0
5524
Газета Политика Интернет-версия

17.10.2012 00:00:00

Теология сопротивления Иосифа Волоцкого

Тэги: рпц, история


рпц, история Преподобный Иосиф Волоцкий, кажется, считал, что Богородица может прогнать нечестивых самодержцев.
Икона XVII века

Проблема взаимоотношений Церкви и власти, отношения Церкви к общественному протесту приобрели в последний год особое значение. Неудивительно, что именно эту тему затронул 28 сентября в своем выступлении в МГУ по случаю получения звания почетного доктора Патриарх Кирилл.

«Священное Писание утверждает абсолютную необходимость института гражданской власти в пораженном грехом мире. Цитирую апостола Павла: «Противящийся власти противится Божиему установлению» (Рим 13:2), – сказал Предстоятель РПЦ, рядом с которым в президиуме, словно представляя ту самую власть, сидел председатель Госдумы Сергей Нарышкин. – Православные христиане, по заповеди апостола, молятся «за царей и за всех начальствующих, дабы проводить нам жизнь тихую и безмятежную во всяком благочестии и чистоте» (1 Тим 2:2)... Представители государственной власти, которые поддерживают порядок и пресекают беззаконие, исполняют миссию, возложенную на них самим Богом». Впрочем, Патриарх далее заметил, что, «сталкиваясь с неправдой и грехом, Церковь может выступить с обличением, в том числе и правителей, когда они изменяют своему долгу». «Примером такого обличения может служить святитель Филипп Московский, выступивший против неправосудия царя Иоанна Грозного», – сказал глава РПЦ.

Патриарх мог бы процитировать собравшимся и пункт III.5 из принятых в 2000 году на Архиерейском Соборе «Основ социальной концепции Русской Православной Церкви», который гласит: «Если власть принуждает православных верующих к отступлению от Христа и Его Церкви, а также к греховным, душевредным деяниям, Церковь должна отказать государству в повиновении. Христианин, следуя велению совести, может не исполнить повеления власти, понуждающего к тяжкому греху. В случае невозможности повиновения государственным законам и распоряжениям власти со стороны церковной полноты, церковное священноначалие по должном рассмотрении вопроса может предпринять следующие действия: вступить в прямой диалог с властью по возникшей проблеме; призвать народ применить механизмы народовластия для изменения законодательства или пересмотра решения власти; обратиться в международные инстанции и к мировому общественному мнению; обратиться к своим чадам с призывом к мирному гражданскому неповиновению». Впрочем, в последнее время этот пункт не особенно в чести у священноначалия РПЦ. Чаще слышны слова осуждения массовых акций оппозиции, требующей пересмотров решений власти и апеллирующей к мировому общественному мнению.

Критическое отношение к власти вообще оказалось неразвито в русской Церкви, на протяжении целого ряда веков выступавшей в тесной связке с государством. Как выразился в своей докторской речи Патриарх, «большое место в православной традиции занимает этика государственного служения».

Можно отметить, что подобная традиция есть и в западном христианстве. Так, лоялистская позиция была характерна для образованной в XIX веке при прямом участии прусских монархов Евангелической Церкви Германии. В то же время протестанты, подвергавшиеся гонениям в католических государствах и перебравшиеся в Северную Америку, приобрели качества, породившие пресловутый свободолюбивый «американский дух». Впрочем, аналог такого западного «теологического бунтарства», как назвал протестантизм XVI века известный американский историк культуры Ричард Тарнас, можно найти и в русской богословской традиции.

Фигура и учение преподобного Иосифа Волоцкого (1440–1515) освещены в литературе достаточно однобоко как в светских, так и в церковных публикациях. «В русской истории роль Иосифа Волоцкого однозначна: ему принадлежит стройная система теократического абсолютизма, православной теократии, которую называют теорией власти московских государей», – писал о нем Михаил Геллер в своей «Истории Российской империи» (Т. 1. М., 1997). Ему вторит протоиерей Дмитрий Сазонов в докладе «Церковь и государство: на пути к Третьему Риму», зачитанном на I Романовских чтениях (Кострома, 29–30 мая 2008 года): «Именно преподобному Иосифу Волоцкому в русской истории принадлежит роль создателя стройной системы теократического православного абсолютизма, которая подразумевает обожествление государя и построение отношений между духовной и светской властью».

Только в некоторых исследованиях имеется иная оценка идейного наследия Иосифа Волоцкого. Так, в «Истории политических и правовых учений» (М., 1999), подготовленной коллективом юрфака МГУ, говорится: «В научной литературе, посвященной Иосифу Волоцкому, распространено мнение, что он проповедовал приоритет государственной власти над церковной, отдавал Церковь государству, был идеологом самодержавия и т.д. Данное мнение проистекает из очень поверхностного знакомства с произведениями Иосифа Волоцкого и не учитывает фактов его биографии. Иосиф был церковным деятелем и всю свою сознательную жизнь отстаивал независимость Церкви, незыблемость ее идеологических догматов». Дореволюционный историк Владимир Вальденберг в книге «Древнерусские учения о пределах царской власти» (СПб., 1916) отмечал, что Иосиф Волоцкий и его последователи, «иосифляне», «первые в русской литературе выставили учение о правомерном сопротивлении государственной власти», исходя из христианского вероучения.

Соответствующие высказывания содержатся прежде всего в главном труде всей жизни Иосифа Волоцкого – книге «Просветитель», состоящей из 16 «слов» (частей), написанной на рубеже XV и XVI веков. В 7-м «слове» Иосиф высказался по поводу едва ли не самого известного отрывка из Послания апостола Павла римлянам по поводу отношения христиан к государственной власти: «Всякая душа да будет покорна высшим властям, ибо нет власти не от Бога, существующие же власти от Бога установлены. Посему противящийся власти противится Божию установлению» (Рим 13:1–3). В своей трактовке Иосиф следует толкованию святого Иоанна Златоуста (347–407) в «Беседе XIII на Послание к римлянам»: «Как это? Неужели всякий начальник поставлен от Бога? Не то говорю я, отвечает апостол. У меня теперь идет речь не о каждом начальнике в отдельности, но о самой власти. Существование властей, причем одни начальствуют, а другие подчиняются... это я называю делом Божьей премудрости». О безоговорочном конформизме речи не идет, сам Златоуст, будучи епископом Константинополя, открыто обличал византийскую императрицу Евдоксию за присвоение имущества опального вельможи.

«Следует поклоняться и служить им телом, а не душой и воздавать им честь как царю, а не как Богу, ибо Господь говорит: «Отдавайте кесарево кесарю, а Божие Богу» (Мф. 22: 21), – говорит Иосиф Волоцкий. – Если же некий царь царствует над людьми, но над ним самим царствуют скверные страсти и грехи: сребролюбие и гнев, лукавство и неправда, гордость и ярость, злее же всего – неверие и хула, – такой царь не Божий слуга, но дьяволов, и не царь, но мучитель. Такого царя, за его лукавство, Господь наш Иисус Христос называет не царем, а лисицей. «Пойдите, – говорит Он, – скажите этой лисице» (Лк. 13:32). И пророк говорит: «Царь надменный погибнет, потому что пути его темны». И три отрока не только не покорились повелению царя Навуходоносора, но и назвали его врагом беззаконным, ненавистным отступником и царем злейшим на всей земле (Дан 3:18). И ты не слушай царя или князя, склоняющего тебя к нечестию или лукавству, даже если он будет мучить тебя или угрожать смертью. Этому учат нас пророки, апостолы и все мученики, убиенные нечестивыми царями, но не покорившиеся их повелению».

«Таким образом, Иосиф впервые в русской политической литературе открыл возможность обсуждать и критиковать личность и действия венценосной персоны, – констатируют авторы Института государства и права РАН в «Истории политических и правовых течений» (М., 2004). – Развитие критических положений логически приводило к мысли и об осуждении того или иного правителя как злого, которому можно не только не подчиниться, но и оказать сопротивление». Владимир Вальденберг отмечает, что «Иосифу не чужда мысль и о земной ответственности царей», так как в своих посланиях современникам преподобный прямо «указывает на судьбу (ветхозаветных. – «НГР») царицы Иезавели и царя Ровоама, которые еще в здешней жизни понесли жестокую кару за несправедливое отношение к своему народу».

«Серапион архиепископ говорит: «Волен государь, хочет грабит, хочет жалует». А то забыл, что говорит Божественное Писание: если не судите по правде, если не по воле Божией живете, но уповаете на ложь и желаете расхищать имущество (других людей. – «НГР»), – то за это скоро и страшно на вас придет погибель», – говорится в письме преподобного одному из вельмож (Послания Иосифа Волоцкого. М.–Л., 1959). В подтверждение Иосиф приводил примеры из Библии: «Как царица Иезавель захотела похитить незаконно виноград Науфея – за это предал ее Бог псам на корм... Как царь Ровоам захотел отнимать имения у живших в Иерусалиме людей – так с царством и жизнь потерял. Такое осуждение (от Бога. – «НГР») бывает тем, кто простых людей обижает».

Как отмечали дореволюционные историки, учение Иосифа Волоцкого легло в основу сопротивления русских старообрядцев насильственной смене веры в XVII веке. Известный богослов протоиерей Василий Жмакин писал в книге «Митрополит Даниил и его сочинения» (М., 1881), что «воззрения Иосифа (Волоцкого. – «НГР») сделались достоянием той массы книжников, которая полтора века спустя после него воспротивилась нововведениям Никона». В свою очередь, пишет Жмакин, Патриарх-реформатор Никон «критически отнесся к личности преподобного Иосифа, и несмотря на то, что Иосиф был канонизован еще при Патриархе Иове (в 1591 году. – «НГР»), он не признавал его святым». Об этом говорит отсутствие Иосифа Волоцкого в составленном Никоном синодике, как и упоминание в житии одного из старообрядческих деятелей XVII века (со ссылкой на близких к Никону людей) о том, что Патриарх «преподобного Иосифа Волоколамского злословил и поносил... образу его святому не поклонялся».

Недавно Московский Патриархат объявил Иосифа Волоцкого покровителем православных предпринимателей, учитывая его роль в спорах «стяжателей» и «нестяжателей». РПЦ устраивают взгляды преподобного на богатства Церкви, однако тираноборческие стороны его наследия остаются не востребованными церковной элитой.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Лукашенко научит Россию регулированию цен

Лукашенко научит Россию регулированию цен

Михаил Сергеев

Евразийский банк развития обещает Белоруссии новое инфляционное давление

0
1068
Пенсионеры спасут белорусскую промышленность

Пенсионеры спасут белорусскую промышленность

Дмитрий Тараторин

Лукашенко осознал дефицит рабочих рук и велел принять действенные меры

0
1518
Вклады россиян в банках не живут даже несколько лет

Вклады россиян в банках не живут даже несколько лет

Анастасия Башкатова

Центробанк и Минфин заочно поспорили – из чего формировать источники длинных денег для экономики

0
1856
Иностранцев будут активнее учить российским традициям

Иностранцев будут активнее учить российским традициям

Екатерина Трифонова

Работа по интеграции и адаптации мигрантов пока остается на региональном уровне

0
1293

Другие новости