0
7763
Газета Вера и люди Печатная версия

19.11.2019 17:57:00

Апостол Павел «вернул» чернокожих мормонов в «хижину дяди Тома»

Евангельская трактовка рабства не выдержала проверки на американскую политкорректность

Тэги: мормоны, апостол павел, римское право, рабовладение, сегрегация, аболиционизм, гражданская война в сша, политкорректность


мормоны, апостол павел, римское право, рабовладение, сегрегация, аболиционизм, гражданская война в сша, политкорректность В Церкви Иисуса Христа святых последних дней теперь есть верующие самого разного происхождения, и с их чувствами приходится считаться. Фото Reuters

В США возникла бурная дискуссия насчет соответствия нормам политкорректности учебной программы для воскресных школ для взрослых «Приходи, следуй за Мной: Новый Завет – 2019», учрежденных Церковью Иисуса Христа святых последних дней (ЦИХСПД), мормонами. А именно – того, как данный учебный курс трактует институт рабовладения во времена Христа и апостолов.

Рабовладение, в частности, разбирается в рамках урока «Последователи Христа прощают друг друга». В рамках этого урока обсуждается история апостола из 70 Филимона и его раба Онисима, известная по Посланию к Филимону. Находясь в тюрьме, Павел писал Филимону: «Прошу тебя о сыне моем Онисиме. Он был некогда негоден для тебя, а теперь годен тебе и мне, я возвращаю его тебе. Я хотел при себе удержать его, дабы он вместо тебя послужил мне в узах, но без твоего согласия ничего не мог сделать». Апостол ожидал в тюрьме казни, будучи больным стариком. За Павлом ухаживал молодой узник Онисим, которого Павел обратил в тюрьме в христианство. Павел узнал, что его помощник – раб из Фригии, сбежавший от своего хозяина за проступок, вероятнее всего, за кражу хозяйского имущества. Убежав в Рим, Онисим как беглый раб попадает в тюрьму. По римским законам, Онисима могли выпустить, если бы он захотел вернуться к своему хозяину, а хозяин бы в ответ поручился, что прощает своего провинившегося невольника. Хозяином Онисима оказался старый знакомый и единоверец Павла – богатый фригиец Филимон, которого Павел обратил в христианство во время своего пребывания во Фригии. Обращенная к Филимону фраза Павла: «Без твоего согласия ничего не мог сделать» – указание на то, что Павел признает рабскую зависимость своего нового ученика от Филимона. О том, что Онисим в глазах Павла – раб, говорит и просьба апостола к Филимону: «Если же он чем обидел тебя или должен, считай это на мне». Онисим, по римским законам, – «говорящее орудие», недееспособный субъект. Фразу апостола в письме: «Я, Павел, написал моею рукою, я заплачу» (возмещу причиненные Филимоном убытки) – можно считать юридической распиской Павла, которая бы послужила для Филимона действительным документом в суде на случай смерти апостола.

При изучении этой истории в классе учащиеся по плану должны разделиться на две группы и вступить в дискуссию на тему, как должен поступить Филимон. С одной стороны, Павел просит Филимона, чтобы тот принял назад Онисима «уже не как раба, но возлюбленного брата», как если бы Филимон принимал у себя дома самого Павла. С другой стороны, Павел признает за Онисимом его рабское состояние. Филимон, будучи владельцем Онисима, вправе наказать его за преступление против хозяйского имущества – вплоть до предания Онисима смерти руками Филимона. Филимон мог отказаться от Онисима, передав его в руки римского правосудия, после чего судьба Онисима была бы незавидной. Филимон, ссылаясь на письмо Павла, мог сообщить властям, что Онисим тайный христианин, и тогда бы Онисима точно ждала мученическая смерть. Напомним, знакомство Онисима с Павлом в тюрьме состоялось в годы правления Нерона.

Согласно традиции, Филимон все же выполняет просьбу Павла: прощает Онисима, вызволяет его из тюрьмы и принимает у себя дома. Однако же в классических комментариях к Новому Завету не говорится, что Филимон дал Онисиму вольную. Отсюда следует вывод, что Онисим остался в доме своего брата во Христе на положении раба. Преподаватели мормонских школ должны подвести аудиторию к мысли: Филимон простил Онисима не по личному великодушию, а по милости Божьей, и этот выбор явно дался Филимону нелегко. «Несмотря на то что Филимону было крайне трудно простить своего беглого раба, как бы Евангелие могло облегчить Филимону муки прощения Онисима?» – говорится в учебных материалах курса «Следуй за Мной».

Риторический по форме вопрос, имеющий дидактическую форму, возмутил Зандру Врейнз – чернокожую проповедницу общины «Sistas in Zion». «Почему это хозяин должен прощать своего беглого раба?» – спрашивает Врейнз в своем Facebook. Ей непонятно, почему в учебном курсе XXI века ставятся вопросы о легитимности рабства, крайне болезненные для чернокожих граждан США. Пост афроамериканки вызвал бурную дискуссию в соцсетевых мормонских сообществах. Оппоненты убеждали Врейнз: она зря переносит реалии Древнего Рима на XXI век, а в целом учебная программа не противоречит нормам принятой в США политкорректности, которая осуждает рабство и расовую сегрегацию. Многие спорившие с Врейнз мормоны дипломатично указали на «излишнюю чувствительность» проповедницы. В данном пункте Врейнз согласилась со своими оппонентами.

«Это правда! Да, я черная, потомок завезенных из Африки рабов, и это не так уж и плохо. Мы должны иметь возможность принимать во внимание то, как мы живем, и то, что влияет на нас», – высказалась Врейнз в своем видеообращении. Многие читатели аккаунта Врейнз поддержали ее претензии к «рабскому» сюжету учебного курса. Публикация собрала около тысячи лайков, ее просмотрело более 21 тыс. пользователей. «Врейнз права. Рабство в Римской империи отличалось от рабства в США в XIX веке. Но всякое рабство основывается на владении человека другим человеком, что является морально неправильным. Рабы не нуждаются в том, чтобы хозяева извинялись перед ними. Покаяние и прощение должны быть среди христиан само собой разумеющимися вещами», – пишет в своей колонке для Religion News Service исследователь мормонства Яна Кэтрин Рисс. Рисс обращает внимание на каламбуры в послании Павла к Филимону. В своем письме Павел указывает, что раб Онисим до обращения в христианство был для Филимона «бесполезным». По словам Рисс, «бесполезный» по‑гречески звучит как achrestos и созвучно с прилагательным «achristos» – нехристианский, языческий. Имя Онисим, как указывает Рисс, переводится с греческого как «полезный». Эта игра слов, как пишет Рисс, лишний раз указывает на констатацию Павлом рабского состояния Онисима. «Многие из современных читателей хотели бы, чтобы Павел объявил Филимону, что он, став христианином, не может владеть рабами, а рабство – это грех. Павел не делает этого», – указывает Рисс. Последний также отмечает: афроамериканцы вроде Зандры Врейнз в XXI веке «более чутко ощущают динамику расовых привилегий, чем большинство белых мормонов».

Поднявшаяся в мормонском сообществе дискуссия – рецидив либеральной политкорректности, которая в США и Европе доведена до крайней степени, считает руководитель Центра изучения религии и общества Института Европы РАН Роман Лункин. «Суть этого рецидива – подчеркивание, что права «цветного» населения как абсолютная гуманитарная ценность должны распространяться на трактовку всего исторического процесса, – сказал эксперт «НГР». – В Новом Завете апостол Павел как гражданин следовал римскому закону и не выступал против рабства. Но как христианин он ни в коем случае не делил людей на расы и национальности. Дискурс о совместимости христианства и рабства в какую‑либо эпоху должен идти строго в рамках исторического контекста».

«Руководители ЦИХСПД всегда открыты к обратной связи и с уважением относятся к чувствам прихожан. Верующие могут делиться своими мыслями и чувствами во время уроков воскресной школы. Авторы программы «Приходи, следуй за Мной» также имеют обратную связь и проводят исследования того, как проходят уроки и какие вопросы, сомнения или комментарии возникают у тех, кто посещает занятия», – сказал «НГР» представитель ЦИХСПД в России Сергей Антаманов. Он особо подчеркивает: вероучение и практика в ЦИХСПД основаны на любви и уважении к каждому вне зависимости от национальной принадлежности и цвета кожи: «Во Второй книге Нефий, входящей в «Книгу Мормона», говорится, что Господь не отказывает в своей любви и благодати «ни белому, ни черному, ни рабу, ни свободному, и Он помнит и язычников».

Эволюции отношения мормонов к рабству в США посвятил свои работы американский историк Невилл Брингхарст. Он указывает, что основатель ЦИХСПД Джозеф Смит выступал против рабовладения. Но при этом Смит говорил, что права нефийцев (наименование белой расы в «Книге Мормона») на рабов обусловлены «свирепой и злой природой ламанийцев» (чернокожих). В 30‑х годах XIX века, указывает Брингхарст, мормоны вступили в союз с рабовладельцами южных штатов США против движения аболиционистов. Мормонские землевладельцы сами держали в своих поместьях рабов. Преемник Джозефа Смита на посту главы ЦИХСПД Бригам Янг отвергал любую возможность отмены рабства в местах компактного проживания мормонов. Став губернатором штата Юта, Янг изменил свою позицию, призвав мормонов‑рабовладельцев или отпускать невольников на волю, или покидать пределы Юты. Эволюция взглядов Бригама Янга на институт рабства пришлась на победу аболиционистского Севера над рабовладельческим Югом в Гражданской войне, а также на появление в ЦИХСПД чернокожих старейшин. Брингхарст указывает, что ранние мормоны специально покупали рабов, чтобы обратить их в свою веру и способствовать распространению учения ЦИХСПД. При этом историк отмечает, что число невольников в мормонских хозяйствах по сравнению с хлопководческими плантациями Юга США было ничтожно мало, и со своими невольниками мормоны обращались куда мягче многих других рабовладельцев.


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Другие новости