0
1242
Газета Люди и положения 2 Интернет-версия

02.11.2012 00:00:00

Абсурд с доставкой на дом

Тэги: выставка, польке


выставка, польке Каждую выставку в галерее 16th Line посещают около 2 тысяч человек.
Фото Антона Лубенца

В Ростове-на-Дону открылась выставка гуашей Зигмара Польке из собрания штутгартского Института иностранных культурных связей IFA. Экспозиция из 40 работ одного из знаковых немецких художников второй половины XX века организована при поддержке Немецкого культурного центра имени Гете. Она проходит в рамках перекрестного Года Германии–России и уже побывала в Ульяновске, Саратове, Самаре, Нижнем Новгороде. В Ростове выставку приняла в своем пространстве галерея 16th Line. Это уже пятый выставочный проект галереи, которая существует чуть больше года, но в будущем имеет все шансы превратиться в центр современной культуры Ростова.

В большом светлом помещении галереи яркие среднеформатные работы Польке смотрятся очень органично. Им хватает и воздуха, и пространства, а главное, времени – как отмечает в каталоге куратор выставки Биче Куригер, выставку Польке нельзя ограничивать торопливым осмотром, нужно вживаться в его работы. Это так, ведь его творения похожи на многослойный пирог. Зигмар Польке всегда любил экспериментировать, используя различные материалы, краски, форматы. Каждая работа представленной серии – тоже эксперимент, совмещение порой несовместимых частей, рождающее ощущение абсурда. Именно через этот абсурд, ироничное отношение к реальности Польке пытался донести до зрителя свои основные идеи. Здесь и высмеивание послевоенного общества потребления (гуаши выполнены в 1996 году, но отсылают к более раннему времени), и кивок в сторону бульварной прессы, несущей соответствующую информацию, и сарказм относительно места художника в этом обществе.

Он любит абстракцию, свободно растекающиеся пятна краски, будто отпуская на свободу свое творение и подчиняясь воле высших сил. Не использует трафарет или печать и вручную прорисовывает все детали своих работ, одним только этим поднимая вопрос о времени. Оперирует почти локальными цветами – на выставке не раз отмечали, что это, возможно, влияние его раннего опыта работы со стеклом. Он играет с газетными вырезками, используя и яркие цитаты из прессы, и газетный растр. «По статистике, каждый житель Германии является обладателем 10 000 вещей», – гласит название одной из работ с растровым силуэтом весело удаляющейся семейки. «Кое-какие вещи приобрели государственную значимость. Например, телевизор нынче уже не подлежит конфискации» – еще одна насмешка над потребителями.

Иногда названия не столько прямолинейны и не имеют непосредственного отношения к изображению, но рождают ассоциации или подчеркивают абсурдность информационного контекста – «Посыпание лица разреженным временем больше не помогает предотвратить убегание молока». Полезные советы, вывернутые и одураченные, так и сыплются с работ Польке, обнажая само общество, породившее столь абсурдные идеалы.


В работы Польке нужно не только всматриваться, но и вслушиваться.
Фото Антона Лубенца

В каждую работу Польке нужно не столько всматриваться, сколько вслушиваться – благодаря сложной структуре она, как музыкальное произведение, отзывается внутри более или менее ясными ассоциациями и ощущениями. Недаром сама выставка называется «Музыка неизвестного происхождения» по заголовку одной из работ. И звучат мелодии отнюдь не веселые. «Влево-вправо… Куда смотреть германскому орлу?» называется гуашь с изображением дозорной вышки, такой, как некогда стояли вдоль Берлинской стены.

Понять и посмотреть все это ростовским зрителям будет любопытно, но вероятно непросто, хотя 16th Line обещает экскурсии и лекции. Как рассказала ее директор Татьяна Проворова, изначально в планах коммерческой галереи никакой просветительской деятельности не было, но реальность взяла свое. Теперь ни один проект не обходится без большой программы, которую посещают сотни гостей, среди них, конечно, много студентов художественных отделений ростовских вузов. Всего же каждую выставку в галерее смотрят около 2 тыс. человек – для Москвы цифра смешная, для Ростова, где актуальное искусство только начинают экспонировать, – вполне достойная. Для того чтобы собрать стабильную аудиторию, галерее потребовались год работы, три международные выставки, совместный проект с Третьяковской галереей в рамках Московской биеннале современного искусства, два больших фестиваля – видео-арта и уличного искусства. В скором времени галерея планирует обзавестись театральной площадкой – для перформансов и постановок современной драмы. Если так все пойдет и дальше, то можно сказать, что Ростову повезло. Помимо Дали и Пикассо (их офорты сейчас показывают в Музее изобразительных искусств) город теперь может посмотреть и на актуальное искусство, а ростовские художники имеют шанс экспонировать свои работы и в Москве, и за рубежом (16th Line уже участвовала в ярмарке ViennaFair).

Что же касается выставки Польке, то после Ростова она поедет в Волгоград, Пермь, Екатеринбург и еще ряд городов. Будет ли она в Москве, пока неизвестно, но последнее время нередко звучит призыв к москвичам выбираться из столицы в регионы. Тем более что потихоньку там стали появляться достойные выставочные площадки и художественная активность начинает набирать вес не только в столицах.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


К поиску "русского следа" в Германии подключили ФБР

К поиску "русского следа" в Германии подключили ФБР

Олег Никифоров

В ФРГ разворачивается небывалая кампания по поиску "агентов влияния" Москвы

0
661
КПРФ отрабатывает безопасную технологию челобитных президенту

КПРФ отрабатывает безопасную технологию челобитных президенту

Дарья Гармоненко

Коммунисты нагнетают информационную повестку

0
656
Коридор Север–Юг и Севморпуть открывают новые перспективы для РФ, считают американцы

Коридор Север–Юг и Севморпуть открывают новые перспективы для РФ, считают американцы

Михаил Сергеев

Россия получает второй транзитный шанс для организации международных транспортных потоков

0
1133
"Яблоко" возвращается к массовому выдвижению кандидатов на выборах

"Яблоко" возвращается к массовому выдвижению кандидатов на выборах

Дарья Гармоненко

Партия готова отступить от принципа жесткого отбора преданных ей депутатов

0
537

Другие новости