0
704
Газета Политика Интернет-версия

25.07.2000 00:00:00

Эпохе слабых партий приходит конец

Сергей Штогрин

Об авторе: Сергей Иванович Штогрин - депутат Госдумы, заместитель председателя комитета по бюджету и налогам.

Тэги: Россия, партия


Россия, партия

СЕГОДНЯ на наших глазах возникает новая политическая система России. Ее основными чертами, судя по всему, станут усиление роли политических партий, а также консолидация разнородных общественных сил в крупные по российским меркам объединения.

С моей точки зрения, сейчас мы находимся на пороге поистине революционных перемен. Их масштаб станет очевидным несколько позже, но тем не менее представляется, что к 2004 году политическая система страны будет коренным образом отличаться от той, какую мы имели в последние годы. Ее основными чертами станут большие предсказуемость и устойчивость, которые возникнут главным образом в результате укрупнения существующих политических и общественных объединений. Возможно, впервые за многие годы мы будем иметь дело с мощными общественно-политическими объединениями, представляющими собой авторитетный центр силы, сравнимый с исполнительной властью.

Последствия этого процесса, как представляется, окажутся скорее позитивными, чем негативными. Во всяком случае, можно ожидать повышения стабильности развития ситуации в стране, а также - роста управляемости политического процесса. Я не слишком удивляюсь тому, что сегодня, когда речь заходит об управляемости политики, многие склонны видеть в этом исключительно негативную сторону. Понятно, что в предшествовавшем десятилетии управляемость часто подменялась политическими манипуляциями властного центра, навстречу которым шли и сами партии, в силу своей слабости считавшие необходимым опереться на власть. Поэтому политические лидеры ранее не уставали конкурировать за право считаться очередной "партией власти", которое позволяло им получать преимущества в борьбе за голоса избирателей.

Между тем в последние месяцы ситуация начинает меняться. Даже "Единство", которое критики традиционно упрекают в излишней близости к правительственным кругам, на самом деле трудно отнести к категории классических "партий власти". По большому счету положение лидера "Единства" Сергея Шойгу сложно сравнивать с положением Виктора Черномырдина эпохи расцвета НДР. Конечно, успех "Единства" в значительной степени базируется на том, что в этом движении большинство россиян видят своего рода "партию Путина", а в лице второго президента РФ - неформального лидера этого объединения.

Для всех становится очевидно, что без опоры на партию сложно выиграть выборы. Бизнес сделал серьезные вложения на выборах в нынешнюю Госдуму в будущих депутатов, надеясь через них повлиять на принятие соответствующих законов, которые способствуют развитию эффективной экономики. Но сегодня стало ясно, что только через депутатов повлиять на развитие страны проблематично. Все отчетливее вырисовывается потребность в создании крупной политической партии, по-настоящему объединяющей и консолидирующей общество. Сегодня же, к сожалению, кроме Коммунистической партии Российской Федерации, нет такой массовой партии.

В этих условиях объединительные процессы, идущие на правом политическом фланге, в "ЯБЛОКЕ" и СПС, а также сохранение основы политической мощи левых, КПРФ придадут системе дополнительную устойчивость. В самом деле, объединение правых и правоцентристов, которое будет вынуждено сохранить в общей платформе лишь прагматичные и реалистичные позиции, должно стать куда более конструктивным парламентским элементом, нежели разрозненные группы радикальных демократов и профессиональных оппозиционеров.

В то же время процесс партийного строительства в России еще далеко не закончен. Хотя очевидно, что многие партии и движения, не выдержавшие проверки временем и пятипроцентным барьером, постепенно сходят со сцены, возникновение новых общественных сил все еще продолжается. Возможно, к числу главных "открытий" 2000 года в этой области стоит отнести движение "Мобилизация и развитие" во главе с предпринимателем Львом Черным, возникшее только в феврале. Задуманное как объединение промышленников, ученых и управленцев, "Мобилизация и развитие" демонстрирует неплохую динамику и считает своим прототипом известную "Промпартию" Рамзина. Учитывая возрастающее стремление промышленных кругов России, а также верхушки бизнес-элиты к консолидации и отстаиванию своих интересов, новое движение промышленников и ученых вполне может сыграть роль катализатора в этом процессе.

Именно оно может при стечении определенных обстоятельств стать центральной партией. В этом смысле действия Льва Черного по созданию такой партии позитивны и, возможно, будут востребованы обществом.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


В электоральный онлайн смогут войти более 30 регионов

В электоральный онлайн смогут войти более 30 регионов

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Дистанционное голосование массированно протестируют на низовых выборах

0
980
Судебная система России легко заглотила большого генерала

Судебная система России легко заглотила большого генерала

Иван Родин

По версии следствия, замглавы Минобороны Иванов смешал личные интересы с государственными

0
1676
Фемида продолжает хитрить с уведомлениями

Фемида продолжает хитрить с уведомлениями

Екатерина Трифонова

Принимать решения без присутствия всех сторон процесса получается не всегда

0
1217
Turkish Airlines перестала продавать билеты из России в Мексику

Turkish Airlines перестала продавать билеты из России в Мексику

0
667

Другие новости