0
1081
Газета Политика Интернет-версия

08.07.2000 00:00:00

Поколение реформ: космополиты и государственники

Игорь Игошин

Об авторе: Игорь Николаевич Игошин - депутат Государственной Думы, председатель подкомитета по пищевой и перерабатывающей промышленности комитета по аграрным вопросам.

Тэги: политика, политик


политика, политик

ПОСЛЕДНИЕ полтора-два года мы наблюдаем процесс смены высшего слоя властной элиты. Страна избрала нового президента - одного из самых молодых правителей России за последние сто с лишним лет. Но происходит ли с появлением новых лиц во властных кабинетах смена политических поколений? Чтобы ответить на этот вопрос, надо разобраться в том, что такое поколение, генерация политиков.

Генерацию политиков отличает определенный тип мышления, особенности мировоззрения и мироощущения - одним словом, менталитет. При этом физиологический возраст играет существенную роль, но не определяющую. Здесь важнее даже не политические взгляды, а стереотипы мышления и поведения. Яркой иллюстрацией этого могут служить ценностные установки поколения политиков, боровшихся за власть в 1917 году. Большинство российских политиков начала XX века воспитывались в интеллигентской среде, для которой оппозиционность властям была неотъемлемым атрибутом. Затем участие в студенческом движении, тайных обществах и кружках, аресты и тюрьмы. Сформированные поколением ценностные установки запрограммировали его склонность к насильственным методам решения политических задач. Именно поэтому для этой генерации политиков были характерны бескомпромиссность, жесткость, радикализм. Эти качества были свойственны не только большевикам, но и эсерам, кадетам, монархистам. Неспособность договориться, понять позицию оппонента привели к тому, что победителем оказался тот, кто был решительней и радикальней.

Более свежий исторический пример - реализация сформировавшихся к середине 80-х годов внутренних ценностных установок части советской политической элиты. По сути, многие политические деятели этого периода были представителями двух кардинально разных политических поколений. Во многом произошла смена ценностных установок, но не людей. Именно незаконченностью, незавершенностью процесса формирования ценностных установок этого политического поколения можно объяснить проблемы данного периода нашей истории.

Бедой и для этого поколения политиков, и для страны стало болезненное желание немедленно войти в клуб "цивилизованных" мировых политиков, сбросить с себя надоевший костюм партфункционера. Куда девалась аппаратная сдержанность?! В угоду абстракциям и политическим химерам совершались действия, которые привели к распаду Союза.

Изменение социально-экономической и политической ситуации в стране, появление новых целей и задач, изменение ценностной ориентации потребовали нового поколения политиков. Перед Ельциным встала задача проведения быстрых рыночных преобразований. Это заставило президента выдвинуть вперед представителей прозападнически настроенной молодежи в лице Гайдара, Чубайса и др. Они имели четкие представления о том, как нужно проводить реформы, как в кратчайшие сроки перепрыгнуть из плановой социалистической экономики в царство свободного рынка. Беда заключалась в том, что представления эти были сугубо теоретическими. Практическим опытом хозяйствования они на тот момент в большинстве своем не обладали. Последствия работы младореформаторов всем хорошо известны и говорят сами за себя.

Начиная с середины 90-х годов Ельцин постепенно отодвигает молодежь с первых позиций. Ее сменяют его ровесники - Черномырдин, а затем после кратковременного возвращения младореформаторов во власть в 1998 году - Примаков. Они сумели стабилизировать ситуацию, но у них не было перспектив, их время прошло, требовались свежие силы, новые подходы. Ельцин увидел их в поколении Степашина и Путина, которые последовательно сменяли друг друга на премьерском посту.

Наверное, разгадка феномена Путина кроется в том, что в нем в концентрированном виде представлены черты среднего поколения россиян. Именно это поколение является наиболее политически активным и зрелым, именно от его голосов зависит исход выборов. Предшественник Путина на месте преемника президентского поста Степашин чуть-чуть не дотягивал до символа поколения. Немного рыхловат, несколько вял, недостаточно решителен.

Поколению Путина не чужды чувства ностальгии по великому советскому прошлому. Его представители командовали ротами и батальонами в Афганистане, создавали первые кооперативы и СП. Они хорошо разбираются в современной экономической, политической и международной ситуации, отличаются высоким профессионализмом. Им под силу навести порядок, но рано или поздно их потенциал также будет исчерпан.

Наше общество стремительно взрослеет политически. Если эта тенденция сохранится, президенту Путину не удастся передать власть "монархическим" методом выбранному кремлевской командой преемнику. Через восемь лет, а может, даже через четыре года предстоит политическое соперничество не абстрактных, подготовленных пиаровскими командами лозунгов, а конкретных политико-экономических взглядов и программ. Качественный уровень этой конкуренции зависит от установок, с которыми нынешняя политическая элита подойдет к вопросу формирования своей смены. Борьба может развернуться исключительно в рамках поколения, только вошедшего во власть. В этом случае наиболее вероятна консервация закладываемых сегодня подходов к исполнению властных функций со всеми родимыми пятнами, доставшимися этому политическому поколению в ходе его развития.

Намного более перспективной была бы целенаправленная поддержка существующей властью уже на нынешнем этапе частичного вхождения в высший эшелон политиков представителей поколения, родившегося в 60-х - начале 70-х годов. Это поколение привнесет свои ценностные установки. Не стоит недооценивать его опыт, который у сегодняшних 30-летних уникален. Ни предыдущее, ни последующее поколения не обладают столь благоприятным сочетанием. Это поколение в отличие от тех, кто пришел сейчас к власти, будет знать складывающуюся ныне социально-экономическую и политическую систему России снизу доверху. Ведь если те, кому сейчас по 45-50 лет, в подавляющем большинстве занимали в 90-е годы посты менеджеров, директоров и министров, то 25-30-летние политики были рабочими и клерками или начинали с нуля свой бизнес. Они испытали на своей шкуре все прелести квазирыночной экономики.

У них в ходе борьбы за выживание, за место под солнцем сформировался жесткий взгляд на мир. Многие из них сумели организовать свой бизнес за счет собственной энергии и таланта. Это в большей степени люди дела, а не фразы. Не теоретики, какими были младореформаторы, а практики, которые больше рассчитывают на свои силы. Это в большинстве не представители "золотой" молодежи с обширными связями и известными родителями, а провинциалы. Будучи "ближе к земле", разбираясь в насущных проблемах своих регионов, они не склонны к выстраиванию абстрактных схем. Для этой генерации политиков и бизнесменов важнее реализация конкретных проектов, решение актуальных, злободневных проблем.

В то же время они застали времена заката советской империи, испытали чувство унижения и досады за поражение своей страны в холодной войне. Окончив советскую школу, пройдя через комсомол, они получили большой заряд патриотизма и чувства державности. Этот заряд сохранился, несмотря на безвременье начала 90-х годов, когда такие чувства были не в чести.

По своей природе - это поколение государственников. В отличие от младореформаторов у них нет преклонения перед Западом, они как прагматики готовы использовать любой опыт для возрождения великой и сильной России.

Сейчас молодые 25-30-летние политики начинают входить в исполнительные и законодательные органы власти. У них появляется возможность реализовать себя на политическом поприще, принять участие в выработке стратегии развития страны на ближайшее и отдаленное будущее. Большинство этой молодежи мыслит государственными категориями, стремится к возрождению и величию России. В то же время ей не чужды ценности демократии и рыночной экономики.

Сможет ли это поколение самореализоваться? Во многом ответ на этот вопрос зависит от позиции нынешней политической элиты, от ее влияния на развитие этого поколения политиков. Похоже, пока власть не осознает важности этой проблемы. Без целенаправленной поддержки и продвижения ценностных установок и знаний поколения 30-летних они могут быть трансформированы под влиянием ныне существующих понятий политического мира. Шанс на дополнительный импульс в развитии страны может быть упущен.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Надежды на лучшее достигли в России исторического максимума

Надежды на лучшее достигли в России исторического максимума

Ольга Соловьева

Более 50% россиян ждут повышения качества жизни через несколько лет

0
1051
Зюганов требует не заколачивать Мавзолей фанерками

Зюганов требует не заколачивать Мавзолей фанерками

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Стилистика традиционного обращения КПРФ к президенту в этом году ужесточилась

0
1213
Доллар стал средством политического шантажа

Доллар стал средством политического шантажа

Анастасия Башкатова

Китайским банкам пригрозили финансовой изоляцией за сотрудничество с Москвой

0
1484
Общественная опасность преступлений – дело субъективное

Общественная опасность преступлений – дело субъективное

Екатерина Трифонова

Конституционный суд подтвердил исключительность служителей Фемиды

0
1067

Другие новости