0
588
Газета Политика Печатная версия

26.07.2001

Мелкоземельный тормоз

Тэги: семенов, дума, закон, земля, ограничение

Обсуждение в Государственной Думе проекта Земельного кодекса, принятого депутатами во втором чтении уже на последнем заседании весенней сессии, показало, что с помощью только одного этого документа аграрную реформу в России не провести. Как известно, все проблемы рыночного оборота сельскохозяйственной земли решено было регулировать специальным отдельным законом, текста которого правительство пока представить не смогло. Судя по всему, в этом законопроекте предстоит не только ввести ограничения на куплю-продажу сельхозземли, но и решить ряд других проблем, мешающих нормальному развитию аграрного сектора российской экономики. Прокомментировать эту ситуацию "НГ" попросила депутата Виктора Семенова из фракции "Отечество - Вся Россия", который занимал пост министра сельского хозяйства и продовольствия РФ в кабинете Евгения Примакова, а до этого возглавлял подмосковный агрохолдинг "Белая дача". Кроме того, до недавнего времени Семенов был одним из лидеров Аграрной партии России, но покинул ее из-за несогласия с половинчатой позицией руководства АПР по земельному вопросу.

- Виктор Александрович, каким, на ваш взгляд, получился Земельный кодекс, принятый Госдумой во втором чтении?

- Я считаю, что для сегодняшнего этапа развития нашей страны кодекс получился очень прогрессивным, но, как любой закон, который коренным образом меняет взаимоотношения в обществе, он, конечно, не может быть без недостатков. И поэтому было бы странным говорить, что сегодня мы создали тот документ, который будет гармонично, во-первых, воспринят в обществе, а во-вторых, так же гармонично регулировать те сложные и противоречивые земельные отношения, которые существуют в стране. По моей информации, полученной из некоторых регионов, в ряде геологических партий в последнее время произошли пожары, в результате которых "пропали" разнообразные геолого-разведочные карты еще советских времен. Я думаю, это не случайные пожары. Просто "грамотные" люди приобрели эти карты, а потом с их помощью приобретут и земельные участки - причем за копейки. А потом государству, если под этими участками "вдруг" обнаружатся золото, алмазы и прочие ископаемые, придется покупать эту землю у них, но уже по другим ценам - рыночным.

- Правильно ли сделали правительство и Дума, решив вынести в отдельный закон земли сельскохозяйственного назначения?

- Абсолютно правильно. Более того, я считаю, что обществу надо будет очень внимательно отнестись к формированию законопроекта об особенностях регулирования сельскохозяйственных земель. Это на самом деле очень чувствительная сфера и самый, пожалуй, больной ее момент. Он заключается в том способе раздачи сельскохозяйственной земли, который был использован в начале 90-х годов. Ведь надо же было умудриться так бездарно раздать ее - разбить на доли землю бывших колхозов, совхозов и прочих сельскохозяйственных предприятий и раздать ее всем живущим на селе поровну и бесплатно. Причем землю разделили поровну не только среди работающих на ней, но прибавили к ним и всех рядом живущих, и идущих: врачей, учителей, милиционеров и так далее.

В результате что мы сегодня имеем? У нас в лучшем случае 15-20 процентов владельцев паев реально работают на земле. Мы искусственно породили слой земельных рантье. Причем рантье мелких, которые не могут вкладывать в свою собственность деньги не только потому, что, например, их нет у них, а потому, что в такие маленькие участки, по сути дела, денег и вложить невозможно. Сейчас выходить из нынешнего положения в нормальное, то есть концентрировать землю в руках эффективного собственника, будет очень сложно. Здесь надо проявить колоссальную мудрость.

- Вы согласны с теми заявлениями, которые Михаил Касьянов делал на Белгородчине? Он отметил, в частности, что у правительства появились аргументы против свободной купли-продажи сельхозземли.

- Могу сразу же сказать, что свободной купли-продажи сельскохозяйственной земли нет нигде в мире. Сделки с землей во всех цивилизованных странах обременены определенными ограничениями. Ну, а на этапе нашего вхождения в этот мир подобные ограничения должны быть еще более заметными - как раз на переходный период возникновения в России нормальной рыночной экономики. После чего часть из них с течением времени должна быть отменена. Я надеюсь, что председатель правительства именно так это понимает.

- Что же должно быть написано в проекте закона об особенностях оборота сельскохозяйственных земель?

- Сохранение целевого назначения земли, приоритет соседа при реализации освободившегося участка. Также надо прописать вопросы изъятия земли при ее нецелевом использовании или ее неиспользовании вообще. Надо зафиксировать возможность и механизм отказа собственника от земли, потому что она - не просто субъект бизнеса, это еще и среда жизненного обитания людей. Очень грамотно надо прописать и статьи, исключающие искусственную спекуляцию землей. То есть оговорить нормативы цены на землю, сделать существенным влияние Земельного банка на процессы перераспределения участков. Я поддержал бы и такие предложения: если человеку дали бесплатно сельскохозяйственную землю, то в течение какого-то периода он продавать ее не может.

- А ограничения, связанные с размером надела, на ваш взгляд, должны присутствовать в этом законе?

- Обязательно, но не столько ограничения максимального размера, сколько в первую очередь минимального. Максимальный же предел я бы обусловил только положениями антимонопольного законодательства. Среди мер, ограничивающих свободу сделок с сельскохозяйственной землей, я бы ввел, например, и регрессивный налог. Его механизм заключается в следующем: положим, первые три года землю, полученную бесплатно, вообще продавать нельзя, на четвертый - 70 процентов от продажи идет государству, а через 10 лет, к примеру, уже вообще нет этого налога. Такую схему можно было бы ввести опять на нынешний переходный период. Ну и самый тонкий и трудный вопрос - как же быть с этими мелкими рантье. Как, с одной стороны, запустить механизм купли-продажи их долей, а с другой - предусмотреть защитные меры против того, чтобы эти мелкие собственники не смогли мешать развитию сельхозпредприятий? Например, в числе последних можно было бы предусмотреть право для акционерного общества заключать с такими собственниками договоры, исключающие их право свободно реализовывать свою землю на стороне. Надо запустить процесс концентрации мелких наделов, побудить рантье продать свои участки либо сдать их в долгосрочную аренду. Причем ни в коем случае нельзя пойти по пути, напоминающему людям об экспроприации. Надо заинтересовать людей реальной возможностью получить за ту землю, которая им не нужна, соответствующую компенсацию. Кроме того, необходимо побыстрее запускать и залоговые механизмы. Но препятствием для них, кстати, опять является все та же земельная "мелкота".


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Киев и Будапешт выходят на новый виток противостояния

Киев и Будапешт выходят на новый виток противостояния

Татьяна Ивженко

Украинская сторона надеется, что ЕС введет санкции против Венгрии

0
301
Чем меценатство на Западе отличается от России

Чем меценатство на Западе отличается от России

Елизавета Авдошина

На Культурном форуме обсудили проблемы государственно-частного партнерства

0
226
Оппозиционные предвыборные проекты продолжают множиться

Оппозиционные предвыборные проекты продолжают множиться

Дарья Гармоненко

В Мосгордуму зовут муниципальных депутатов

0
920
Законодательная дума отложила рассмотрение поправок об ограничении власти губернатора Хабаровского края

Законодательная дума отложила рассмотрение поправок об ограничении власти губернатора Хабаровского края

0
1102

Другие новости

Загрузка...
24smi.org