0
512
Газета Политика Печатная версия

21.11.2000

"Я не против президента"

Тэги: Дума, совет федерации


- ВЛАДИМИР МИХАЙЛОВИЧ, уже прошло достаточно времени с того момента, когда начал действовать новый закон о порядке формирования Совета Федерации, и ротация уже началась┘ Что, по вашему мнению, будет представлять собой обновившаяся верхняя палата? Помнится, вы не раз говорили о мрачном будущем Совета Федерации┘

- Я не говорил о мрачном будущем Совета Федерации. Совет Федерации был, есть и будет, пока есть Конституция и в нее не внесены изменения. Но, по моему убеждению, работать станет тяжелее. Тяжелее станет и субъектам Федерации, потому что в верхней палате будут представлены не руководители регионов, а посредники-представители.

- Но ведь этих посредников будет тщательно выбирать сама власть - Законодательные собрания субъектов, главы регионов┘

- Никто и не говорит, что эти люди будут недостойны. Но минусы очевидны. Во-первых, новый член Совета Федерации утрачивает связь с регионом, он работает на постоянной основе в Москве. Работа в Совете Федерации будет заключаться в том, что власть будет давать поручение представителю в верхней палате, как голосовать по тому или иному вопросу. То есть документы должны быть изучены в первую очередь в регионе, на что нужно время. Если раньше, к примеру, утром была внесена кандидатура генерального прокурора, мы уже днем могли рассмотреть этот вопрос на заседании Совета Федерации. А сейчас это просто исключено.

- Но ведь необходимость реформы Совета Федерации как раз и объяснялась тем, что с ее помощью можно было не только устранить смешение законодательной и исполнительной властей, но и повысить оперативность верхней палаты...

- Дело в том, что была законодательная инициатива президента со своей мотивацией, но потом было вмешательство в этот проект других субъектов законодательной инициативы, в результате чего появился закон. Кто-то согласился с его положениями, кто-то нет. Действительно, необходимость принятия закона о порядке формирования мотивировали необходимостью приведения закона в соответствие с Конституцией, в которой прописано разделение властей. По предыдущему варианту закона гражданин одновременно мог являться руководителем исполнительной власти у себя в регионе и в то же время работать в Совете Федерации как законодатель. Но дело в том, что он писал законы не для себя, ведь основная функция верхней палаты - их отклонение или одобрение. То есть принималось политическое решение - будет ли работать определенный закон, нужен ли он регионам или нет. Но даже если все члены Совета Федерации из какой-то личной заинтересованности, корысти были не согласны с принятием какого-либо закона, то выход был прост - Госдума преодолевала вето, что было неоднократно, а затем президент подписывал. Другое дело, что никакой корысти не было - мы просто считали, что эти законы не будут работать или будут работать неудачно. И во многом наше мнение подтвердилось - если мы возьмем любой закон, который прошел мимо палаты, а он был важен для субъектов Федерации, то к нему впоследствии было очень много замечаний. По двум последним есть обращение в Конституционный суд.

- Кстати, об обращении в Конституционный суд. Почему комитет, который работал очень долго, тщательно проверял путинские законы, привлекал к этой работе большое количество экспертов, так и не решился включить вопрос об обращении в КС от лица всех сенаторов в повестку дня Совета Федерации?

- Знаете, это вопрос к комитету, я отсутствовал на заседании комитета, я был в командировке.

- Но вы все-таки поддерживали саму идею обращения в КС?

- Не только морально поддерживал. Я согласен с позицией президента Чувашии Николая Федорова и считаю, что России сейчас нельзя идти путем расширения полномочий одного из участников системы сдержек и противовесов в государственном устройстве. У нас есть президентская власть, исполнительная, законодательная и судебная - все четко разделено. Есть еще и Генеральная прокуратура со своими полномочиями - право ареста, право отстранения от должности. У каждого в Конституции прописаны права, обязанности и полномочия. Сейчас тенденция такова, что президента наделяют дополнительными полномочиями. Я не выступаю против президента, я говорю о структуре власти - она должна быть неизменна. Дело в том, что президент избран на четыре года. Его право - быть избранным еще на четыре года. Сейчас нам повезло, и избран порядочный президент. Но потом может прийти совершенно другой человек... Кто у него сможет отобрать какие-то из полномочий? Никто!

- По-вашему, можно ли ожидать в дальнейшем внесения изменений в Конституцию, касающихся, к примеру, закрепления подобных "дополнительных" полномочий президента или, допустим, таких, которые позволили бы в корне изменить процесс формирования Совета Федерации?

- Конечно, можно ожидать. И нужно. Более того, необходимость в определенных изменениях, безусловно, назрела. Но они вносятся по довольно-таки сложной процедуре. Я считаю, что некоторые поправки могут проходить не меньше года. Во всяком случае, год дается всем субъектам Федерации, парламентам, чтобы рассмотреть эти поправки. А изменение Конституции глобально, через Конституционное собрание - этот вопрос вообще еще не прописан в законах. Так что теоретически это возможно, но практически очень сложно.

- Во многих регионах прошли выборы глав субъектов. Между тем процесс ротации членов Совета Федерации происходит более чем вяло, хотя еще совсем недавно довольно большое количество сенаторов грозились покинуть "слабеющую" верхнюю палату... С чем это может быть связано?

- Ротация началась, прошли выборы во многих регионах, и новые руководители исполнительной и законодательной властей уже не могут появиться в Совете Федерации. Это такая естественная ротация. И возможна искусственная ротация, когда любой член верхней палаты парламента может в любой момент сложить с себя полномочия и прислать вместо себя представителя. Но дело в том, что это не стимулируется ни экономическим, ни правовым путем. Кроме принятия закона о порядке формирования Совета Федерации, необходимо внести значительные изменения в документы о статусе членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы. Насколько мне известно, эти документы пока даже не внесены в Госдуму. И поэтому я не представляю, чем эти новые люди, пришедшие на работу в верхнюю палату, будут руководствоваться. Кроме того, не решен финансовый вопрос. Деньги на работу нового закона не заложены в бюджет 2001 года. И когда я неделю назад докладывал об этой поправке на заседании бюджетного комитета Госдумы, ее отклонили. Сказали - "да, проблемы есть, будем искать деньги". Но найдут их или нет - неясно... Я предложил - если нет денег, то действие этого закона надо просто приостановить. Такое возможно. Есть целый список законов, которые не будут исполняться в 2001 году, потому что нет финансов.

- Ходят слухи, что из-за этого на следующем заседании сенаторы вряд ли утвердят нового представителя от Законодательного собрания Северной Осетии Валерия Кадохова, а затем и других новых представителей...

- Утвердить-то мы их можем. На следующем заседании мы собираемся внести изменения в регламент. Не знаю, успеем или нет. Одна из назревших поправок в регламент заключается в том, что сейчас у нас такое "обезличенное" голосование - известно только, сколько "за", сколько "против" и сколько воздержалось. А теперь нужно, чтобы каждое голосование было поименным, потому что каждому из новых членов Совета Федерации нужно будет отчитываться за каждое свое голосование перед теми органами власти, которые его туда направили.


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Либеральная оппозиция затевает привычный спор

Либеральная оппозиция затевает привычный спор

Иван Родин

ПАРНАС и "Яблоко" вряд ли договорятся о коалиции с прицелом на Госдуму-2021

1
1079
Губернаторы опять станут паровозами партии власти

Губернаторы опять станут паровозами партии власти

Дарья Гармоненко

В "Единую Россию" возвращается административная вертикаль

0
1594
Депутаты подтвердили: предприятия и аптеки к маркировке лекарств готовы

Депутаты подтвердили: предприятия и аптеки к маркировке лекарств готовы

Татьяна Попова

0
604
Путин попросил Памфилову зайти в Кремль, в несистемной оппозиции опять заговорили о коалиции

Путин попросил Памфилову зайти в Кремль, в несистемной оппозиции опять заговорили о коалиции

Иван Родин

  

0
1573

Другие новости

Загрузка...
24smi.org