0
917
Газета Люди и положения 2 Интернет-версия

17.12.2010 00:00:00

Искусство, которого нет

Тэги: премия, искусство


премия, искусство Рыжеволосая шотландка выиграла премию Тернера благодаря своему голосу.
Фото Reuters

В Лондоне вручена Turner Prize, возможно, самая престижная национальная награда в области современного искусства, подкрепленная помимо авторитета еще и достойной суммой в 40 тыс. фунтов. Чуть ли не каждый год решение жюри вызывает бурные споры и даже скандалы, а их выбор кажется слишком радикальным. Здесь побывали разрезанные и замаринованные в формальдегиде коровы Дэмиана Херста, бетонные вывернутые наизнанку дома Рейчел Уайтред, картины, в которых были использованы экскременты слона Криса Офили, вазы с изображением сцен сексуального насилия над детьми Гресона Пери, пустая комната с включающейся и выключающейся лампочкой Мартина Крида (вручавшая ему приз Мадонна выругалась нецензурными словами прямо в прямом эфире). Но победитель 2010 года, возможно, превзошел их всех, получив премию за искусство, которое, как в один голос пишут британские СМИ, нельзя ни увидеть, ни пощупать. Главный приз в 25 тыс. фунтов достался 45-летней шотландской художнице Сьюзен Филипс за аудиоинсталляцию Lowlands. Впервые в истории премии (а существует Turner Prize с 1984 года) награда досталась работе, которая вообще ничего не изображает.

Название инсталляции переводится как «Равнины», она была создана прошлой весной для арт-фестиваля в Глазго. Запись трех версий шотландской песни-плача XVI века Lowlands Away, в которой моряк является своей возлюбленной в виде призрака и рассказывает, что его корабль затонул, звучала из динамиков, установленных под тремя мостами через реку Клайд. Создать хоть немного приближенные к этому условия в галерее Tate, где проходила выставка номинантов премии, было, конечно, невозможно. В пустой белой комнате внимание посетителей привлекала лишь одинокая скамейка, одна из тех, что стандартно расставляют в музеях. Все ждали, что музыка вот-вот кончится и произойдет что-то неожиданное. Ничего не происходило – главной в этой комнате была именно музыка. Впрочем, несмотря на непонимание зрителей, арт-критики поддержали решение жюри. Как написала Guardian, работа Филипс – не просто музыка, которую поют в пабах, это искусство, «заставляющее вас думать о своем месте в мире и обращаться к собственным чувствам».

Пока зрители и критики спорили, является ли гармоничная и нежная инсталляция Сьюзен Филипс музыкой или тем, что принято относить в английском языке под титул art, за стенами Tate гармонии как раз и не хватало. Во время церемонии награждения победительницы (приз вручала Миучча Прада) у входа в галерею выступили две сотни студентов, протестующих против реформы образования. И Сьюзен Филипс, и директор Tate Николас Сирота на словах поддержали их требования, высказавшись против сокращения финансирования художественного образования.

Кстати, Николас Сирота и Миучча Прада, оставив арт-страсти улицам Лондона, вскоре после церемонии улетели в Киев, который готовился к собственной церемонии. Фонд бизнесмена и коллекционера Виктора Пинчука вручил премию под названием Future Generation Art Prize. Проект предельно амбициозный для Киева. И не только потому, что приз равнялся 100 тыс. долл., но и в связи с тем, что в качестве его попечителей выступили Дэмиан Херст, Андреая Гурски, Джефф Кунс и Такеши Мураками, международное жюри возглавил Даниэль Бирнбаум, а среди гостей помимо Сироты и Прада были глава Фонда Гуггенхайма Ричард Армстронг и директор центра Помпиду Альфред Пакеман. Украинская пресса церемонию обсуждала бурно – она собрала некоторых художников и много украинских политиков и бизнесменов, которым Пинчук, видимо, стремится привить моду на современное искусство. Приз получила никому не известная бразильянка Синтия Марчелле за серию видеоработ, на которых трактор засыпает собственные следы в виде символа бесконечности, пожарная машина заливает водой центр круга, а четыре группы музыкантов достигают гармоничного звучания, только перемешавшись между собой. Местные СМИ украинское высшее общество и собравшаяся международная тусовка интересовали гораздо больше, чем имя и личность победителя. Похоже, явление звезд мировой арт-сцены в Киеве оказалось куда более интересным, чем собственно конкурс и молодое искусство.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Лукашенко научит Россию регулированию цен

Лукашенко научит Россию регулированию цен

Михаил Сергеев

Евразийский банк развития обещает Белоруссии новое инфляционное давление

0
1108
Пенсионеры спасут белорусскую промышленность

Пенсионеры спасут белорусскую промышленность

Дмитрий Тараторин

Лукашенко осознал дефицит рабочих рук и велел принять действенные меры

0
1566
Вклады россиян в банках не живут даже несколько лет

Вклады россиян в банках не живут даже несколько лет

Анастасия Башкатова

Центробанк и Минфин заочно поспорили – из чего формировать источники длинных денег для экономики

0
1931
Иностранцев будут активнее учить российским традициям

Иностранцев будут активнее учить российским традициям

Екатерина Трифонова

Работа по интеграции и адаптации мигрантов пока остается на региональном уровне

0
1332

Другие новости