0
421
Газета Политика Печатная версия

18.07.2002

Геннадий Райков: "Наши предложения комиссия Козака не приняла"

Тэги: райков, козак

Проблемами реорганизации местного самоуправления занимается сейчас специальная государственная комиссия под началом замруководителя администрации президента Дмитрия Козака. Пока в ней идут долгие споры, в Госдуме уже появились свои законодательные инициативы, которые, с одной стороны, должны активизировать работу комиссии, а с другой - стать альтернативами тем законам, которые будут предложены нижней палате осенью. "НГ" попросила рассказать о сути депутатских законопроектов лидера группы "Народный депутат" Геннадия Райкова.

-Геннадий Иванович, можно ли рассматривать вашу инициативу о реформировании местных органов власти как альтернативу комиссии Козака?

- Пакет законов, который мы приняли летом 2000 года, оговаривает только два основания для отстранения от должности как губернаторов, так и руководителей местных органов власти. Первое - по решению суда в случае нарушения должностным лицом Конституции и законов страны, а второе - в случае возбуждения против него уголовного дела. Цель нашей инициативы совсем в другом. В каждом регионе местное самоуправление разное. В одном каждая деревня - это отдельное муниципальное образование, в другом - это уровень района. Никакого единого стандарта в России нет.

Довольно трудно представить себе, как действующие законы могут распространяться на глав местных администраций. Конечно, если кто-то нарушил закон, то его можно освободить от должности. Ну а если он ничего не нарушил, а просто безынициативный человек? Хороший тому пример - наводнение на юге России. Когда Путин посещал зону бедствия, он приводил факты, когда какой-то глава администрации погрузил в два "КамАЗа" свое личное имущество и уехал, а остальных жителей поселка предупредить о стихии "позабыл" - и весь поселок смыло водой. Против него можно возбудить дело, но только в том случае, если есть закон, где четко прописаны функции главы адмиcтнистрации. Ему ведь по должности не положено было предупреждать о наводнении, вот он и не предупредил. Поэтому мы и предлагаем ввести какой-то единый стандарт.

Мы долго ждали, когда комиссия Козака предложит что-то конкретное. Раз она пока ничего не предлагает, дальше спокойно наблюдать за неразберихой на этом уровне управления уже нельзя. Мы внесли два основных закона и ряд поправок к другим. Предлагаем принять закон о минимальных государственных социальных стандартах, в котором устанавливаются общий порядок и правовые основы их разработки и утверждения. Ведь если в настоящее время к полномочиям муниципалитетов относятся школы и больницы, то главная проблема здесь в их финансировании. Таким образом, мы фиксируем ответственность местных властей. А в проекте закона о социальных стандартах предлагаем обозначить коэффициенты для получения соответствующих бюджетных средств. За единицу измерения надо принять средние расходы исходя из тысячи жителей.

- Как же они высчитываются и подходит ли такая общая сумма для всех регионов?

- Есть государственная статистика, есть определенные затраты, производимые местным самоуправлением по факту. Все это надо изучить, обобщить, разработать определенные методики. Ясно, что, пока не будут введены социальные стандарты, местное самоуправление не будет управляемым. Поэтому в законе должен быть прописан механизм четкого контроля за расходованием бюджетных средств.

- И кто же будет этим заниматься?

- Мы в нашем законопроекте фиксируем, чтобы в местных бюджетах были, как и в прежние времена, строки целевого финансирования. Если деньги выделены, к примеру, на зарплату учителям, то местный глава не может их потратить на оплату коммунальных услуг. А смотреть за этим станут отделения федерального казначейства, потому что все равно все бюджетные деньги идут через него. Да, эта система выглядит жесткой, но если народ избрал руководителя муниципального органа, то тот должен знать все свои полномочия и объем финансов, который ему на эти полномочия выделяется.

- Кто получит право отправлять в отставку главу местного органа самоуправления, тем более что он все-таки избран на прямых выборах?

- Снимать его с должности сможет губернатор по представлению Законодательного собрания субъекта РФ. То есть депутат района, который получил от жителей многочисленные жалобы, может выйти в законодательное собрание с инициативой сменить главу муниципалитета, а Законодательное собрание, если оно с ним согласно, обращается к губернатору. Тот освобождает нерадивого руководителя и назначает выборы нового.

- А что по всем этим проблемам предлагает комиссия Козака?

- Наши предложения были поданы в эту комиссию, но, к сожалению, не были ею приняты. А мы, в свою очередь, не можем согласиться с их наработками. Мы считаем, что они неконкретные, в них не выражены ни социальные стандарты, ни границы ответственности муниципалитетов, ни санкции нарушителям. Теперь комиссия Козака должна будет поторопиться внести в Думу какие-то документы, потому что наши законы уже прошли традиционную процедуру, и если они будут поставлены в повестку дня заседания, то альтернативные законопроекты выносить уже будет нельзя, наш регламент это запрещает. А если комиссия все-таки внесет какой-то закон, то потом можно будет взять лучшее из всех альтернативных проектов.

- Какие еще законы группа "Народный депутат" рассматривает в качестве приоритетных?

- Перед нами лежит очень важный блок законопроектов по реформированию электроэнергетики, предложенный правительством. Согласительная комиссия по нему уже работает. На наш взгляд, законопроекты по реформированию электроэнергетики должны ответить на несколько важных вопросов. Первый - кто отвечает, как говорится, за розетку и столб, потому что потребителя волнует, есть ли в его доме электричество. В законах, внесенных правительством, никакого ответа на этот вопрос нет, из них получается, что за энергоснабжение страны отвечает президент России. Но отвечать-то должен конкретный чиновник.

Второй вопрос - зоны ответственности за снабжение электроэнергией для того же муниципалитета. И третье - должна быть четко прописана цепочка "электростанция - проводящая структура - потребитель" и больше никаких промежуточных звеньев и всяческих посредников. Сегодня никто не знает, кто сидит, так сказать, "на проводах". Поэтому и получается, что АЭС поставляют киловатт по 13 копеек, а мы с вами платим 90. Куда подевались остальные копейки? Что за вороны, сидящие на проводах, их склевывают?

Мы будем жестко требовать от правительства четких ответов, будем настаивать на прозрачности всех структур, на ликвидации ненужных посредников между электростанцией и потребителем электроэнергии.


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Нефтянники и правительство договорились по внутренним ценам на топливо

Нефтянники и правительство договорились по внутренним ценам на топливо

НГ-Online

Власти сохранили за собой право ввести заградительные пошлины...

0
1559
Цены на бензин рассорили правительство с нефтяниками

Цены на бензин рассорили правительство с нефтяниками

Анатолий Комраков

У вице-премьера Дмитрия Козака остается мало шансов для маневра

0
2151
Дмитрий Козак услышал промышленность

Дмитрий Козак услышал промышленность

Глеб Тукалин

В правительстве учтут замечания крупных энергопотребителей к планам введения оплаты сетевого резерва мощности

0
1596
Энергетики обрисовали новые схемы отъема денег у россиян

Энергетики обрисовали новые схемы отъема денег у россиян

Анатолий Комраков

Электричество и бензин будут дорожать опережающими темпами

0
3172

Другие новости

Загрузка...
24smi.org