0
371
Газета Политика Интернет-версия

06.10.2001 00:00:00

России в НАТО делать нечего

Тэги: нато, ес, терроризм


Сергей Шахрай, зам. руководителя аппарата Счетной палаты

Владимир Путин, по сути, пробил "окно в Европу". На мой взгляд, он показал высокую технику и политическую настойчивость, без чего сейчас нельзя в Европе. Главное, что я увидел в действиях президента, - это стремление отменить в отношении России действующую практику двойных стандартов со стороны Запада. Но все может остаться на уровне информационного успеха, если усилия президента не поддержат реальными действиями правительство и предприниматели, необходимы еще и усилия МИДа. Но самое главное, что за дипломатами должен пойти и хозяйственный блок правительства - таможня, Минэкономики, Минфин, а также крупнейшие российские предприниматели. Прежде всего, конечно, энергетики, но также и металлурги. Бизнес, я думаю, к этому готов. Он уже настрадался и от антидемпинговых санкций, и от двойных подходов в финансировании. Кроме того, Центробанку и правительству, наверное, стоит подумать о целесообразности перевести расчеты на евро, поскольку это могло бы застраховать нашу экономику от возможных колебаний американской валюты.

Что касается договоренности о ежемесячных консультациях по вопросам европейской безопасности, то я думаю, что никаких реальных структур, параллельных НАТО, сейчас возникнуть не может. Путин понимает, что Европа не пойдет на ухудшение отношений с США. И поэтому речь в данном случае может идти только об улучшении формата отношений России с Североатлантическим альянсом, о его постепенной трансформации в политическую организацию, а также о дополнительных, интересных для Европы, систем безопасности.

Глеб Павловский, "Фонд эффективной политики"

Сегодня идет ускоренное сближение с Западом, и совершенно очевидно, что в таких случаях возникает больше проблем, чем их успевают решать. Путин предлагает оперативно решать вопросы, которые создают текущие вызовы террористов, не обсуждая при этом тему вступления или невступления в НАТО. И очевидно, что подтвердились утверждения относительно военной устарелости НАТО как системы безопасности.

Так же и с Евросоюзом. Мы не должны сегодня уходить с политической и военной сцены, мы должны предлагать решение и по Центральной Азии, и по талибам, и по послевоенной реорганизации Афганистана, и по резко обострившейся ситуации в бассейне Черного моря. Тяжелая нагрузка ложится на наши внешнеполитические и оборонные службы. Наши экономические ведомства также должны непрерывно предлагать решения. И если мы оказываем помощь Северному альянсу, мы вправе, ничего не требуя, тем не менее настаивать на ее признании и учете ее объемов, в том числе в будущих переговорах по долгам.

Я не жду сейчас прорывов в отношениях с НАТО. Потому что какие-то прорывы зависят от способности перестраивать мышление. Еще не скоро все осознают, чем новый класс угроз отличается от традиционного. В этом смысле, я думаю, России надо работать по двум направлениям: с США взаимодействовать по отражению атак террористов и одновременно вести стратегически важную политику с европейскими участниками стран НАТО по выработке долгосрочных решений.

Растет понимание, что складывается новая мировая ситуация, в чем-то похожая на холодную войну, когда будут формироваться новые средства защиты от новых угроз и новые союзы, которые не отменяют старых. В этом смысле НАТО и Россия имеют шанс завязать партнерские отношения, которые оживили бы, в частности, договор Россия-НАТО и превратили его в то, чем он не был, - в некий интерфейс между Россией и НАТО, промежуточную структуру в формировании будущего более широкого военно-политического союза.

Валерий Федоров, Центр политической конъюнктуры

Единственное, что сейчас требуется для сближения России и Запада, - от деклараций переходить к делу. Да, это хорошие и интересные разговоры, но ведь реального разворота пока не предвидится. Мы показали, что готовы сделать шаг навстречу, но Запад пока по инерции осторожничает. Думаю, для России сейчас задача # 1 - вступление в ближайшем будущем в Европейское экономическое пространство, промежуточную зону для европейских стран, не входящих в ЕС. Но и для этого потребуется долгий путь. А вступление в ЕС - это вопрос не столько экономический, сколько политический, ведь Евросоюз от экономической организации перешел фактически к созданию единого государства, и для России готовность вступления в ЕС будет означать то, что мы готовы пожертвовать своими национальными интересами.

Что касается НАТО, то я не думаю, что в ближайшем будущем, скажем в течение трех лет, Европа пойдет на формирование собственной военно-политической организации, которая будет отделена от НАТО. Последние теракты, напротив, подтолкнули западный мир к консолидации и интеграции, а не к разделению. В отдаленной перспективе это, конечно, может произойти, ведь Европа давно уже проявляет определенные желания дистанцироваться от США. Но, я полагаю, этот процесс обретет смысл не раньше, чем Европа поймет, удается ли ей экономическая интеграция, а это произойдет не раньше чем через два года после введения в оборот наличного евро.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Надежды на лучшее достигли в России исторического максимума

Надежды на лучшее достигли в России исторического максимума

Ольга Соловьева

Более 50% россиян ждут повышения качества жизни через несколько лет

0
983
Зюганов требует не заколачивать Мавзолей фанерками

Зюганов требует не заколачивать Мавзолей фанерками

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Стилистика традиционного обращения КПРФ к президенту в этом году ужесточилась

0
1101
Доллар стал средством политического шантажа

Доллар стал средством политического шантажа

Анастасия Башкатова

Китайским банкам пригрозили финансовой изоляцией за сотрудничество с Москвой

0
1381
Общественная опасность преступлений – дело субъективное

Общественная опасность преступлений – дело субъективное

Екатерина Трифонова

Конституционный суд подтвердил исключительность служителей Фемиды

0
990

Другие новости