0
521
Газета Политика Печатная версия

29.03.2006

Госсовет решал, как не выбросить деньги на ветер

Наталья Савицкая
Обозреватель «Независимой газеты»

Об авторе: Наталья Михайловна Савицкая - обозреватель "НГ".

Тэги: госсовет, образование, бюджет


Если одним словом попытаться обозначить главную идею прошедшего в пятницу Госсовета, то она в том, как с максимальной пользой потратить деньги, счастливо свалившиеся на наше образование. Ведь расходы на образование, как заметил основной докладчик, глава Карелии Сергей Катанандов, возросли сегодня аж в 5 раз. Эта максимальная польза, как замечено в докладе рабочей группы Госсовета, – в скорейшем осуществлении национального проекта «Образование». А проект, в свою очередь, не может быть достойно проведен без «сопутствующих» мер, включающих введение отраслевой системы оплаты труда и повсеместный переход на нормативное финансирование учебных заведений.

Но даже всего этого, как оказалось, может быть мало. Ситуацию в корне может исправить только реальное и немедленное повышение зарплаты учителю. Этот фактор успешности образования в целом и нацпроекта в частности Сергей Катанандов обозначил (как ни странно) вскользь, после завершения своего доклада и только после пристрастного вопроса председательствующего на Госсовете президента Владимира Путина: «Какие вы предлагаете пути решения проблемы?» Увы, но самый простой и быстрый способ повышения учительской зарплаты забраковал, как следовало из ответа Сергея Катанандова, «всемогущий» Минфин. Не раздражая Минфин, исправить положение может новая система оплаты труда и значительная дифференциация ее в зависимости от квалификации педагога – так считает министр образования и науки РФ Андрей Фурсенко.

Пожалуй, проблема учительской зарплаты – одна из самых острых, обсуждавшихся на Госсовете. Все остальные темы уже не вызвали ни у кого острых дискуссий. Всем ясно, что нужно делать что-то с нашим высшим образованием, которое продолжает «плодить» кадры, абсолютно не нужные нашей экономике. Все понимают, что важно переориентировать систему начального высшего образования, которая опять же нацелена на подготовку учащихся к поступлению в вузы. И знают, что хромает воспитательная функция школы. Даже проблему единого государственного экзамена на Госсовете обозначил только лишь глава Татарстана Минтимер Шаймиев. И получил на эту реплику немедленный отпор министра Фурсенко. Согласно данным результатов по ЕГЭ, количество сельских школьников, поступивших в вузы по результатам ЕГЭ, возросло почти на 10%.

И уже совсем зримые очертания приобрела ранее критикуемая идея национальных университетов (с достойным финансированием). Идею активно поддержал мэр Москвы Юрий Лужков. Правда, назвать «национальными» сегодня решились только два университета – Московский госуниверситет имени М.В. Ломоносова и Санкт-Петербургский. Для остальных вузов глава Томской области Виктор Кресс потребовал сегодня хотя бы «права создавать предприятия и возможности вести инновационную деятельность». Комментируя предложения по вузам, президент страны заметил, что высшее образование должно быть максимально гибким. Чтобы можно было максимально быстро подготовить и переподготовить специалистов для той или иной отрасли.

Не вызвал дискуссий даже острый вопрос о реструктуризации сельских школ. Губернатор Калужской области Анатолий Артамонов заявил о закрытии в области 14 таких школ. И тут же поспешил добавить, что решение о закрытии принимали сами родители и учителя на сельских сходах. (Очевидно, помня наказ президента страны подходить к решению проблемы взвешенно и осторожно.) А Владимир Путин еще раз напомнил присутствующим о проблеме большого количества малокомплектных школ, отметив, что содержание их обходится государству дорого, а образование в них – на крайне низком уровне.

В общем, преобразования наступают по всем фронтам. И твердо верить нас призывают только в одно: среднее образование доступно всем гражданам России и все так же бесплатно. В этом заверил на Госсовете президент страны┘ И добавил: «Образование должно быть доступным для наших граждан, а его качество – соответствовать лучшим образцам. Нужны и принципиально новые оценки качества образования, причeм с опорой на критерии, предъявляемые обществом, экономикой, работодателями, рынком труда».

Судя по беглому опросу участников по «горячим следам», каждый ушел с собрания, укрепивши в своем сознании какую-то одну, важную для себя идею. Например, ректор Высшей школы экономики Ярослав Кузьминов назвал новым и принципиально важным решение о судьбе системы начального и среднего профобразования. «Нам нужно, чтобы в эту область шли не неудачники, которые когда-то не поступили в высшие учебные заведения, а те, кто выбирает этот вид образования осознанно», – заявил Ярослав Кузьминов «НГ». Ректор Санкт-Петербургского университета Людмила Вербицкая призналась, что считает важным сохранение самостоятельности и приоритетное финансирование национальных университетов. Так же дальновидным считает и решение о создании бизнес-школ.


статьи по теме


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Бизнес испугался бюджетного кризиса и неуправляемой инфляции

Бизнес испугался бюджетного кризиса и неуправляемой инфляции

Анастасия Башкатова

Российские предприниматели не ощутили пользы от переизбытка денег в казне и резервах

0
1561
Бюджет "круговой обороны" утвержден в Госдуме

Бюджет "круговой обороны" утвержден в Госдуме

Ольга Соловьева

Накопление резервов для чиновников оказалось важнее роста и развития страны

0
1263
Вузы разделят на категории по качеству

Вузы разделят на категории по качеству

Наталья Савицкая

Вопрос объединения аккредитации и лицензирования в одну процедуру остается открытым

0
1148
Профицит федерального бюджета за январь-октябрь 2018 года составил 3,6% ВВП

Профицит федерального бюджета за январь-октябрь 2018 года составил 3,6% ВВП

0
762

Другие новости

Загрузка...
24smi.org