0
1303
Газета Поэзия Печатная версия

05.07.2018 00:01:00

Трамвай, задавивший меня

Алина Витухновская и стихи, написанные на гильотине

Тэги: поэзия, философия, политика, бастилия, апокалипсис, премия нонконформизм


23-13-12.jpg
Алина Витухновская.
Меланхолический конструктор:
Стихи. – М.: Стеклограф,
2017. – 72 с.

Алина Витухновская – лауреат премии «Нонконформизм» (2010), автор книг стихов и прозы «Аномализм» (1993), «Последняя старуха-процентщица русской литературы» (1996), «Черная икона русской литературы» (2005), «Мир как воля и преступление» (2014), «Человек с синдромом дна» (2017) и др. Три книжки, если не ошибаюсь («Собака Павлова», «Земля Нуля», «Онегин Твистер»), она выпустила вместе с Константином Кедровым. Очередной ее сборник выпущен достаточно молодым издательством «Стеклограф», специализирующемся, насколько я знаю, на поэзии.

У Витухновской всегда – яркие названия. И книг, и стихотворений. Приведу лишь некоторые заголовки (из тех, что напечатаны в рецензируемой книжке): «Родина как привычка к небытию», «Изнанка куртизанки», «Шаурма ума», «О легитимности гильотины», «Лолита Космополитена», «Кражи рыб», «Человек повешенный». Стихи, впрочем, не уступают. И не только в яркости:

А страх как плотный хрящ,

он тоже не бесплотен.

Бесплотен героизм –

не раздается хруст.

И сами от себя бегут тела

с полотен.

И стаи мух летят

за нами вместо муз.

В каждой строчке, обратите внимание, именно в каждой строчке здесь – сильный образ. Сила и яркость вообще отличают Витухновскую. Плюс, конечно же, классическая громокипящая ярость социального поэта. Другое дело, что Алине нужно изящество – во всем, в том числе и в ярости, и в откровенной социальности:

Когда тотальные репрессии

Так эстетично

восхитительны,

Когда прелестные

Освенцимы

И сладко стильные

Бастилии…

23-13-1.jpg
Когда тотальные репрессии так эстетично
восхитительны… Александр Лаврухин.
Баядерка. Балет Дягилева

Гражданская лирика ее не чужда и философии. Но и философия у Витухновской тоже всегда полна изящества и ярости:

Некто (нечто), условно

Некая цифра ноль.

Вначале было не слово.

Вначале была боль.

Тут не поспоришь. Поэт видит то, чего не видят другие. Видит, даже если совсем и не хочет смотреть. Даже если закрыл глаза и вообще отвернулся. Вначале была боль. А только потом уже взрыв. И уж тем более потом – всякие там слова. А поэту снова – нужны изящество и ярость.

Граммофоновая икона,

Шансоновая графиня.

Ты стоишь на балконе,

Будто на гильотине.

И на сцене огромной

Ты стоишь в середине,

Сохраняя готовность

Только лишь к гильотине.

А что вы хотели? Кому нужны стихи, если они написаны не на гильотине? И стихи ли тогда перед нами? Сомнительно. «Лакай по капле Апокалипсис!» – говорит Алина. И она права.

Одного только я так и не понял. На странице 10 напечатано стихотворение «Не понял»: «Осенних зубов западня./ Арбузные корки стыда./ Трамвай, задавивший меня,/ Уходит, уходит куда?» Замечательные стихи. Но на странице 26 читаем еще одно стихотворение с тем же названием «Не понял». И с теми же стихами. Если б не название, решил бы, что просто типографский брак, а так – кто его знает?         


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.

Читайте также


«Пиндосы, гоу хоум», или Похвала русскости

«Пиндосы, гоу хоум», или Похвала русскости

Виктор Макаренко

Можно ли научить общество национально-политической самокритике

0
1077
Миражи  Востока

Миражи Востока

Василий Вохлачев

Крестный ход против ДТП

0
229
Новый триумф Никола Пашиняна

Новый триумф Никола Пашиняна

Юрий Рокс

Выборы мэра Еревана завершились победой пропремьерского блока "Мой шаг"

0
748
Из дневника политика, проехавшего 38 дней по своей стране

Из дневника политика, проехавшего 38 дней по своей стране

Никита Исаев

А здесь ни фасада, ни города-сада…

0
1496

Другие новости

Загрузка...
24smi.org