0
1058
Газета Люди и положения 2 Интернет-версия

21.01.2011 00:00:00

Идет "Война"

Тэги: скандал, искусство, война


скандал, искусство, война Алексей Плуцер-Сарно на акции «Цензура сасёт».
Фото Яны Сарна

В конце прошлой недели начался процесс по делу двух активистов нашумевшей арт-группы «Война» Леонида Николаева и Олега Воротникова, задержанных еще 15 ноября. В пятницу им было отказано в освобождении под залог (адвокаты предлагали 2 млн. руб. за каждого), а срок их ареста был продлен до 14 февраля. Эта ситуация еще больше активизировала споры о «Войне», а заодно и о миссии искусства в целом. Где проходит грань между искусством и простым хулиганством? Должно ли искусство нести на себе эту социально-политическую функцию? Кто-то считает, что даже арест хорошо ложится в стратегию группы и это тоже своего рода перформанс. Кто-то говорит, что эпатаж – часть продуманного пиара, ведь известность группы после ареста выросла в разы, а западные СМИ с удовольствием обсуждают эту тему и делают из задержанных почти героев. Как бы то ни было, в СИЗО сидят двое художников. Еще один – главный идеолог группы Алексей ПЛУЦЕР-САРНО – был вынужден покинуть пределы России. Его также обвиняют по статье 210 – в организации и руководстве преступным сообществом. Плуцер-Сарно не пользуется телефонами, но обозревателю «НГ» Юлии ВИНОГРАДОВОЙ удалось связаться с ним по электронной почте и задать несколько вопросов.

– Алексей, это правда, что вы были вынуждены эмигрировать из России?

– К сожалению, не я один. По официальной статистике, родину покидает каждый год порядка 100 тысяч россиян. А это же ужас! Это миллион за последние 10 лет самых энергичных, лучших умов – ученых, бизнесменов, литераторов! Бегут все, кто слышал хоть раз в жизни такие слова, как «честь», «достоинство» и «Россия»! И кому небезразлично будущее детей. Мы не можем долго выживать в этом дремучем праворадикальном аду, в котором сознательно уничтожаются нация и культура. Власть жаждет нефтедолларов любой ценой, а народ ей просто помеха. Мафии кайфовей Сибирь, населенная китайцами, Сочи, забитое «гастерами» из Турции, и Москва, охреневшая от несчастных «чурок». Могучая Русь просто вымирает. Гении – кошмар для нынешней власти. Ей нужны покорные рабы. Я не раб. И я в слезах покинул родину.

– Что стало последней причиной вашей эмиграции? Ведь уголовные дела против вашей группы «Война» возбуждались, кажется, не раз?

– Раньше никогда арт-группу «Война» власть не квалифицировала в качестве бандформирования, а меня – как ее главаря. Это новый виток безумия, когда все обвинение против Олега и Лени, которых уже два месяца держат в СИЗО, основано на моих художественных произведениях! 14 января был суд, там главным свидетельством обвинения стала статья из Википедии о группе «Война»! Это же смешно! У меня есть фотокопия дела. Там прямо в качестве уголовных материалов подшиты мои интервью, мои литературные произведения, мой медиа-арт.


Акция «Дворцовый переворот» около Михайловского замка в Петербурге.

– В чем ваше преступление, вы как сами полагаете?

– Преступление группы «Война» заключается только в том, что мы действительно открыто ненавидим эту власть. Наше преступление в том, что мы хотим счастья для России. Наши акции – художественные, символические. Мы делаем протестное искусство, которым восхищается весь мир! Группа «Война» никому лично не причиняет зла. Но сегодня идет общий геноцид против нашего народа! И, с нашей точки зрения, физическое уничтожение группы «Война» – лишь часть общего истребления нации властью. Это закономерная политика.

– После ареста есть у группы какие-то планы на будущее? Новые акции планируются?

– Акция будет одна! Если Олег Воротников и Леонид Николаев не выйдут из СИЗО, то все, кому небезразлична судьба России, завтра скажут свое «нет» всем этим упырям и оборотням в погонах!

– Почему акции «Войны» вы считаете художественными, а саму «Войну» арт-группой? Все эти громкие декларации и акции по переворачиванию милицейских машин – где, по вашему мнению, тут искусство?

– Моя группа «Война» делает глубоко национальное и патриотическое искусство. Наш Космический 65-метровый Хрен на Литейном мосту – это новый национальный символ. Мы его вставили в попу всем врагам России. Наш стрит-арт – это будущее мирового искусства. Мы создали новый язык, в котором разводные мосты, мусоровозки и правительственные здания стали частью наших инсталляций. Вспомните, как во время акции «Штурм Белого дома» группа «Война» использовала фасад Дома правительства вместо холста и нарисовала на нем лазером 40-метровый череп с костями в день рождения Нестора Махно. А перевернутые мусоровозки перед входом в Русский музей – это же совершенная инсталляция!

– «Войну» в последнее время обвиняют в том, что она от художественных акций скатилась до экстремизма, что ничем не отличает ее от митингов или пикетов. Не прячется ли чисто политический протест за маской художественного?


Акция на Литейном мосту в Петербурге.
Фото из блога Алексея Плуцера-Сарно

– Да вся Россия скатилась к экстремизму. И будет катиться дальше. Потому что власть объявила войну народу. А народ не хочет умирать! И мы не прячемся за масками. Мы говорим всем, кто смеет поднимать руку на патриотов России, что всех запомним поименно. Но говорим исключительно на художественном языке!

– Искусство становится сейчас одним из способов заявить о своей гражданской позиции. Чему же все-таки служит искусство?

– Наше искусство служит Ее Величеству России! Мы делаем честные и бескомпромиссные акции. И мы никому не служим, кроме Господа и Родины. Мы отвечаем лишь на вызовы Времени. Наш судья – Вечность!

– Политизированное искусство существовало в России всегда, а из последних десятилетий можно вспомнить много имен, начиная от Андрея Монастырского и заканчивая работами Авдея Тер-Оганьяна, которые не пустили в Париж. В чем отличие «Войны»?

– «Война» бескомпромиссна и храбра. И «Война» создает инновационное искусство будущего. Для нас нет разницы между любовью и ненавистью. Мы любим и ненавидим одновременно! А Монастырский всегда был кумиром нашей арт-банды. Потому что он – философ экзистенционального акционизма, он заложил основы искусства уличной Мысли. И поэтому именно он – предтеча русского акционизма и наш учитель. Авдей Тер-Оганьян, Олег Мавроматти и Илья Фальковский – честные художники, которым чужд конформизм. И их всех троих власть пыталась и пытается задушить. Но все, кто поднимает руку на русское искусство, будут отвечать перед ее величеством Историей, перед Родиной. Перечитаем Пушкина «Свободы сеятель пустынный...» и Лермонтова «На смерть поэта». Там все сказано про настоящее и про будущее. История всех призовет к ответу.

– Существует ли, на ваш взгляд, сегодня в России цензура в сфере искусства?

– Цензуры предварительной в старом, «царском» смысле нет. Просто Интернет мешает задушить всех окончательно. Именно поэтому я сейчас говорю все, что думаю. И уверен, что это будет опубликовано в вашей газете. Иначе бы я не давал это интервью. А на акции мы разрешения не спрашиваем, об этом мы сказали нашей акцией «Цензура сасёт!», которая прошла под окнами таганской прокуратуры под лозунгом «Выше, выше черный флаг!».

– Какой реакции ждала группа от власти? Ведь акции «Войны» всегда нарушали права других людей. Можно ли сделать художественное высказывание, не нарушая закон?

– Никогда группа «Война» ничего не делала против людей. В наших акциях за четыре года не пострадал ни один человек. Наоборот, мы протестуем против беспредела, против уничтожения в России свобод и прав граждан. И художник, конечно, свободен делать любые высказывания. Главное – это личная свобода. Поэтому мы, группа «Война», не смотрим на лживый, с нашей точки зрения, закон и фальшивые суды. Мы исходим из личного морально-этического неписаного кодекса. Потому что мы хотим справедливости и открытого будущего для России. И мы ждем суда над предателями! Хватит мрачняка и насилия! Хватит с нас Ивана Грозного и Петра Первого!

Есть мнение

Иосиф Бакштейн, искусствовед, художественный критик, куратор, директор Института проблем современного искусства

«Война» находится в пограничной ситуации. Претензия на художественность – это одно, а объективное содержание действий и возможность того, что эти действия подпадают по статьи Уголовного кодекса, – совсем другое. Есть такое странное мнение, что если ты назвался художником, то ты уже можешь совершать какие-то противоправные действия. Ни в одном обществе это не так. Это проблема художников во всем мире, в Германии, Австрии, Америке. Художник не освобождается от ответственности.

Некоторые акции «Войны» могут рассматриваться как художественные, некоторые – как чисто политические. «Дворцовый переворот» у меня, например, вызывает вопросы, это скорее политическая акция. По моему мнению, художники должны участвовать еще в каких-то более ординарных проектах, одними маргинальными историями дело не должно обходиться. Люди, которые до них делали перформансы, например Олег Кулик в 1990-е (у него тоже были проблемы с милицией), помимо этого участвовали и в более традиционных формах художественной жизни.

Искусство существует в обществе, это всегда гражданский акт, соревнование систем ценностей. Другое дело – состояние гражданского общества в конкретной стране. Насколько страна расположена к тому, чтобы признавать системы ценностей, независимые от политического заказа и коммерческо-развлекательного контекста. Есть еще гражданское измерение художественных ценностей, которые художник формирует и выставляет на обсуждение. В этой общественной дискуссии, свободной, замечу, рождается понимание того, что такое искусство.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Лукашенко научит Россию регулированию цен

Лукашенко научит Россию регулированию цен

Михаил Сергеев

Евразийский банк развития обещает Белоруссии новое инфляционное давление

0
976
Пенсионеры спасут белорусскую промышленность

Пенсионеры спасут белорусскую промышленность

Дмитрий Тараторин

Лукашенко осознал дефицит рабочих рук и велел принять действенные меры

0
1334
Вклады россиян в банках не живут даже несколько лет

Вклады россиян в банках не живут даже несколько лет

Анастасия Башкатова

Центробанк и Минфин заочно поспорили – из чего формировать источники длинных денег для экономики

0
1656
Иностранцев будут активнее учить российским традициям

Иностранцев будут активнее учить российским традициям

Екатерина Трифонова

Работа по интеграции и адаптации мигрантов пока остается на региональном уровне

0
1145

Другие новости