0
3490
Газета Политика Интернет-версия

18.08.2001 00:00:00

Двадцать ведущих политиков в августе 1991 года

Тэги: путч, рейтинг, гкчп, переворот


путч, рейтинг, гкчп, переворот Эпизод новейшей истории образца августа 91-го: танки у Белого дома.

ПЕРВОЕ место в рейтинге двадцати ведущих политиков августа 1991 года занимает президент СССР Михаил Горбачев. Однако его политический вес обусловлен только должностью главы государства, все остальное влияние Горбачев катастрофически теряет. Советский Союз стремительно разваливается, и на отставке президента настаивают не только находящиеся в оппозиции к союзному руководству российские демократы, которые считают, что реформы в стране не проводятся, но и консервативно настроенные коммунисты. Депутатская группа "Союз", оказывающая серьезное давление на руководство страны, требует на шесть месяцев ввести чрезвычайное положение, создать Комитет национального спасения и передать ему всю полноту власти. Новый Союзный договор, на подписании которого настаивает президент СССР, на самом деле не поддержан главами союзных республик. Горбачев же считает, что "ново-огаревский процесс пошел" и 20 августа все поставят свои подписи под историческим соглашением о сохранении СССР. 4 августа он уезжает в отпуск, а 5-го члены будущего ГКЧП обсуждают ситуацию и решают не допустить подписания Союзного договора.

На втором месте президент РСФСР Борис Ельцин, который буквально "дышит в затылок" Горбачеву. Он уже сделал ряд резких заявлений о том, что президент СССР должен уйти в отставку. Союзный договор в том виде, который предлагает Горбачев, ему не нужен, но он тем не менее тесно работает с главой государства над его проектом. Ельцин уверен, что рано или поздно Россия обретет самостоятельность, и поэтому ведет сепаратные переговоры с лидерами некоторых союзных республик, с которыми уже подписаны двухсторонние соглашения, где субъекты Союза рассматривают друг друга как независимые суверенные государства. 29 июля Ельцин и Назарбаев приватно встречаются с Горбачевым и предлагают ему провести серьезные кадровые перестановки, в частности - убрать Лукьянова, Янаева, Пуго и Крючкова. Этот разговор стал известен в КГБ СССР. Накануне путча Ельцин находится в Алма-Ате у Назарбаева, они обсуждают Союзный договор и возможный союз четырех республик - РСФСР, Казахстана, Украины и Белоруссии.

Третью строчку занимает председатель ВС СССР Анатолий Лукьянов. Много лет ему пришлось играть роль соратника и друга Горбачева, скрывая истинные чувства абсолютного неприятия горбачевских идей и простой человеческой зависти. Рано или поздно сущность Брута при Цезаре должна была проявиться, однако Лукьянов был и остается весьма осторожным человеком, предпочитающим не афишировать свои связи. Лукьянов не только тесно связан с силовиками, ставшими затем во главе ГКЧП, но и оказывает серьезное влияние на президента. Именно он заставляет нерешительного Горбачева все время колебаться и даже отступать от реформ, становясь на сторону консерваторов. Горбачевский проект Союзного договора категорически не нравился Лукьянову, и он часто высказывал альтернативную точку зрения. 19 августа в шесть утра по радио и телевидению было передано заявление председателя ВС СССР, где Лукьянов критиковал проект договора, подчеркивая, что документ нельзя подписывать, не рассмотрев его предварительно в Верховном Совете, а затем на Съезде народных депутатов СССР. Заявление было датировано 16 августа, но, как впоследствии сообщил руководитель секретариата ВС, оно было написано в ночь на 19 августа. Это стало еще одним доказательством того, что Лукьянов был одним из идеологов ГКЧП, хотя и попытался дистанцироваться от своих соратников.

На четвертом месте председатель правительства СССР Валентин Павлов, сменивший на премьерском посту Николая Рыжкова в начале 1991 года. Как бывший министр финансов он не только прекрасно знает расстановку политических сил, но и истинное положение страны. Оно катастрофическое, и только мобилизационный вариант экономики, помноженный на абсолютную власть силовиков, по мнению Павлова, может сохранить союзное государство. В апреле премьер предлагает Верховному Совету свою "антикризисную программу", но ее отвергают многие республики. 17 июня, когда в Ново-Огареве состоялась последняя встреча глав республик по формуле "9+1", Павлов переходит в контрнаступление на Верховном Совете при активной поддержке Крючкова, Язова и Пуго. Он требует для себя чрезвычайных полномочий, не оставляющих места для реальной власти президента Горбачева. Депутаты его не поддержали. 19 августа Павлов вместе с Янаевым и Баклановым обнародует "Обращение советского руководства", где говорится о новом политическом режиме в стране.

Пятое место в рейтинге занимает председатель КГБ СССР Владимир Крючков. Его политическое влияние и роль в подготовке путча очевидны. Крючков контролирует весь процесс и знает всю подноготную отчаянной борьбы за власть, которую ведут Горбачев и Ельцин. Он не сочувствует никому: Горбачев слаб, а Ельцин опасен. ГКЧП, конечно, был детищем председателя КГБ, но он прекрасно отдавал себе отчет в том, что такой состав его руководства не сможет добиться намеченной цели. Не случайно именно Крючков на встрече гэкачепистов на секретном объекте "АБЦ" КГБ СССР предлагал переговорить с Ельциным и Назарбаевым о поддержке ими ГКЧП. С одной стороны, Крючков был самым активным участником заговора, а с другой - именно он, вероятно, настоял на том, чтобы путч не стал по-настоящему кровопролитным.

Министр МВД СССР Борис Пуго и министр обороны Дмитрий Язов делят шестое и седьмое места. Первый - ставленник депутатской группы "Союз", которая в конце 1990 года потребовала отставки министра внутренних дел Бакатина. Второй занимает высший пост уже четыре года, но считается слабым министром. За Пуго и Язовым стоят события в Литве и Латвии, и поэтому силовики не сомневаются в том, какими методами следует наводить порядок в стране.

На восьмом месте глава Казахской ССР Нурсултан Назарбаев, единственный из представителей союзных республик, с кем одновременно "дружат" и Горбачев и Ельцин. Горбачев считает Назарбаева верным сторонником не только перестройки, но и сохранения СССР при помощи нового Союзного договора. Тем более что на встрече в Ново-Огареве 3 июня Назарбаев пытался уговорить Горбачева "хоть раз применить силу". В перспективе президент планирует назначить лидера Казахстана на пост председателя правительства союзного государства вместо жестко-агрессивного Павлова, которому не чужды известные человеческие слабости. Ельцин же считает Назарбаева своим соратником в деле борьбы республик с Центром за политическую и экономическую независимость.

Девятое место в рейтинге принадлежит руководителю аппарата президента СССР Валерию Болдину, который, по его собственному признанию, много лет помогал Горбачеву стать сначала генсеком, потом президентом и удержаться у власти. Именно Болдин был координатором всех силовых "мероприятий" в союзных республиках, когда Горбачев "ничего не знал" о происходящих событиях. Болдин считал своего патрона слабым руководителем и вполне сознательно вошел в команду гэкачепистов, помогая им отстранить президента от власти. По его словам, Горбачев был в курсе ГКЧП и рассчитывал в случае удачного завершения операции по наведению порядка вернуться из Фороса в Москву триумфатором.

На десятом месте заместитель председателя Совета обороны при президенте СССР Олег Бакланов, который участвовал в подготовке всех документов ГКЧП и постоянно звонил Горбачеву в Форос, докладывая ему об усложняющейся обстановке в стране. 18 августа он вместе с заместителем министра обороны генералом Варенниковым, партфункционером Шениным и Болдиным летал к Горбачеву в Крым.

Одиннадцатое место в рейтинге вопреки своей высокой должности вице-президента СССР занимает Геннадий Янаев. Само назначение Янаева на этот пост можно назвать стратегической ошибкой Горбачева, который в то время шел на значительные уступки КГБ, армии и консервативному крылу КПСС. Все это тогда заставило министра иностранных дел Шеварднадзе уйти в отставку и заявить о "надвигающейся диктатуре". В принципе Янаев ничего не делал, он представительствовал. Однако абсолютная никчемность Янаева не так очевидна, как кажется на первый взгляд. Было бы трудно подобрать иную кандидатуру на роль гэкачеписта-камикадзе, который в нужное время объявит себя "исполняющим обязанности президента страны". Видимо, это понимал и сам Янаев. Его дрожащие руки и потное лицо на знаменитой пресс-конференции в МИДе стали символом неудачного переворота.

На двенадцатом месте председатель правительства РСФСР Иван Силаев. Несмотря на то что ближайшее окружение Ельцина считало его "назначенцем по недоразумению", а союзное руководство видело в нем "своего среди чужих", Силаев довольно быстро сориентировался в политическом раскладе сил и вел довольно успешную борьбу за экономическую самостоятельность России. Возможно, при иных обстоятельствах Силаев более лояльно отнесся бы к ГКЧП, тем более что у него были неплохие личные отношения с Крючковым, но положение обязывает - российский премьер просто по должности оказался в числе главных антипутчистов. Вместе с Руцким он летал в Форос "освобождать" Горбачева.

Тринадцатое-четырнадцатое места делят российский вице-президент Александр Руцкой и председатель ВС РСФСР Руслан Хасбулатов. Они решительно стояли на стороне Ельцина, вполне искренне веря в то, что помогают России избавиться от пут Центра. Руцкому вообще сильно повезло - сначала Ельцин сделал его своим замом, потому что остро нуждался в поддержке "коммунистов за демократию", а за три дня путча боевой генерал превратился чуть ли не в национального героя России. И Руцкой, и Хасбулатов вполне надежно прикрывали тылы Ельцина, показывая, что в РСФСР есть серьезная и решительная власть.

На пятнадцатом месте бывший секретарь ЦК КПСС, старший советник президента СССР Александр Яковлев, который 29 июля подал в отставку и с этого поста. Вклад Яковлева в перестройку трудно переоценить, потому что именно он, а не Горбачев был ее "архитектором". 17 июня на ВС СССР, где Павлов требовал себе чрезвычайных полномочий, выступил Крючков, разоблачивший перестройку как "заговор ЦРУ, проводимый через агентов влияния". Глава КГБ имел в виду прежде всего Яковлева. Постепенно Яковлев уходит в оппозицию к Горбачеву и как член МГД поддерживает Ельцина.

Шестнадцатое место в нашем рейтинге принадлежит президенту Всесоюзной телерадиокомпании Леониду Кравченко, который по должности напрямую подчиняется Горбачеву. В январе Кравченко закрыл программу "Взгляд", и всем стало понятно, что горбачевская перестройка приказала долго жить. А 19 августа он подчинился решениям ГКЧП, ввел на телевидении режим строгой политической цензуры и запретил давать информацию из Белого дома. Кравченко сотворил еще один символ ГКЧП - балет Чайковского "Лебединое озеро".

Семнадцатое-восемнадцатое места у демократов Гавриила Попова и Анатолия Собчака, которые в июне стали мэрами двух главных городов России. Они находятся в оппозиции к союзной власти, резко критикуют Горбачева и являются вынужденными сторонниками Ельцина. Кстати, 16 августа координационный совет движения "Демократическая Россия" выступил с заявлением против подписания 20 августа Союзного договора как "возрождающего имперские традиции". Становится очевидным, что детище Горбачева, по сути, не нужно никому - ни консерваторам, ни демократам.

Девятнадцатое-двадцатое места в нашем рейтинге делят ближайшие сподвижники Ельцина - Геннадий Бурбулис и Сергей Шахрай. Первый считается одним из самых влиятельных политиков в команде президента РСФСР, курировавшим стратегию политических реформ, ее внешнюю политику, государственную и общественную безопасность. Второй сначала возглавлял комитет ВС РСФСР по законодательству, а потом был назначен советником Ельцина по правовым вопросам. Оба они уже знали, что Союзный договор по Горбачеву не будет подписан никогда и рано или поздно на смену Ново-Огареву придут Беловежские соглашения.

#

ФАМИЛИЯ, ИМЯ, ОТЧЕСТВО

1.

Горбачев Михаил Сергеевич

2.

Ельцин Борис Николаевич

3.

Лукьянов Анатолий Иванович

4.

Павлов Валентин Сергеевич

5.

Крючков Владимир Александрович

6.

Пуго Борис Карлович

7.

Язов Дмитрий Тимофеевич

8.

Назарбаев Нурсултан Абишевич

9.

Болдин Валерий Иванович

10.

Бакланов Олег Дмитриевич

11.

Янаев Геннадий Иванович

12.

Силаев Иван Степанович

13.

Руцкой Александр Владимирович

14.

Хасбулатов Руслан Имранович

15.

Яковлев Александр Николаевич

16.

Кравченко Леонид Петрович

17.

Попов Гавриил Харитонович

18.

Собчак Анатолий Александрович

19.

Бурбулис Геннадий Эдуардович

20.

Шахрай Сергей Михайлович


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Лукашенко научит Россию регулированию цен

Лукашенко научит Россию регулированию цен

Михаил Сергеев

Евразийский банк развития обещает Белоруссии новое инфляционное давление

0
1101
Пенсионеры спасут белорусскую промышленность

Пенсионеры спасут белорусскую промышленность

Дмитрий Тараторин

Лукашенко осознал дефицит рабочих рук и велел принять действенные меры

0
1555
Вклады россиян в банках не живут даже несколько лет

Вклады россиян в банках не живут даже несколько лет

Анастасия Башкатова

Центробанк и Минфин заочно поспорили – из чего формировать источники длинных денег для экономики

0
1913
Иностранцев будут активнее учить российским традициям

Иностранцев будут активнее учить российским традициям

Екатерина Трифонова

Работа по интеграции и адаптации мигрантов пока остается на региональном уровне

0
1325

Другие новости