0
502
Газета Политика Печатная версия

17.10.2000

Избирательное законодательство будут менять

Тэги: выборы, политические партии


ПОЧТИ весь вчерашний день в Государственной Думе обсуждали проблемы совершенствования избирательного законодательства. На специальных парламентских слушаниях депутаты нижней палаты, члены Центральной избирательной комиссии, различные эксперты и ученые размышляли о том, в каком направлении должна развиваться российская избирательная система.

Председатель думского комитета по госстроительству Анатолий Лукьянов с самого начала обозначил те проблемы и недоработки, которые выявились в последние годы на выборах депутатов Думы, президента, а также на различного уровня региональных выборах. По его мнению, это неприкрытое использование так называемого административного ресурса, участие в избирательных кампаниях "денежных мешков", ошибки в деятельности самих избирательных комиссий, приводящие к многочисленным судебным разбирательствам, а также несовершенство избирательных законов. Самое же главное, отметил г-н Лукьянов, это отсутствие поддержки различных норм избирательного права в других разделах последнего - и прежде всего в административном, налоговом, финансовом.

Председатель Центризбиркома Александр Вешняков презентовал думцам тот доклад под названием "О развитии и совершенствовании законодательства РФ о выборах и референдумах", который на днях будет представлен российскому президенту. Многостраничный документ содержит много разных предложений, однако наибольшие симпатии среди депутатов, без сомнения, вызовет тот факт, что ЦИК не предлагает менять нынешнюю пропорционально-мажоритарную систему на какую-либо другую. Стоит отметить, правда, что сами депутаты все-таки подняли эту тему. Одни высказывались за то, чтобы пропорциональная система стала преобладающей, другие, понятное дело, выступали за противоположный подход. Третьи, например, депутат Сергей Юшенков, предлагали назвать способ формирования Государственной Думы мажоритарно-пропорциональным, то есть проводить выборы по одномандатным округам, в которых участвовали бы политические партии, получающие думские мандаты по примерно той методике, которая сейчас существует в Германии.

Любопытно, что практически каждый из выступивших на вчерашних парламентских слушаниях по избирательному законодательству призывал к как можно более скорому принятию закона о политических партиях, который до сих пор нижней палатой в целом так и не утвержден, хотя и проголосован в первом чтении уже несколько лет назад. По некоторым сведениям, это связано с тем, что Кремль фактически закончил подготовительные мероприятия, предваряющие внесение в нижнюю палату соответствующего законопроекта.

Автором этого документа является Центризбирком РФ, но так как он правом законодательной инициативы не обладает, то вносить его на суд депутатов будет Владимир Путин. Естественно, что его администрация допустить провала законопроекта не могла, а потому почва и была подготовлена так основательно. Ничего, впрочем, особенно нового в проекте закона все-таки нет. Как удалось выяснить корреспонденту "НГ", вообще-то по кабинетам Государственной Думы в настоящий момент ходит несколько бумаг, похожих друг на друга процентов на 80-90. Их суть состоит в следующем: во-первых, для партий устанавливается строго определенная численность, причем либо с помощью обязательного минимума членов в ее региональных отделениях, либо через определение минимальной общей численности партии. Еще одно требование - филиалы в не менее чем половине субъектов РФ. Во-вторых, для партий, попавших в Думу или хотя бы приблизившихся максимально к этой цели, вводится институт государственного финансирования. Кстати, вообще вся финансовая деятельность политпартий согласно всем вариантам законопроекта о них должна стать существенно контролируемой различными государственными органами. Третья особенность, которая прописана примерно одинаково у всех инициаторов обновления партийного законодательства, заключается в том, что впервые даются весьма четкие критерии того, на каких основаниях та или иная партия может быть запрещена и какая для этого должна быть применена судебная процедура. Кстати говоря, и механизм регистрации политической партии прописан довольно подробно, а главное, обозначены все те документы, на основании которых должна проводиться регистрация, а также предложен конечный список тех оснований, по которым в регистрации может быть отказано.

По некоторым сведениям, президент РФ может внести проект закона о политических партиях уже в начале ноября. Предварительный зондаж, апофеозом которого и стали вчерашние парламентские слушания, показал, что принципиальных возражений против основных правил партийного строительства не было ни у одной думской фракции или группы, хотя ко второму чтению некоторые из них и обещали представить собственные мысли о том, какими эти правила должны быть.


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


КПРФ готовит стратегию борьбы с "хакассментом"

КПРФ готовит стратегию борьбы с "хакассментом"

Дарья Гармоненко

Иван Родин

В 2019 году главной проблемой оппозиционных кандидатов в губернаторы станет муниципальный фильтр

0
554
В Приморье начался отсев претендентов

В Приморье начался отсев претендентов

Иван Родин

Состав команды соперников Кожемяко будет известен к концу недели

0
483
О причинах осенних проблем кандидатов власти

О причинах осенних проблем кандидатов власти

Определять повестку федеральных выборов проще, чем региональных

0
433
Выбор украинцев ограничен – Порошенко  или Тимошенко

Выбор украинцев ограничен – Порошенко или Тимошенко

Татьяна Ивженко

В стране не появилось новых ярких
политиков

0
616

Другие новости

Загрузка...
24smi.org