0
627
Газета Поэзия Печатная версия

21.12.2017 00:01:00

Птичий профиль – это ты на обороте

Стихи, в которых совмещены разные оптики сознания

Тэги: звягинцев, стихи, лексика, яндекс


47-13-13.jpg
Николай Звягинцев.
Все пассажиры.
– New York: Ailuros
Publishing, 2017. – 92 с.

Название сборника Николая Звягинцева, московского поэта, автора книг «Спинка пьющего из лужи», «Законная область притворства», «Взлетка» и др., по его рассказу, получилось путем интересного опыта – перевода с помощью переводчика Яндекса латинского изречения Omnia transeunt («Всё проходит»). Собственно, метод возникновения названия чуть-чуть приоткрывает творческий метод автора. Стихи Звягинцева живут и балансируют даже не на веревочке, а на тонкой, полупрозрачной вибрирующей леске между корневыми смыслами-двусмыслицами, собираемыми меж долями секунд психоэмоциональными состояниями и перевернутыми, отраженными полунамеками на исторические и географические реалии, факты: «Птичий профиль – это ты на обороте./ Кто листает нас и бегает по нам./ Петли города в заросшем огороде,/ Капля солнышка на донышке вина./ Ты почувствуешь свои четыре шага,/ То, что вечером нас будет полтора,/ И расплатишься, как будто ты большая,/ И расплачешься, как будто из ведра./ Над распахнутым еще один осколок,/ Убежавший от локтей и каблуков./ Обязательно скажи обов’язково,/ Как на воздухе сегодня высоко». Стихи часто подкупающе трогательны и непосредственны до беззащитности, и в этом ощутимы и естественность, и система («Когда лепили тебя из воска,/ Когда ты бегал по венским стульям,/ Сердце спрашивало у подростка/ О всех пушистых и недоступных»).

В послесловии к сборнику поэт и литературовед Илья Кукулин отмечает уникальность положения Звягинцева в современной поэзии: «С конца 1980-х он пишет, почти не меняя манеры и стиля, но используя все более разнообразные поэтические средства и расширяя свою и – без того уже удивительную по диапазону – лексику. Однако задача, которую он решает, становится все яснее: это совмещение оптики оглядки на истории и оптики начала». Получается почти хирургическая работа с набором интеллектуальных, ментальных и чувственных эмоциональных конструктов, когда поэт в момент написания совмещает внутри себя несколько «условных» линз: «Чай просыпался. Просыпайся./ Мир разделится на этажи,/ Ты пройдешь у меня сквозь пальцы,/ По небу тень твоя пробежит./ Прохожий дернется, он кузнечик,/ Не знающий даже до десяти./ Одно из будущих пятиконечий/ Ласточка чайная посетит./ В рыжем воздухе карамельном,/ Еще не придуманном для тишины,/ Будут Гелиос и Климена/ Твоим поступком огорчены,/ Когда притаившаяся пружина/ Над запрокинутой головой,/ Рыба с окнами для пассажиров/ Вместо линии боковой». Стихи Николая Звягинцева сделаны в технике силлаботоники, но это для отвода глаз. Их основа – не рифменная и ритмическая точность – каркас, который выхолащивает и спрямляет, а витающая точная неточность, рифма плывущая, смысловая, апеллирующая не столько к сознанию, сколько к подсознанию.

Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


По двум-трем костям

По двум-трем костям

Глеб Котов

Борис Кутенков о поэтических раскопках периода заката советской империи и «археологической» реконструкции личности

0
678
18+

18+

Алкей

Повесть о том, что в Госдуме предложили разрешить музыкантам иногда материться

0
1400
Я забежала на минутку

Я забежала на минутку

Лариса Миллер

Жизнь так страшна и так чудесна, что пропадает речи дар

0
735
Весны не будет

Весны не будет

Арсений Анненков

Стихи о сухом асфальте, холодном ветре свободы и о том, что город – это летающий зверь в мешке

0
451

Другие новости

Загрузка...
24smi.org