константинопольским патриархом

Андрей Мельников

Начинается раскол в мировом православии

0
4819
Патриарх Иерусалимский бросил перчатку патриарху Вселенскому

Патриарх Иерусалимский бросил перчатку патриарху Вселенскому

Артур Приймак

В РПЦЗ требуют от Константинополя покаяться за украинскую автокефалию

0
17757
Русский мир после "вероломного нападения" Константинополя

Русский мир после "вероломного нападения" Константинополя

Московский патриархат перестает быть посредником в международных отношениях

0
5479

Другие новости

Загрузка...
24smi.org