0
1218
Газета Поэзия Интернет-версия

28.05.2009 00:00:00

Государственное дитя

Тэги: писатели, сэип


писатели, сэип

Новые писатели: проза, поэзия, драматургия, критика/ Сост. Р.Сенчин. – М.: Вагриус, 2008. – 470 с.

Из текста статьи Сергея Белякова, завершающей сборник «Новые писатели», – видно, что «новым реалистам» Захару Прилепину, Аркадию Бабченко, Ирине Мамаевой и т.п. концепция сборника противопоставляет поиск более актуальных молодых писателей (драматургов, поэтов) из контингента «Липок» (ежегодного форума молодых писателей), и цель этого поиска, конечно, не исчерпывается радением о судьбе толстых журналов. Форум в Липках является частью программы «Молодые писатели России», которую осуществляет созданный в 1997 году Фонд социально-экономических и социальных программ (Фонд СЭИП). Возглавляет Фонд СЭИП Сергей Александрович Филатов, который, будучи народным депутатом Верховного Совета РСФСР, работал в Комитете по экономической реформе и собственности, был первым замом председателя ВС РСФСР, а с 1993 по 1996 год возглавлял администрацию президента РФ Ельцина. Теперь избранные молодые писатели имеют возможность публиковаться в сборниках СЭИПа.

Затея прекрасная. Но вот голоса молодых. Рассказ Анны Андроновой «Золотая рыбка», открывающий сборник и прозаический раздел, повествует о немолодой врачихе, у которой заболел сынишка, и аквариумная рыбка, исполняющая желания, плавает, мертвая, кверху брюхом. Мазохистски расковыривать сюжетную язву о больных детях и временно беспомощных родителях можно бесконечно, но больнее, чем у Шукшина («Как зайка летал на воздушных шариках»), все равно не получается. Молодые авторы трепещут в поисках всё большей глубины психологического реализма и балдеют от собственного тремора.

Руслан Киреев, говоря о молодой писательнице Евгении Добровой, вспоминает, как она несколько раз специально приезжала в редакцию толстого журнала, «терпеливо объясняла верстальщице, что и как». Что и как: «Одна часть напечатана обычным шрифтом, другая – чуть помельче, одна с отступом, другая – нет». Рассказ «Яйцо пашот» (к счастью, лишенный столь трепетного отношения к верстке) о том, как учительница домоводства, воспитывавшаяся в Смольном институте, задала ученицам приготовить что-либо из старинной книги рецептов, и о том, что в доме ничего не было, кроме единственного яйца – «шел 1989 год», и как девчонки испортили последнее это яйцо и отдали кошке. Воспитанницы Смольного института благородных девиц в русской традиции со времен Дмитрия Левицкого смольнянки, а смолянки – жительницы славного города Смоленска, но что все это в сравнении с тем, как сверстан текст? С жалобами на малые тиражи и горькую участь?

Детей, животных использовали, остались беспомощные старики. Рассказ Алексея Захарова «Колокола небесные» о том, как внучка отправила беспомощную бабу Тому «Птаху» в богадельню, после того как оформила дом в свою собственность. А Андрей Дмитриев, характеризуя рассказ, пишет: «┘влияние деревенской прозы на общественное сознание┘», «┘трагедия одиночества┘»

«Архангельск–Воркута» Моше Шанина обнаруживает неудовлетворенность российской провинциальной действительностью. Именно автора, так, как он специально, внятно представляется в тексте, а не в титуле: «– Тебя как звать-то? – Моше. – А?.. – Михаил, говорю». Котлас: «Я обошел почти весь город и не нашел ничего интересного. А ведь где-то тут Солженицын ел кашу из банного тазика. А будущий министр обороны Израиля – гнилые капустные листки». Костылёво: «Перрон, заплеванный семечками. Камера хранения на девять ячеек. Столовая со смешными ценами и несмешными блюдами» – последняя характеристика и вовсе непонятна, но по контексту видно, что отрицательна. Воркута: «Города почти не было видно под снегом┘ Я оглянулся: у всех серые лица. Угольная пыль, подумал я, сплошь и рядом – одна угольная пыль┘». Валерия Пустовая с чего-то взяла, что «┘если (герой Шанина) в глазах окружающих┘ определен сопротивлением социальным порядкам, то изнутри ощущает свой «протест», как экзистенциальное состояние».

На общем фоне некоторые тексты выделяются вкусом и зрелостью. Андрей Иванов «Про девочку»: старшая школьница, дочь богатых родителей, а потом мамы и отчима, любовница сразу двоих взрослых мужиков.

Стихотворная часть сборника в основном как-то не задалась. Алексей Бокарев: «Слезы подавить в гортани,/ видя, как несут с крыльца,/ пышно убранный цветами некрасивый труп отца». «Никого из меня не выйдет:/ ни ученого, ни поэта┘/ Ветер лавочки в парке вытер –/ что ж, спасибо хотя б за это!» «Знаю сам, что стихи дурные./ Это осень во всем виновата┘» Она, кто ж еще? «┘их не я сочинил, а кто-то,/ не похожий совсем, – от скуки». Алексей Алехин сообщает: «Кстати – большая редкость – ему удается и верлибр», но редкостные верлибры эти от читателя утаивает. Сергей Гандлевский констатирует: «┘москвич Алексей Кащеев, медик и музыкант, в своем поэтическом качестве на подступах к обретению личного стиля». Подступы: «Не унывай, моя подруга,/ Дай руку, потную от слез./ К нам не приедет группа АВВА/ и пресловутый Дед Мороз┘».

«Катя – одна из самых молодых участниц нашего с Иртеньевым и Скворцовым мастер-класса, – пишет Кирилл Ковальджи о Катерине Кюне. – Не только по годам, но и по мироощущению – она определенно в творчестве выражает менталитет нового поколения». «// очнулась –/ точно выпала из утробы, часы барабаном японским/ занудно и дробно,/ как на весельном судне,/ диктуют ритм┘» Остальные представленные в сборнике стихи Катерины не менее мрачны, поколению не повезло с менталитетом.

Разумно, что государство обратило внимание на литературу на этапе ее создания, ибо печатать стали такое, что не лезет ни в какие ворота. Однако что мы видим, читая «липковский» сборник 2008 года? Местами чиновничье, корявое выполнение инструкций. Есть в сборнике и работы, достойные самых высоких оценок: все переводы, проза Андрея Иванова, Романа Шмаракова, Ирины Богатырёвой, стихи Владимира Иванова и Сергея Коленова. Но: как в него попала совершенно аморальная пьеса Владимира Зуева «Мамочки»? Неужто концепция предполагает, что молодые художники не боятся острых тем, а государство благосклонно их в такой смелости поощряет? Или текст «Рядовой Горилла» Станислава Востокова, отнесенный к детским. Его не смог вытянуть своим предисловием даже Эдуард Успенский – и никто не смог бы. Картина вышла не плюралистически целостная, но словно сколачивали наспех из того, что было, руководствуясь каким-то политическим документом.

При таком подходе результат может получиться неадекватным. Как в книге Вячеслава Пьецуха: «┘отрок Аркадий подкрался к мамке Елизавете, сказал с недетской злостью: – Так ты ябедничать, гадюка! – и укусил ее за правую грудь, опять же с недетской силой. Елизавета взвизгнула и что было мочи отпихнула от себя Государственное Дитя».


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Власти КНР призвали госслужащих пересесть на велосипеды

Власти КНР призвали госслужащих пересесть на велосипеды

Владимир Скосырев

Коммунистическая партия начала борьбу за экономию и скромность

0
224
Власти не обязаны учитывать личные обстоятельства мигрантов

Власти не обязаны учитывать личные обстоятельства мигрантов

Екатерина Трифонова

Конституционный суд подтвердил, что депортировать из РФ можно любого иностранца

0
274
Партию любителей пива назовут народной

Партию любителей пива назовут народной

Дарья Гармоненко

Воссоздание политпроекта из 90-х годов запланировано на праздничный день 18 мая

0
233
Вместо заброшенных промзон и недостроев в Москве создают современные кварталы

Вместо заброшенных промзон и недостроев в Москве создают современные кварталы

Татьяна Астафьева

Проект комплексного развития территорий поможет ускорить выполнение программы реновации

0
196

Другие новости