0
1071
Газета Политика Интернет-версия

14.03.2000 00:00:00

А судьи кто?

Лариса Ефимова

Об авторе: Лариса Львовна Ефимова - юрист, советник РФ 1-го класса.

Тэги: Лесин, СМИ


ВЫСТУПАЯ в вечернем телеэфире OРТ у Александра Любимова, министр печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций Михаил Лесин постоянно повторял, что действует в рамках закона. Однако, как известно, нет такого закона, который бы устанавливал необходимость существования возглавляемого им министерства, определял бы порядок лицензирования и требования, предъявляемые к соискателям лицензий на телерадиовещание, устанавливал порядок проведения конкурса на получение лицензии и основания для принятия решений. Все перечисленные вопросы регулируются либо постановлениями правительства Российской Федерации, либо приказами самого МПТР, то есть отнюдь не законодательно.

Основой лицензирования телерадиовещания в настоящее время служит Федеральный закон "О лицензировании отдельных видов деятельности в Российской Федерации", который равным образом подходит как к лицензированию вредных и опасных производств, так и к выдаче лицензии на телерадиовещание. При этом забывается, что на деятельность вещательных организаций распространяются гарантии свободы слова, устанавливаемые статьей 29 Конституции Российской Федерации. В связи с необходимостью обеспечения этих гарантий лицензирование телерадиовещания и вещания должно осуществляться с учетом этих дополнительных требований Конституции Российской Федерации.

Может ли ведомственная комиссия Минпечати обеспечить выполнение требований Конституции России? Если проанализировать ведомственные положения и инструкции, которые подготовлены или выпущены им, становится очевидным, что это министерство даже не ставит перед собой такой задачи. Ни в одном из документов не говорится о необходимости обеспечивать конституционные гарантии права граждан "свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом". Наоборот, в процессе лицензирования право на свободное распространение информации посредством вещания предоставляется узкому кругу лиц, при этом ограничиваются конституционные права подавляющего большинства граждан. Правительство в лице Министерства по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций обязано предусмотреть требования к лицам, получившим привилегию на вещание, обязывающие их обеспечивать права и свободы других граждан в соответствии со статьями 29 и 55 Конституции Российской Федерации.

В законодательстве западно-европейских государств такими требованиями являются защита здоровья и нравственности детей и подростков от неблагоприятного воздействия телерадиовещания, а также беспристрастность и сбалансированность вещания, заключающиеся в запрете на пропаганду и навязывание обществу одной точки зрения, обязательность обеспечения плюрализма, многообразия мнений и тематики вещания и другие. В прямом эфире OРТ Лесин прямо заявил, что не будет заниматься вопросами морали и нравственности. Что же касается обеспечения многообразия мнений, то этот особенно актуальный накануне президентских выборов вопрос вообще не был затронут.

Приказом Министерства печати # 9 от 28 сентября 1999 года, то есть самим министром Михаилом Лесиным, определен персональный состав Федеральной конкурсной комиссии по телерадиовещанию (ФКК) из 9 человек, в число которых вошли сам министр, два его заместителя, начальник управления этого же министерства, а также министр связи РФ, известный тележурналист В.В. Познер и еще три члена, два из которых уже пенсионного возраста. Как известно, пожилые люди, которых в любой момент могут отправить "на заслуженный отдых", особенно крепко держатся за свое место и, как правило, бывают очень сговорчивыми. Вряд ли следует ожидать, что работники министерства могут пойти против воли министра. Поскольку, согласно положению о Федеральной конкурсной комиссии по телерадиовещанию, заседание считается действительным, если присутствуют не менее 6 членов ее постоянного состава, а так же то, что критерии, по которым принимается решение (п.2.12 Регламента работы Федеральной конкурсной комиссии по телерадиовещанию), достаточно расплывчаты и субъективны, Лесину нетрудно будет обеспечить любое нужное ему решение.

Представляет интерес п.2.19 указанного Регламента, согласно которому "участникам конкурса не разрешается приносить на заседания ФКК кино-, видео-, фотоаппаратуру и звукозаписывающие устройства". Ясно, что за этим стоит боязнь гласности, страх перед освещением действий и решений организаторов конкурса в СМИ. Деятельность ФКК никоим образом не может быть отнесена к государственной тайне и должна быть прозрачной для всего общества, а ее решения понятны и обоснованны.

Представляется неадекватным отказ Минпечати в продлении лицензий ОРТ и ТВЦ на основании только одного-двух предупреждений, направленных этим телекомпаниям. Отдельные замечания, объективность которых достаточно сомнительна, не могут, как показывает опыт западно-европейских государств и США, быть основанием для подобного решения. Отказ в продлении лицензии был бы обоснован только в случае неоднократных грубых нарушений этими телекомпаниями законодательства РФ и повторяющегося игнорирования ими замечаний со стороны органов контроля. Было бы, наверное, более обоснованным, например, не продлевать ОРТ лицензию в связи с неоднократным отказом руководства телекомпании предоставить возможность Счетной палате РФ провести аудиторскую проверку ее финансовой деятельности. В данном случае налицо неоднократное грубое нарушение законодательства РФ, наводящее на мысль о возможном сокрытии доходов и нарушении налогового законодательства. Одной из функций Минпечати является контроль за соблюдением законодательства Российской Федерации. Поэтому странно, что министерство не вынесло предупреждения ОРТ в связи с отказом допустить Счетную палату к проведению проверки.

Неспособность органа исполнительной власти обеспечивать объективное принятие решений по предоставлению лицензий на телерадиовещание давно осознано во многих демократических государствах Запада. Не секрет, что в определенный момент пришедшая к власти политическая группировка, захватывая лицензирующий орган, предоставляет лицензии на вещание только своим сторонникам. Об этом свидетельствуют указы президента, которые вне рамок закона предоставили лицензии на вещание НТВ и финансируемому госдепартаментом США Радио "Свобода", а также неоднократно наблюдавшаяся единодушная поддержка подавляющего большинства российских электронных СМИ Бориса Ельцина. В целях обеспечения беспристрастности и объективности принятия решений лицензирующий орган на Западе, как правило, стараются сделать независимым от исполнительной власти. Например, Высший совет по аудиовизуальным средствам информации формируется из лиц, назначенных верхней и нижней палатами французского парламента и президентом Франции.

Игнорирование ведущими российскими политиками и руководителями СМИ западно-европейского опыта, нежелание прийти к консенсусу и принять цивилизованные законы, регулирующие деятельность СМИ и процесс лицензирования телерадиовещания, может в том или ином случае ударить по интересам каждого, как это происходит сейчас с телекомпаниями ОРТ и ТВЦ.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Надежды на лучшее достигли в России исторического максимума

Надежды на лучшее достигли в России исторического максимума

Ольга Соловьева

Более 50% россиян ждут повышения качества жизни через несколько лет

0
239
Зюганов требует не заколачивать Мавзолей фанерками

Зюганов требует не заколачивать Мавзолей фанерками

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Стилистика традиционного обращения КПРФ к президенту в этом году ужесточилась

0
232
Доллар стал средством политического шантажа

Доллар стал средством политического шантажа

Анастасия Башкатова

Китайским банкам пригрозили финансовой изоляцией за сотрудничество с Москвой

0
344
Общественная опасность преступлений – дело субъективное

Общественная опасность преступлений – дело субъективное

Екатерина Трифонова

Конституционный суд подтвердил исключительность служителей Фемиды

0
245

Другие новости