0
348
Газета Политика Печатная версия

21.06.2004

Охотный Ряд покидают эксперты

Тэги: дума, отставка, грызлов


«Единая Россия» приступает к радикальной реформе думского аппарата. Уже на этой неделе Охотный Ряд начнут покидать думские чиновники, в услугах которых депутаты больше нуждаться не будут. Сокращению подлежит более 300 штатных единиц, из которых примерно треть – опытные профессионалы вовсе не пенсионного возраста. Однако и они попали под урезание, которому, согласно приказу Бориса Грызлова, должно подвергнуться каждое подразделение аппарата нижней палаты. Смысл реформы очевиден: поскольку законотворческий процесс стал исключительной прерогативой Кремля и Белого дома, необходимость в парламентской экспертизе фактически отпала.

Спикер не пожалел даже своих людей – численность его личной канцелярии тоже ужимается на 10%. К концу нынешнего года, когда на улицу уйдут последние ненужные специалисты, обслуживать депутатов останутся чуть более полутора тысяч сотрудников думского аппарата.

Впрочем, реформа аппарата, конечно же, была затеяна вовсе не для того, чтобы избавиться от сравнительно небольшого количества чиновников. Ее основной целью является структурная переделка Думы под задачи, стоящие перед «Единой Россией». Придуман и соответствующий лозунг – «Довести численность аппарата до уровня 1994 года». Напомним, что в 1994 году нижняя палата только начинала свою работу, законодательный процесс еще не был отлажен, существовал дефицит кадров, да и понимания того, какие же законы должны быть в стране. Правительство тогда тоже компетентностью не блистало – и все это вместе взятое приводило к тому, что качество законов было крайне низким. Первую Думу нельзя было назвать настоящим парламентом – особенно по сравнению с только что разогнанным Верховным Советом.

Казалось бы, о тех временах сейчас лучше и не вспоминать. Тем не менее выбор лидерами ЕР именно такой точки отсчета выглядит вовсе не случайным: как известно, главной задачей думской фракции ЕР является одобрение законопроектов, представляемых от имени президента и правительства. Причем, заметим, одобрение весьма оперативное и неконфликтное, как это и положено законосовещательному органу, в который «единороссы» превращают четвертую Думу. И для нее совсем не нужен многочисленный и профессиональный аппарат, а наоборот, нужно, чтобы влияние думских комитетов, которые, хотя и возглавляются представителями ЕР, часто вступают в споры по поводу поступающих сверху проектов, было резко сокращено. Поэтому в руководстве ЕР и созрел план образовать в составе центрального думского аппарата некое суперуправление, которому следовало бы передать все полномочия по экспертно-аналитической работе над законами. Аппаратам же комитетов предполагалась оставить только функции делопроизводства, а сами комитеты и входящих в них депутатов превратить, по сути дела, в статистов.

Правда, если посмотреть на проводимую реформу аппарата нижней палаты с этой точки зрения, то следует отметить, что никаких особо видимых успехов у «единороссов» здесь пока нет. Прогнать неугодных людей было довольно легко, но вот создать какую-то принципиально новую структуру общедумского масштаба оказалось невозможным – прежде всего из-за внутреннего сопротивления самих депутатов из «Единой России». Против превращения себя в актеров из массовки выступили председатели комитетов, подключив, понятное дело, разнообразные рычаги влияния. Главы комитетов, кстати, первоначально не поддержали и идеи сокращения своих аппаратов, объясняя, что там и так работать некому. Затем, впрочем, произошел простой размен: средний слой думских начальников согласился на урезание штатного расписания, но сохранил неизмененной свою законотворческую компетенцию. Тем не менее можно предположить, что точка в данном споре еще не поставлена: влияние думских комитетов на законодательный процесс, вполне вероятно, может быть сильно ослаблено в результате обычных аппаратных интриг.

По некоторым сведениям, политическое руководство фракции ЕР для этого пойдет по уже изведанному в нашей стране пути, по которому всегда двигались все прежние российские кабинеты министров. Напомним, что во всех них – от черномырдинского до касьяновского – департаменты центрального правительственного аппарата дублировали, а то и вовсе подменяли собой то или иное министерство и без их согласия не могло быть принято ни одного важного решения.

Данная схема, видимо, будет вводиться в действие постепенно, а пока думский аппарат не превратился в такое средство контроля за депутатскими массами, на Охотном Ряду действуют другие, но тоже эффективные методы. ЕР имеет большинство в каждом более или менее значимом комитете, а значит, все их решения предопределены. Если же случаются какие-то сбои, то всегда есть президиум фракции, который может откорректировать неправильные действия нижестоящих товарищей.


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


ХАМАС считает отставку министра обороны Израиля признанием поражения

ХАМАС считает отставку министра обороны Израиля признанием поражения

0
375
Бюджет "круговой обороны" утвержден в Госдуме

Бюджет "круговой обороны" утвержден в Госдуме

Ольга Соловьева

Накопление резервов для чиновников оказалось важнее роста и развития страны

0
1028
Генпрокурор Украины заявил об отставке

Генпрокурор Украины заявил об отставке

0
518
Неожиданные повороты депутата Лысакова

Неожиданные повороты депутата Лысакова

Михаил Солотин

Обсуждение темы ОСАГО в Госдуме становится все более скандальным

0
1325

Другие новости

Загрузка...
24smi.org