0
381
Газета Политика Печатная версия

15.09.2000

Правительство отказывается слушать депутатов

Тэги: бюджет


БОРЬБА за бюджет, которая в последние дни разворачивается в полную силу, заставляет правительство искать новые способы защиты своей позиции. Возможно, одним из аргументов в пользу принятия основного финансового закона страны на следующий год призвано было стать обнародование данных об успешном исполнении бюджета текущего года. Состоявшееся вчера на заседании кабинета министров обсуждение отчета Минфина за первое полугодие позволило премьер-министру Михаилу Касьянову и основному докладчику - первому замминистра финансов Алексею Улюкаеву еще раз назвать, в общем-то, уже известные цифры, свидетельствующие об успехах российской экономики в первом полугодии 2000 года: рост ВВП за период с января по июнь составил 7,3%, а промышленный рост - 10,3%, увеличилась собираемость налогов. Уже к середине года федеральный бюджет получил 63,7% запланированных на весь год доходов.

Тем не менее в докладе Минфина признается, что источники наблюдаемого роста, и прежде всего эффект импортозамещения, в значительной степени исчерпаны, поэтому прогноз роста экономики на второе полугодие 2000 года более осторожен. Правительство просто планирует достичь заложенного в нынешний бюджет показателя - 5,5% роста ВВП.

Однако на фоне обсуждения действующего бюджета неизбежно возникала и тема бюджета нового. Алексей Улюкаев, выступавший на брифинге по итогам заседания правительства, обратил внимание журналистов на специфику межбюджетных отношений в этом году. Данные Минфина говорят о том, что регионы не слишком хорошо собирают налоги в свои бюджеты. Если федеральный бюджет к 1 июля уже получил 58,6% годового плана налоговых доходов, то достижения региональных властей гораздо скромнее - 41,4%. Такое отставание объясняется многочисленными налоговыми льготами, которые местные власти предоставляют предприятиям, причем, по мнению правительства, в значительной мере неоправданно. Очевидно, что такие подсчеты послужат кабинету министров дополнительным аргументом, чтобы убедить парламентариев согласиться с предложенной исполнительной властью реформой межбюджетных отношений.

Продолжили рекламировать проект бюджета на будущий год правительственные чиновники и в стенах самой Думы, где состоялось заседание бюджетного комитета. Вице-премьер и министр финансов Алексей Кудрин вчера еще раз подтвердил, что правительство не намерено пересматривать основные показатели проекта федерального бюджета на 2001 год, несмотря даже на то, что его шансы быть утвержденным в первом чтении (которое запланировано на 6 октября) пока весьма невелики.

Алексей Кудрин в своем выступлении попытался еще раз убедить депутатов в том, что проект бюджета-2001, который был представлен правительством, - это единственно возможный вариант и делать какой-либо другой - более оптимистичный, а следовательно, больший по доходам - было бы "не мудро и не по-государственному". Министр финансов в очередной раз объяснил, почему правительство положило в основу существующий прогноз, обещал добиться планируемой инфляции в 12%, а также подверг критике тех экспертов, которые только предлагают некие планы, но не предоставляют никаких реальных расчетов.

К числу таких экспертов г-н Кудрин отнес и депутатов из подкомитета по бюджету, которые предложили повысить бюджетные доходы на 150 миллиардов рублей. Обоснование их расчетов он назвал "неглубоким" и обвинил законодателей в том, что они не стремятся сделать бюджет по-настоящему реалистичным, а только хотят поделить деньги. Вице-премьеру задали вопрос, а не заведет ли бюджетный процесс в тупик такое упрямство правительства, на что тот ответил, что "тупика не может быть по определению". Очевидно, г-н Кудрин имел в виду, что нынешний думский расклад делает принятие бюджета делом больше техническим, чем политическим.

Стоит отметить, что упорство кабинета министров, безусловно, связано с тем, что накануне президент не дал лидерам думских фракций обещания заставить правительство пойти на компромисс - несмотря на то что все девять приглашенных думцев предлагали ему сделать это. Белый дом, таким образом, начал вчера на Охотном Ряду околобюджетные консультации, чувствуя за собой поддержку Кремля. Впрочем, необходимо заметить, что пока пропрезидентские фракции, судя по всему, не получили из администрации главы государства никаких команд на безоговорочное согласие с проектом бюджета. Возможно, что президент просто захотел взять паузу, посмотреть, что может сделать правительство без его явной поддержки, а потом, если оно не справится, вмешаться и поступить с кабинетом так, как он того будет заслуживать.


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Бизнес испугался бюджетного кризиса и неуправляемой инфляции

Бизнес испугался бюджетного кризиса и неуправляемой инфляции

Анастасия Башкатова

Российские предприниматели не ощутили пользы от переизбытка денег в казне и резервах

0
2477
Бюджет "круговой обороны" утвержден в Госдуме

Бюджет "круговой обороны" утвержден в Госдуме

Ольга Соловьева

Накопление резервов для чиновников оказалось важнее роста и развития страны

0
1391
Профицит федерального бюджета за январь-октябрь 2018 года составил 3,6% ВВП

Профицит федерального бюджета за январь-октябрь 2018 года составил 3,6% ВВП

0
792
К предвыборным проблемам Иванишвили добавилась девальвация лари

К предвыборным проблемам Иванишвили добавилась девальвация лари

Юрий Рокс

Падение курса национальной валюты может добить правящую "Грузинскую мечту"

0
1487

Другие новости

Загрузка...
24smi.org