0
479
Газета Политика Печатная версия

23.09.2000

Правительство сказало депутатам: не дождетесь

Тэги: ксьянов, кудрин, дума, бюджет


ксьянов, кудрин, дума, бюджет Михаил Касьянов вновь подтвердил, что правительство не будет пересматривать проект бюджета.
Фото Фреда Гринберга (НГ-фото)

ПРЕДСЕДАТЕЛЬ российского правительства Михаил Касьянов сообщил вчера депутатам Государственной Думы об особенностях социально-экономической ситуации в стране, а его заместитель - министр финансов Алексей Кудрин - об исполнении федерального бюджета за первые шесть месяцев текущего года. Сами по себе эти доклады мало интересовали законодателей. Гораздо больше им хотелось узнать, что же все-таки кабинет министров ответит на их предложение скорректировать основные показатели проекта бюджета на 2001 год. Касьянов и Кудрин, не дожидаясь конкретных вопросов, в своих речах дали депутатам четкий ответ: не дождетесь!

Необходимо, кстати, заметить, что в своем выступлении премьер больший акцент сделал не на финансово-экономических основаниях такого ответа депутатам, понимая, возможно, что о цифрах можно спорить до бесконечности и еще неизвестно, кто кого переспорит. В своей речи он заявил, что если согласиться с депутатскими идеями (то есть строго запланировать в законе о бюджете-2001 гипотетические дополнительные доходы), то "тот уровень социально-политической стабильности, который сегодня достигнут совместными усилиями, может быть разрушен в один момент".

Михаил Касьянов вчера вообще-то был довольно оптимистичен. Свой доклад начал с утверждений о том, что положение в стране в настоящее время оценивается правительством как "достаточно положительное и стабильное с признаками улучшения". По его словам получалось, что все то, что должно расти (ВВП, промышленное производство и реальные доходы населения и прочее), растет весьма неплохими темпами, и, напротив, все то, что должно сокращаться (инфляция, безработица, всевозможные неплатежи и задолженности и тому подобное), падает вниз прямо на глазах у правительства и депутатов.

Премьер, оставив конкретику своему заму, все же произнес несколько бодрых рапортов о ходе исполнения бюджета-2000. Дополнительные его доходы тратились на выплату внешнего долга, проведение контртеррористической операции на Северном Кавказе, долгов военнослужащим и прочим бюджетникам. Господин Касьянов отметил, что успешная работа правительства фактически свела на нет такое явление, как бартерные расчеты, и заставила экономику оперировать в основном живыми деньгами.

Упомянув рост объемов кредитования реального сектора российскими банками, премьер-министр перешел к той теме, которой многие от него с нетерпением ждали. Депутаты хотели услышать, каковы планы исполнительной власти по отношению к курсу рубля. Михаил Касьянов в принципе ожидания оправдал, фактически намекнув на то, что политике плавного снижения курса действительно приходит конец. Премьер заметил, что "с начала года рубль укрепился в реальном выражении на 8 процентов". Он подчеркнул, что "сдерживание импорта тоже имеет свои границы", а потом заявил, что "тепличных условий и полного ограждения от конкуренции из-за рубежа российским предприятиям мы дать не можем". По мнению главы кабинета, "достойная" конкуренция должна быть. Поддержание же курса рубля, судя по отчету премьера, вполне возможно, ведь золотовалютные резервы страны выросли до 24,4 миллиарда долларов, что является самым большим показателем за последние десять лет.

Описав все успехи, которые наличествуют в работе кабинета министров в этом году, его председатель естественно перешел к такой теме, как бюджетные корректировки следующего. Он резко раскритиковал депутатов, которые требуют увеличить доходы бюджета-2001, в частности, за счет увеличения уровня прогнозируемой инфляции. При этом он заявил, что если правительство говорит о низкой инфляции, то делает это для того, чтобы убедить субъекты экономики в стабильности завтрашнего дня. Таким образом, г-н Касьянов дал понять, что инфляция, возможно, и будет выше, но будет лучше, если все узнают об этом в конце 2001 года, а не перед его началом, повторив еще раз все аргументы Белого дома по поводу расчетов цены на нефть в ближайшем будущем и снова подчеркнув, что пессимистический прогноз вполне оправдан. Переговоры с МВФ о предоставлении России кредита в размере 1,7 млрд. долларов, видимо, могут успехом и не закончиться, а это значит, что дополнительные доходы в случае их появления придется тратить на замещение планируемых в бюджете внешних заимствований.

Как заранее и ожидалось, Михаил Касьянов озвучил уже поддержанный рядом думских фракций план правительства закрепить в законе о бюджете-2001 специальную статью, которая должна содержать механизм принятия совместных думско-правительственных решений в отношении возможных дополнительных доходов. Кстати, премьер лишний раз сказал о том, что никто таких доходов гарантировать не может. Министр финансов Алексей Кудрин в своей речи высказался за точно такое же решение. В думских кулуарах он сообщил, что до 10 октября его ведомство представит в правительство проект закона о внесении изменений в закон о бюджете-2000, который покажет, как распределятся дополнительные 206 миллиардов рублей.

Обида депутатов на то, что в нынешнем году кабинет министров оперирует такими большими деньгами без их спроса, сейчас, как известно, и является основной причиной думских претензий к проекту бюджета-2001. Господин Кудрин, однако, заявил вчера о том, что ничего необычного в 2000 году не произошло, кроме как стопроцентного исполнения того прогноза, на котором правительство и строило нынешний бюджет. Заметив, что если сбылся этот прогноз, то и следующий, видимо, постигнет такая же судьба, вице-премьер, таким образом, еще раз дал депутатам понять, что их расчеты по поводу занижения основных показателей финансового плана правительство не убеждают. Кабинет министров, по его словам, не хочет исполнять такой бюджет, который, может быть, придется секвестрировать.

Интересно, что он сам сообщил депутатам те цифры, которые уже и так используются ими против правительства. По данным, которые привел вчера г-н Кудрин, несмотря на перевыполнение полугодового бюджета по доходам на 158, а по расходам - на 26 миллиардов рублей, финансирование по отдельным разделам происходило крайне неравномерно, то есть правительство перебрасывало "лишние" деньги туда, куда в тот или иной момент ему это было сделать необходимо. Таким образом, требования депутатов о необходимости четко и заранее расписать все дополнительные доходы, а следовательно, и расходы имеют определенные основания.


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Бюджет "круговой обороны" утвержден в Госдуме

Бюджет "круговой обороны" утвержден в Госдуме

Ольга Соловьева

Накопление резервов для чиновников оказалось важнее роста и развития страны

0
702
Профицит федерального бюджета за январь-октябрь 2018 года составил 3,6% ВВП

Профицит федерального бюджета за январь-октябрь 2018 года составил 3,6% ВВП

0
682
К предвыборным проблемам Иванишвили добавилась девальвация лари

К предвыборным проблемам Иванишвили добавилась девальвация лари

Юрий Рокс

Падение курса национальной валюты может добить правящую "Грузинскую мечту"

0
1451
Улетая на острова, или PR по вызову

Улетая на острова, или PR по вызову

Наталья Рубанова

Разговор литературного агента с литпиарщиком

0
796

Другие новости

Загрузка...
24smi.org