0
2607
Газета Персона Печатная версия

12.03.2009

Валерий Дударев: "Быть у всех на устах – жуткое дело!"

Тэги: юность, журнал, переодика

Валерий Дударев (род. 1965) – поэт, главный редактор журнала «Юность». Окончил филфак Московского педагогического государственного университета, работал сторожем, дворником, столяром, архивистом, редактором, преподавателем, валил лес в Якутии, прошел пешком Колымскую трассу. Печатался в журналах «Юность», «Литературная учеба», «Наш современник», East-West Review (Великобритания), альманахах «Истоки», Poesia (Польша), «Литературной газете». Автор книг «На склоне двадцатого века» (1994), «Где растут забытые цветы» (1997), «Ветла» (2001), «Глаголица» (2004), лауреат литературных премий им. Александра Невского, Сергея Есенина и др.

юность, журнал, переодика Чтение "Юности" – дело молодое.
Н.П.Богданов-Бельский. "За книжкой". 1915. Ставропольский краевой музей изобразительных искусств

В советское и особенно перестроечное время журнал «Юность» был, что называется, «у всех на устах»: в конце 1980-х – начале 1990-х там печатались и «Чонкин» Войновича, и «Остров Крым» Аксенова, и «Непридуманное» Льва Разгона, и многое другое, вызывавшее огромный читательский интерес. Сегодня некоторые уверены, что журнала уже не существует. Можно ли вернуть «Юности» былую славу? Об этом (и не только) мы беседуем с главным редактором журнала поэтом Валерием Дударевым.

– Валерий, как нынешняя «Юность» борется за читателя? Возможно, стоит активнее заявлять о себе в интернете, устраивать вечера в московских (для начала) литературных клубах?

– Вообще это жуткое дело – быть у всех на устах! Наша редакция спокойно занимается своим делом. Журнал никогда не прекращал существования! Номера четко выходят с 1955 года, всего их уже 637. На недавнем вечере «Юности» всем известный поэт Юрий Ряшенцев отметил, что в советское время в отдел поэзии приходило до тридцати писем в день. Сегодня к нам приходит около пятнадцати. Мало? Но это по обычной почте, а электронную едва успеваем обрабатывать. При журнале создано «Объединение словесного искусства» (ОСИ) – помните «Объединение реального искусства»? Участников много. Несколько лет назад с пятидесятилетием журнал поздравил тогдашний президент России Владимир Путин. Это я к тому, что если в полутемном литературном клубе очередной рыгающий бездельник, обпившийся «отвертки», чего-то там не знает – это очень хорошо! А заслуга журнала в те «перестроечные» годы больше, чем публикация Аксенова и Войновича! В первую очередь это широкое появление литературы «Наследия». И заслуга здесь главного в то время редактора Андрея Дементьева. Рубрика «Наследие» прошла у нас через девяностые и существует сегодня. Отмечу среди постперестроечных публикаций работы замечательного философа второй волны эмиграции Николая Ульянова и прекрасный роман недооцененного классика Ильи Сургучева «Ротонда», опубликованный при помощи писателя Петра Паламарчука. В последние два года в разделе «Наследие» прошли неизвестные письма Цветаевой, рассказы Азова, Шишкова, Слезкина, пьесы Тэффи┘ Да что перечислять – откройте глаза и журнал. В конце восьмидесятых «Юность» дала дорогу многим, сегодня маститым, тут и Саша Соколов, и Леонид Бородин, и Юрий Арабов┘

У нас выходил юбилейный номер, где собраны все открытые «Юностью» литературные поколения. И, что очень важно, журнал всегда держался на великих тружениках, отметающих склоки. Тут и многолетняя заведующая отделом прозы, ныне консультант – Эмилия Алексеевна Проскурнина, и Лидия Константиновна Зябкина – заведующая редакцией, пришедшая в журнал еще при Катаеве. Сегодня груз особых забот несут большие мастера своего дела Александр Тарасенко и Евгений Сафронов. Молодое поколение хранит светлую память о Мэри Лазаревне Озеровой, которая ввела в литературу Василия Аксенова, Анатолия Гладилина, Альберта Лиханова┘ Мы помним и прекрасного заведующего отделом поэзии Натана Марковича Злотникова┘ Многих помним!

– Несмотря на название, «Юность» печатает не только и не столько начинающих поэтов и прозаиков. Вот и большинство лауреатов недавно присужденных ежегодных премий журнала – люди, скажем так, не самые молодые. Это связано с нехваткой юных дарований или с редакционной политикой? Все-таки в первую очередь «Юность» журнал молодых или журнал для молодых? Когда-то раз в год один из номеров целиком отдавался на откуп студентам и выпускникам Литинститута – не хотите повторить опыт?

– Что касается лауреатов наших премий, то от традиций мы не отступаем! Самый юный наш лауреат – критик и литературовед, выпускница филологического факультета МГУ Надежда Мельникова, ей чуть больше двадцати. Есть среди награжденных и поэт среднего поколения Галина Нерпина, и известные литераторы поколения старшего – Инна Ростовцева, Татьяна Кузовлева, Сергей Мнацаканян┘ Дело не в возрасте, а новизне литературного открытия! Например, Татьяна Кузовлева именно сейчас обрела какой-то яркий, свежий лирический путь. А молодых и начинающих мы печатаем очень много. Нет смысла отдавать целый номер студентам Литературного института, потому что их творчество мы представляем практически в каждом номере! «Юность» – для молодых и о молодых!

Как чернорабочие русской литературы, мы счастливы, что с нашим изданием сотрудничают Светлана Кайдаш-Лакшина, Елена Тахо-Годи, Инна Ростовцева, Александр Махов┘ Практически весь последний год активно работает наш редакционный совет, вот лишь некоторые имена его участников: Лев Аннинский, Андрей Вознесенский, Валерий Золотухин, Александр Соколов – опять же откройте первую страницу журнала. Все люди со своим особым и неповторимым мироощущением.

Не так давно многие участники нашего редакционного совета выступали на ежегодном вручении премии журнала «Юность», и Валерий Золотухин заметил, что давно не видел такого теплого и блестящего праздника. Открою небольшой секрет: в апрельском номере планируется материал Золотухина о постановке «Моцарта и Сальери». В этом году совместно с тремя российскими губерниями (Тверская, Калужская, Смоленская) «Юность» учредила премию имени Ивана Сергеевича Соколова-Микитова. Чудесный русский писатель, не правда ли? Тут обошлись без поэзии. Отбираем лучшие работы в номинациях «Проза», «Литературный очерк», «Литературоведение» и «Дерзай, школяр!». Об условиях и жюри читайте в журнале.

– Два с половиной года назад в одном из номеров «Юности» под призывом «вспомним о настоящей поэзии» вы напечатали Мандельштама и Есенина – и больше никого┘

– Этот неожиданный ход дал множество интересных откликов читателей, но почему-то в основном из российской глубинки и из Европы. Мы взяли схожие по форме и по тематике стихи двух великих поэтов, причем написанные в девятнадцатом году. Более того, именно эти поэты очень важны для приобщения начинающих к особым законам искусства слова.

С творчеством и памятью Мандельштама сегодня, слава Богу, все в порядке. А вот Есенин┘ Слишком много вокруг этого светлого имени так называемых любителей его поэзии, которые пишут о нем скучно и поверхностно. С ними все понятно. Но вот очень показательный пример. Однажды я наткнулся на поэтическую антологию, составленную Борисом Хазановым с его же комментариями, в которых он честно признавался, что Есенина не хотел включать в книгу. На том и порешил, но вдруг наткнулся на «Не жалею, не зову, не плачу», и оказалось, что без этого не просто очередная антология не может существовать, а русская поэзия – немыслима. Да и журнал «Юность» всегда был домом поэтов!

– И кто его обитатели?

– Вот некоторые поэтические имена за последнее время: Дмитрий Бобышев, Юрий Ряшенцев, Кирилл Ковальджи, Михаил Синельников, Александр Климов-Южин, Инна Кабыш, Андрей Шацков, Алексей Ахматов, Анна Гедымин, Александр Анашкин, Максим Лаврентьев, Константин Паскаль┘ В последнем номере – молодое дарование, кстати, открытие «Нового мира», Борис Ильин┘ Можно длить и длить. Из прозаиков назову имя, спешащее вослед Юрию Казакову, – Игорь Михайлов, тихий, глубокий мастер рассказа. Из начинающих выделю Юлию Маринину, которую мы открыли в прошлом году, а потом ее начала печатать «Дружба народов»... Так что «Юность» – журнал для России и о России. О Глубинном и Светлом для добрых людей.

– Каково вам быть ее главным редактором?

– Олег Чухонцев когда-то заметил, что заведовать поэзией – все равно что заведовать ветром. Так вот, заведовать литературным журналом – заведовать ураганом! Ведь проза и поэзия наши в своих лучших проявлениях всегда трагичны, как и судьбы наши. У меня есть стихи, посвященные легкой, очаровательной Свете Орловой, которая окончила консерваторию и была в музыке, сама была музыкой┘ Ее в тридцать лет убили на родине в Рязани – просто так. А через кладбище, где ее похоронили, тянется ЛЭП, лапы железных столбов стоят на могилах┘ Вот вам жизнь и «Юность».

– У вас есть миниатюра «Двойник» («Сухопутная ящерка ржавая,/ Ты в каких затерялась морях?/ Затерялась твоя держава/ На вокзалах, на пустырях.// Так теряется бакен чуткий/ В пустынях или степи./ Соединяющей четки/ Вечности не уступи┘») с ахматовским эпиграфом, из которой получается, что обретение мраморного или бронзового памятника для поэта – не такое уж благо┘

– Над моими стихами действительно стоит эпиграфом ахматовская строка, обращенная к ее мраморному двойнику, статуе: «Я тоже мраморною стану». В этом обращении к двойнику для Ахматовой «стать мраморной», то есть памятником, – значит обрести «запекшуюся рану». Тут страшный, но великий выбор! У меня же лишь частная попытка прикоснуться к далекой грустной тайне. Еще Бродский писал, что поэзия вообще – частное дело. Но тайна пребывания поэта в пространстве и во времени – Божья. В наше время ахматовская строка наполняется новыми смыслами. Неужели вечность статична? Тогда отольем памятник поэту и успокоимся? Но не станет поэта! Поэт жив, как солнечная юркая ящерка, иные формы существования его губят. Поэтому «соединяющая четки» должна это делать постоянно, только в движении она творит таинство поэзии! Любая «мраморная вечность» губительна! А сознание обывателя к такой вечности стремится. Вот установили в Москве памятник Мандельштаму┘ Как обыватель я рад. Как поэт с печалью смотрю: неужели это гений, создатель «Камня»?..

– Кто из поэтов вам близок?

– О! Я люблю многих. Разное время вливает разные поэтические ритмы. Сегодня мне нужны Владислав Ходасевич, Владимир Нарбут, Франсуа Вийон... Очень люблю ахматовскую «Венецию».

– Некоторые сотрудники столичных литературных журналов печатают в своих изданиях собственные произведения - вы это не практикуете?

– В «Юности» публиковать собственные стихи я не имею права, и задачи у меня иные. Да и круг достойных журналов не ограничивается Москвой – сейчас очень интересна творческая жизнь провинциальных изданий: «Волга», «Урал», «Дон»┘

Хотя стихи пишутся – вот из последнего, «Итальянских стихов»: «Венеция. Люди и лодки./ Чужая дилемма и суть./ Молитвы нелепы, нечетки./ Размыты раздумья и путь.// Смеркается. Лодочник ловкий/ Сшибает с туриста деньгу./ Печальны послушные лодки/ И мы на своем берегу.// Все дело в забытой октаве,/ Которая вызовет дрожь,/ Когда из земли разнотравий/ В морскую страну попадешь.// Нам хватит ручьев и проталин!/ Нам в жизни, конечно, везло!/ Но как же финал карнавален!/ И как же всесильно весло!// Воздушных шаров суматоха./ Удар фейерверка вдали./ Танцуя по мостику вздохов/ Кого-то еще повели.// Вздохнешь и подумаешь: эка/ Нам невидаль данный фокстрот./ Зажмурься – и нет человека!/ Ты ангел. И лодка плывет».


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Гиперболоид инженера Маска

Гиперболоид инженера Маска

Зульфия Алькаева

Гибрид Стива Джобса и Остапа Бендера

0
1332
Путин поздравил Союз журналистов России со столетним юбилеем

Путин поздравил Союз журналистов России со столетним юбилеем

0
1042
Лукашенко опять надавил на независимую прессу

Лукашенко опять надавил на независимую прессу

Антон Ходасевич

Власти Белоруссии обвиняют негосударственные СМИ в нанесении ущерба государственным

0
1197
Когда сняты ограждающие шнурки

Когда сняты ограждающие шнурки

Любовь Сумм

Боратынский, Тютчев, Чехов, Горький и другие

0
244

Другие новости

Загрузка...
24smi.org