0
626
Газета Политика Печатная версия

18.10.2002

"Компетентностное слабоумие"

Андрей Ваганов
Ответственный редактор приложения "НГ-Наука"

Об авторе: Андрей Геннадьевич Ваганов - ответственный редактор приложения "НГ-наука" "Независимой газеты".

Тэги: образование, стандарт, наука


Запомните, если сможете, ключевые слова: "вариативная компонента", "компетентностный подход", "углубление профилизации"┘ Более чем вероятно, что через два-три месяца именно эти мутанты бюрократического сленга составят каркас государственного образовательного стандарта. В Центре стратегических исследований состоялось заседание Российского общественного совета развития образования (РОСРО) и Общественного экспертного совета, на котором впервые на открытое обсуждение был вынесен проект "Федерального компонента государственного образовательного стандарта общего образования". Две довольно объемные книжки (по 300 страниц каждая), созданные авторским коллективом под руководством академиков Российской академии образования Эдуарда Днепрова и Владимира Шадрикова, могут стать для отечественной системы образования┘

А вот чем они могут стать, не знает сегодня никто. Даже, похоже, сами авторы-разработчики стандартов. "Что из себя представляет предложенный проект стандарта? - вопрошал Ярослав Кузьминов, ректор Высшей школы экономики, сопредседатель РОСРО. - Добротный документ ХХ века, но не отвечающий на некоторые важные вызовы XXI века. В нем есть иностранный язык со второго класса, усиленные курсы информатики и обществоведения, предметные стандарты для профильных школ. Однако на данный момент стандарт по-прежнему воспринимается как планка, задающая для всех одинаковые якобы минимальные требования".

Еще более определенно высказался профессор, заведующий кафедрой психологии МГУ Александр Асмолов: "Ради чего мы должны вводить эти стандарты? Можно написать еще 2-3 таких же тома; это будет труд, труд для истории. Мы получаем фактически закон о минимуме качества образования. Эта идеология весьма уязвима".

Разработчики стандарта, в свою очередь, настаивают, что ими двигало исключительно благое стремление - снизить перегрузку детей в школе. (Вроде бы сегодня 40% школьников подвергаются постоянному стрессу в школе и дома, так как не могут справиться с программой.) В итоге - снизили: число часов на преподавание иностранного языка (в проекте даже появляется термин "мировой язык") превышает теперь число часов, отводимых на русский язык. Научный редактор журнала "Эксперт" Александр Привалов не без основания назвал это "проектом колониальной школы". "Принятие этого проекта будет распиской в национальном слабоумии", - резюмировал Привалов.

"Предложенный проект ни в коей мере нельзя считать готовым и перспективным, - заявил ректор МГУ имени М.В. Ломоносова Виктор Садовничий. - Ни один специалист из МГУ не был привлечен к работе над этим стандартом. Наши ведущие ученые дали отрицательные отзывы по разделу химии, физики, математики. Чуть лучше - по гуманитарному циклу".

Зато, как мыслится разработчикам стандарта, разгруженный школьник после окончания учебного заведения теперь сможет свободно ориентироваться на рынке труда или более полно обеспечить свою личную безопасность. Ну действительно, как выразился председатель комитета Госдумы РФ по образованию и науке Александр Шишлов, "зачем ребенку решать задачи, которые ему не пригодятся"! Тут спорить не приходится: умение заполнить анкету на бирже труда - это более актуальное знание, чем умение хотя бы сформулировать теорему Пифагора. А все вместе в проекте стандарта это называется "востребованность результатов образования в жизни". Или, как подчеркнул министр образования России Владимир Филиппов, "практико-ориентированные знания - это именно то, что сейчас нужно школе".

Чем сердце успокоится? Несомненно, что в итоге проект стандарта┘ будет принят. Просто деваться некуда. Дело в том, что об образовательных стандартах говорится в седьмой статье закона об образовании. Вот и президент России в Послании Федеральному собранию назвал принятие закона о стандартах задачей года. По словам министра Владимира Филиппова, если стандарт не будет принят до декабря-января, то в ближайшие четыре года никаких изменений в школе ожидать не приходится - просто существует временной лаг в 2-3 года от момента принятия до момента практического введения стандарта.

И в лучшем случае, судя по большинству прозвучавших в Центре стратегических оценок мнений экспертов, это будет бесполезный документ. "Честно говоря, нормального учителя этот стандарт не затронет", - в какой-то мере резюмировал обсуждение депутат Мосгордумы Евгений Бунимович. Кстати, Евгений Абрамович, сам известный преподаватель математики, как раз более или менее миролюбиво настроен по отношению к проекту образовательного стандарта. Оно похоже на правду, ведь содержание образования не стандартизуется; стандартизуются условия получения образования. Но это, кажется, России пока не грозит.


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Современная отечественная аспирантура не может удовлетворить запросы экономики

Современная отечественная аспирантура не может удовлетворить запросы экономики

Гульнара Краснова

Вадим Гриншкун

Научные кадры без ученой степени

0
272
Второе начало наукодинамики

Второе начало наукодинамики

Юрий Магаршак

Почему плагиат – тягчайшее преступление для ученого

0
464
Провал национального масштаба

Провал национального масштаба

Анастасия Башкатова

За полгода Россия еще больше отдалилась от обозначенных президентом целей

0
2698
Эмират на нефти и золоте

Эмират на нефти и золоте

Николай Мамулашвили

Как природные ресурсы облегчают кувейтцам быт

0
952

Другие новости

Загрузка...
24smi.org