0
2290
Газета Поэзия Печатная версия

29.08.2019 00:01:00

Матрица имени, чертеж стиха

Художник берется вывести число, характеризующее личность автора, выдать ему «цифровой паспорт»

Тэги: поэзия, авангард, заумь, искусство, книга художника


поэзия, авангард, заумь, искусство, книга художника) Искусствовед Дмитрий Фомин, художник Виктор Гоппе и художник Александр Панкин. Фото Ильи Оброскова

Новая книга издательства Виктора Гоппе – артефакт исключительно оригинальный, пожалуй, не имеющий прямых аналогов ни в экспериментах современных дизайнеров, ни в наследии классиков авангарда. Сам Гоппе на сей раз ограничился созданием довольно узнаваемого, хотя и очень условного портрета автора – поэта и филолога, президента Академии зауми Сергея Бирюкова; на суперобложке непревзойденный декламатор футуристической поэзии изображен с микрофоном в руке. Основное же пространство сборника изобретательно сконструировано, непривычно, но по‑своему абсолютно логично выстроено художником Александром Панкиным, чьи выставки прошли совсем недавно в Московском музее современного искусства и в «Крокин галерее». Гоппе рассказывает, что, познакомившись с творчеством этого мастера, пришел в восторг от самобытности его метода и тут же предложил ему поработать над поэтической книгой. Основываясь на открытиях авангардистов начала прошлого века, но не повторяя их эксцентричных опытов, а развивая их идеи, Панкин предлагает собственную, современную концепцию формообразования; к его работам применимы слова Флоренского: «Художество, насыщенное математической мыслью».

Внешне рецензируемое издание напоминает отнюдь не традиционный сборник стихов с широкими полями, элегантными виньетками, «парадным портретом» сочинителя, а скорее деловитый рекламный проспект или детскую «раскладушку». В книгу включено всего несколько коротких текстов Бирюкова (в том числе и знаменитый палиндром «Року укор»), но самое главное здесь – способ их графической интерпретации. Стихи, нанесенные на черный фон белыми печатными буквами, воспроизведенные шелкографским способом образцы визуальной поэзии, математические выкладки, фотография автора – все эти элементы книжного ансамбля четко сбалансированы и жестко структурированы. Приводя столь разнородный материал к единому стилевому знаменателю, художник подчас буквально реализует поэтические метафоры: выстраивает из «ночных строк» и «обесцвеченных грустью» линий мир очень цельный, но настолько хрупкий, что «может хрустнуть вдруг на сгибе».

30-15-12_t.jpg
Число Сергея Бирюкова:
поэтическое издание /
Конструкция книги, рис.
и типографика
А. Панкина, гравюра на
суперобл. В. Гоппе. –
М.: Изд. В. Гоппе, 2019.
– 6 с.
Смысловой и композиционный центр «Числа Бирюкова» – некие чертежи, схемы, которые можно принять за отвлеченные, абстрактно‑геометрические иллюстрации к стихам. На самом же деле Панкин на редкость последователен в стремлении «поверить алгеброй гармонию», его методика «геометрической визуализации словесности» не терпит ничего приблизительного, исключает неточности. Даже название книги следует понимать не иносказательно, а буквально: художник действительно берется вывести число, характеризующее личность автора, выдать ему «цифровой паспорт». Для этого количество букв в имени и отчестве Бирюкова делится на количество букв в его фамилии. В результате получается «красивое и особое число… символ, знак гармонии». Добытый таким образом «иррациональный модуль» ложится в основу чертежа, где белые кружки обозначают гласные, а перечеркнутые крест‑накрест черные прямоугольники – согласные. Имя поэта как бы сканируется, обнажает свою ритмическую структуру, превращаясь в «матрицу прямоугольной формы с внутренним пульсирующим пространством».

На другом развороте примерно такие же манипуляции проделываются с «абстрактным» стихотворением; перед нами – не иллюстрация к поэтическому тексту, а его кардиограмма, подробнейший анализ словесной конструкции графическими средствами. Схема чередования гласных и согласных напоминает решетку или шахматную доску. По мнению Панкина, такой подход позволяет наглядно выявить скрытую гармонию «заумного» словотворчества, четкую упорядоченность хаотичного на первый взгляд нагромождения слогов, отсутствие в этой системе элементов случайных, необязательных. Прочтение авангардистских литературных опытов недвусмысленно уподобляется решению математической задачи. Если Велимир Хлебников или Курт Швиттерс, предлагавшие писать стихи не буквами, а цифрами, все же действовали по наитию, выбирали те или иные числительные интуитивно, то в «Числе Бирюкова» торжествует точный расчет. Предложенный художником экстравагантный метод осмысления поэзии может показаться читателю надуманным, излишне механистичным, однако этот эксперимент, безусловно, заслуживает внимания, ему нельзя отказать в логике и графической выразительности.

Книга издана тиражом 50 нумерованных экземпляров. Встретиться с ее создателями можно будет на презентации, которая состоится 26 сентября в библиотеке им. А.П. Чехова (Страстной бульвар, д. 6, стр. 2) в 19 часов. 


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Скоростной сплав

Скоростной сплав

Василий Столбунов

В России разрабатывается материал для производства сверхлегких гоночных колес

0
808
К поиску "русского следа" в Германии подключили ФБР

К поиску "русского следа" в Германии подключили ФБР

Олег Никифоров

В ФРГ разворачивается небывалая кампания по поиску "агентов влияния" Москвы

0
1486
КПРФ отрабатывает безопасную технологию челобитных президенту

КПРФ отрабатывает безопасную технологию челобитных президенту

Дарья Гармоненко

Коммунисты нагнетают информационную повестку

0
1327
Коридор Север–Юг и Севморпуть открывают новые перспективы для РФ, считают американцы

Коридор Север–Юг и Севморпуть открывают новые перспективы для РФ, считают американцы

Михаил Сергеев

Россия получает второй транзитный шанс для организации международных транспортных потоков

0
2498

Другие новости