0
4111
Газета Политика Интернет-версия

21.11.2012 00:00:00

Казахстан вычисляет исламистов

Владислав Кондратьев

Об авторе: Владислав Владимирович Кондратьев - журналист.

Тэги: ислам, казахстан, исламисты


ислам, казахстан, исламисты В Западном Казахстане растет религиозность населения, прежде всего молодежи.
Фото Reuters

В Казахстане прошли перерегистрацию 3338 религиозных объединений из 4,5 тыс., которые действовали ранее. Об этом 8 ноября заявил заместитель председателя казахстанского Агентства по делам религий (АПР) Марат Азильханов. «Таким образом, по разным причинам около полутора тысяч или 1/3 религиозных объединений, действующих до принятия закона, не прошли перерегистрацию», – сказал Азильханов.

Перерегистрация проводилась в соответствии с требованиями закона «О религиозной деятельности и религиозных объединениях», принятого по инициативе АПР во главе с Кайратом Лама Шарифом. Само агентство создано 18 мая 2011 года. Разработанный им закон призван в первую очередь поставить религиозную деятельность в рамки, ограничивающие возможность бесконтрольного распространения в стране экстремистских идеологий.

Одновременно свой вклад в укрепление стабильности в Казахстане вносит Духовное управление мусульман страны (ДУМК), которое возглавляет Верховный муфтий Абсаттар Дербисали. ДУМК активизировало работу в западном регионе страны: в настоящее время открыто два медресе в западных городах Актобе и Уральске для подготовки кадров местных мечетей, а также регулярно организуются информационно-пропагандистские мероприятия.

Дело в том, что в 2011 году началась активизация религиозных экстремистов, которая продолжается до сих пор. Так, 23 июня с.г. в Актобе спецназ штурмом взял частный дом, в котором укрывались убийцы полицейских. 11 июля в Алма-Атинской области произошел самоподрыв террористической группировки в одном из домов поселка Таусамал. 17 августа в Алма-Ате уничтожены девять боевиков, которые состояли в одной группировке с террористами из Таусамала. В сентябре в Атырау после самоподрыва местного жителя, готовившего теракт в отношении представителей силовых структур, ликвидировано в общей сложности девять лиц, причастных к террористической и экстремистской деятельности. И это далеко не все случаи террористической и экстремистской деятельности в Казахстане за текущий год.

Получается, что меры, предпринятые духовными и светскими властями, не оказывают должного эффекта. Можно выделить несколько факторов, которые, по всей видимости, оказывают негативное влияние на развитие ситуации.

Прежде всего противоречия, иногда переходящие в открытую конфронтацию между Агентством по делам религий и Духовным управлением мусульман Казахстана. Первоначально ДУМК насторожило высказывание Кайрата Лама Шарифа на пресс-конференции 17 июня 2011 года в Астане, где он заявил о намерениях разработки концепции развития умеренного ислама в стране, основанной на принципе «одна нация – одна религия» (ИА «Новости-Казахстан» от 17.06.11).

В дальнейшем камнем преткновения стала подготовка агентством типового устава, необходимого для регистрации религиозных объединений в Казахстане. Этот устав предусматривал превращение мечетей, подотчетных религиозному управлению мусульман Казахстана, в отдельные религиозные объединения, которые прямым образом не подчиняются ДУМК, и о передаче их имущества вакуфным организациям. Также уставом предусматривалось введение института «совет попечителей», который должен был контролировать деятельность перерегистрированных религиозных объединений и назначать имамов. ДУМК усмотрело в этом попытку ограничения своего влияния в умме. Муфтий Абсаттар Дербисали даже написал письмо с жалобой на данные действия в адрес президента Казахстана (выдержки опубликованы на сайте газеты «Мегаполис» от 23.04.12).

Раздражает представителей ДУМК назидательный тон периодически направляемых на имя Верховного муфтия писем Кайрата Лама Шарифа. Достоянием общественности стало одно из таких писем, где агентство от имени государственных органов предлагает «путем внесения изменений в устав ДУМК обеспечить финансирование деятельности Совета улемов ДУМК за счет средств Фонда поддержки исламской культуры и образования, включив в состав совета известных теологов и религиоведов, не работающих в структурах ДУМК» (газета «Мегаполис» от 06.08.12).

Другим негативным фактором является весьма спорный эффект от принятия в 2011 году закона о религиозной деятельности. К примеру, в соответствии с законом все религиозные объединения страны в течение года после его принятия должны были пройти перерегистрацию. Сотрудники региональных департаментов агентства заставили беспокоиться за свое будущее даже представителей традиционных исламских и православных организаций, так как те, ссылаясь на различные причины, до недавнего времени не начинали перерегистрацию. Как уже было сказано, в итоге треть организаций перерегистрацию не прошли. Однако экстремистские группировки это не затрагивает, так как они все равно находятся на нелегальном положении.

Помимо этого агентство до сих пор не устранило пробелы в предусмотренном законом порядке распространения религиозной литературы. В частности, до сих пор не разъяснено, какие требования предъявляются к специально определенному стационарному помещению, в котором разрешается распространять литературу. Данное обстоятельство привело к тому, что литература распространяется бесконтрольно в общественных местах. В сентябре с.г. в адрес депутатов парламента поступило обращение мусульманских организаций, в которых они требуют «обратить внимание на системные недоработки и просчеты агентства... в результате которых в стране свободно распространяется неучтенная религиозная литература, сформировались условия для активной деятельности нетрадиционных, в том числе экстремистских, организаций». (http://camonitor.com/archives/5172).

Нельзя не упомянуть и существующие политические и социально-экономические противоречия в Казахстане. В настоящее время активно протекают процессы политизации ислама, когда, выступая в качестве лидеров религиозных движений, претенденты на власть получают возможность использовать их в качестве политического инструмента. Здесь можно привести в качестве примера новомодное движение «коранитов», лидером которого, как утверждается в публикации на сайте Алмаатинского Хельсинского комитета, является Аслбек Мусин, сын бывшего руководителя администрации президента Казахстана, а ныне председателя Счетного комитета Аслана Мусина (http://www.humanrights.kz/problems_195.php). Также можно отметить племянника президента Назарбаева, секретаря правящей партии «Нур Отан» Кайрата Сатыбалды, с именем которого казахстанские СМИ неоднократно связывали поддержку салафитов в высших эшелонах власти (www.nomad.su, www.guljan.org, www.socdeistvie.info, www.bureau.kz).

Среди социально-экономических факторов необходимо отметить низкий уровень жизни населения. Особенно характерно это для нефтедобывающих регионов Казахстана. Месторождения полезных ископаемых здесь по преимуществу разрабатываются с участием иностранных компаний. В этих регионах проживает и работает большое количество иностранных рабочих, уровень доходов которых значительно выше, чем у казахского населения, которое в основном имеет низкую квалификацию и занимает низовые должности на предприятиях. Поэтому большая часть населения этих регионов крайне недовольна сложившейся ситуацией, в особенности молодежь, которая все в большем количестве пополняет ряды экстремистских организаций. К примеру, на I форуме религиоведов Казахстана 16 ноября 2011 года председатель Департамента по делам религий Атырауской области Оразбек Касымов сообщил, что до терактов, которые произошли осенью 2011 года в Атырау, на профилактическом учете состояли 90 приверженцев салафизма. К концу года их число повысилось до 900 человек, а, по неофициальным оценкам, их уже было более 1500 человек.

Радикализация мусульман в Казахстане может усилиться после возвращения в страну местных боевиков, воюющих в афгано-пакистанской зоне, что может быть обусловлено выводом оттуда к концу 2014 года большей части воинского контингента США и НАТО. И хотя конкретные данные в отношении воюющих за рубежом казахстанцев силовыми структурами не афишируются, можно привести в качестве примера ситуацию в Атырауской области, где в апреле с.г. состоялось судебное разбирательство в отношении лиц, обвиняемых в причастности к террористической и экстремистской деятельности. По результатам разбирательства стало известно, что в с 2008 по 2011 год в афганскую провинцию Северный Вазиристан выехали девять местных жителей. В 2008 году они создали в Атырау законспирированную террористическую группу «Казахский Исламский джихад», а летом 2011 года уже в Афганистане объединились в международную террористическую организацию «Джунд аль-Халифат» (газета «Ак Жайык» от 27.09.12).

Таким образом, складывающаяся в Казахстане религиозная ситуация выглядит достаточно тревожной и трудно предсказуемой в среднесрочной перспективе. Поэтому российским уполномоченным структурам, как силовым, так и религиозным и научно-исследовательским, необходимо внимательно отслеживать ситуацию у наших южных соседей и быть готовым к адекватному реагированию на ее изменения.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Хунта Мьянмы смягчается под давлением оппозиции и повстанцев

Хунта Мьянмы смягчается под давлением оппозиции и повстанцев

Данила Моисеев

Аун Сан Су Чжи изменена мера пресечения

0
772
Вашингтон совершил северокорейский подкоп под ООН

Вашингтон совершил северокорейский подкоп под ООН

Владимир Скосырев

Мониторинг КНДР будут вести без России и, возможно, Китая

0
1178
Уроки паводков чиновники обещают проанализировать позднее

Уроки паводков чиновники обещают проанализировать позднее

Михаил Сергеев

К 2030 году на отечественный софт перейдут до 80% организаций

0
916
"Яблоко" занялось антитеррором

"Яблоко" занялось антитеррором

Дарья Гармоненко

Инициатива поможет набрать партии очки на региональном уровне

0
890

Другие новости